ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к профилактике девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Социально-педагогический потенциал игротерапии как средства профилактики девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ
2.1 Организация, методы исследования и результаты диагностического этапа эмпирического исследования
2.2 Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена напряженной, неустойчивой социально-экономической обстановкой, сложившейся в настоящее время, способствующей росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Особое внимание и тревогу вызывает повышение агрессивности и девиантного поведения современных детей.
Профилактика девиантного поведения сегодня является одной из важнейших проблем современного общества. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Д.И. Абдуллаева, Е.В. Бондаревская, С.Н. Дубинин, Ж.И. Забродин, Е.В. Змановская, В.Т. Кондрашенко, А.И. Кочетов, И.А. Литвинов, И.Б. Михайловская, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.) обоснована необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики девиантного поведения [10; 13; 22]. При этом, основные меры профилактики девиантного поведения разрабатываются для подростков, а для детей дошкольного возраста, этот вопрос еще остается открытым.
Одним из путей профилактики девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста может стать использование игровой терапии. В отечественной психологии игровую деятельность изучали Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [17], Д.Б. Эльконин [25] и др. В зарубежной психологии теории игр представлены в работах К. Бюлера, К. Гросс, Д.Г. Мида, Дж. Селли, Г. Спенсер, В. Штерн.
Актуальность темы и недостаточная изученность проблемы способствовали выбору темы настоящего исследования: «Игротерапия как средство профилактики девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – профилактика девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс организации профилактики девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы к профилактике девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время девиантным называют поведение, которое отклоняется от социальных норм. Девиантное поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам) [7].
Девиантное поведение имеет специфические особенности:
– девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
– девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, то есть может носить деструктивный или аутодеструктивный характер;
– девиантное поведение – это преимущественно стойко повторяющееся поведение (многократно или длительно);
– для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
– девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
– девиантное поведение обладает выраженным индивидуальным и половозрастным своеобразием [13, с. 102].
Таким образом, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ
2.1 Организация, методы исследования и результаты диагностического этапа эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования: выявить проявления девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе подбирались методы и методики исследования, выборка исследования;
– на втором этапе проводилось непосредственное выявление особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду;
– на третьем этапе осуществлялся анализ результатов исследования.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Анализ литературы показал недостаток методик, направленных на изучение девиантного поведения детей дошкольного возраста.
Для изучения проявлений девиантного поведения у дошкольников была использована методика Р. Жиля, которая предназначена для исследования структуры личностных отношений дошкольника с окружающими, особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности. В адаптации И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой методика Р. Жиля носит название «Фильм-тест» [20, с. 206].
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Определить характеристики девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста: повышенная агрессивность, которая выражается агрессивно-поведенческой реакцией; эмоциональная неустойчивость, легкий переход от повышенной активности к пассивности и, наоборот; неадекватное реагирование на определенные жизненные трудности или на неудовлетворяющий стиль общения ребенка со взрослым и сверстниками; решительность, пассивность или, наоборот, негативизм, упрямство, агрессия; чувство эмоционального дискомфорта, неопределенности, беспомощности, незащищенности, одиночества, чувства неудачи; повышенная тревожность как дезадаптивная реакция, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности.
2. Выявлен педагогический потенциал игротерапии как средства профилактики девиантного поведения. Игротерапия представляет собой средство профилактики и коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста благодаря тому, что игра активно и целенаправленно влияет на процесс становления личности дошкольника, затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Эффективность профилактического воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка посредством принятия, отражения и вербализации им свободно выражаемых в игре чувств. Игра служит моделью поведения для старшего дошкольника, является доступным средством для определения целей своих поступков, выбора из множества вариантов адекватных средств для достижения целей, а также принятие на себя ответственности за свое поведение.
3. Определены возможности игры как средства профилактики девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Игротерапия
1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александре. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 336 с.
2. Безматерных, Т.В. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т.В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 135-137.
3. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 364 с.
4. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-метод. комплекс / Т.В. Варенова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2007. – 112 с.
5. Вроно, М.Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков / М.Ш. Вроно // Психиатрия: научно-практический журнал. – 2008. – № 1 (31). – С. 21-23.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М: Смысл, 2004. – 512 с.
7. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. - № 20. – С. 84-91.
8. Данченкова, С.Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С.Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
9. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98-109.
10. Дубинин, С.Н. Предупреждение и преодоление девиантного поведения детей и подростков в образовательных учреждениях / С.Н. Дубинин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2008. – № 63. – С. 307-313.
11. Зайдуллина, Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г.Г. Зайдулина // Вестник Нижевартовск. Гос. пед. ун-та. – 2012. – № 20. – С. 84-91.
12. Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
13. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
14. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2005. – 412 с.
15. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Академия, 1997. – 386 с.
16. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – СПб: Владос-Пресс, 2010. – 288 с.
17. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: МОиПК, 1995. – 144 с.
18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
19. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
20. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
21. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романова. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.
22. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
23. Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хайзинга. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 351 с.
24. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
25. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.