ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Типы орфограмм
1.2. Понятие об орфографической зоркости
1.3 Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте данной темы
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Система работы по развитию орфографической зоркости в 1 классе
2.2 Диагностика орфографической зоркости в 1 классе
2.3 Изучение эффективности по развитию орфографической зоркости в 1 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования состоит в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок – отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила – орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Типы орфограмм
Важнейшим направлением обучения русскому языку в начальной школе является формирование грамотного письма, то есть письма, соответствующего нормам современного правописания.
Правильное письмо предполагает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Правила графики осваиваются первоклассниками в течение периода грамотности, в начальном курсе русского языка формируются только элементарные навыки пунктуации, но в содержание обучения правописанию входит изучение большого количества правил правописания, представляющих различные разделы русского правописания, а также базовые навыки правописания. Обучение грамоте в начальной школе предполагает формирование орфографических знаний и навыков.
Орфография (ortos - прямая, правильная, grapho - пишу) - «орфография» или правильное слово, соответствующее стандартам.
Орфография по определению В.Ф. Ивановой - это: 1) исторически сложившаяся система письма, которую общество принимает и использует; 2) правила обеспечения единообразного письма в тех случаях, когда альтернативы возможны; 3) соблюдение принятых правил (в данном случае речь идет о хорошем или плохом написании писем, диктовок и даже печатных изданий); 4) часть науки о языке (в письменной форме), которая изучает и устанавливает единообразие правописания [4, с. 1].
Сфера орфографии - это письмо, когда перед пишущим стоит задача выбора букв для обозначения определенного звука, который соответствует принятой в обществе орфографической норме.
В русской орфографии пять разделов:
1. Передача звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем (например, написание гласных и согласных в корнях, префиксов, суффиксов, окончаний слов из разных частей речи; написание символов ь и ъ);
2. Комбинированное, дефисное и раздельное написание слов (например, раздельное написание предлогов со словами, написание частицы не с разными частями речи);
3. Использование прописных и строчных букв (например, написание имен, использование заглавных букв в начале предложения и пр.).
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Система работы по развитию орфографической зоркости в 1 классе
На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, мы разработали систему работы по развитию орфографической зоркости в 1 классе.
Задачи эксперимента:
отобрать среди многообразия заданий, упражнений и дидактических игр те, которые будут способствовать формированию орфографической грамотности младших школьников и доступны для понимания с учетом возрастных особенностей;
целенаправленно включать в структуру урока выбранные задания, направленные на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных формированием орфографической грамотности;
экспериментально проверить эффективность данных заданий.
Одним из действенных способов повышения орфографической грамотности стало использование орфографических разминок. Они проводились на каждом уроке русского языка, за исключением контрольных работ. Орфографические разминки проводились в начале урока после проверки домашнего задания. В одних случаях орфографические разминки включались в минутки чистописания, в других – проводились после них.
Так, при работе над темой «Безударные гласные в корне слова» использовались следующие орфографические разминки:
Тема: «Правописание безударных гласных в корне»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Чистописание.
4. Орфографическая разминка
1. Словно царскую к..рону,
Носит он св..и р..га.
Ест лишайник, мох з..леный,
Любит снежные луга. (Лось.)
2. В птичник повадится…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. Правила графики усваиваются первоклассниками в период обучения грамоте, в начальном курсе русского языка формируются только элементарные пунктуационные умения, а вот содержание обучения орфографии включает изучение большого количества правил правописания, представляющих разные разделы русской орфографии, и формирование базовых орфографических умений, составляющих основу грамотности учащихся. Обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает формирование знаний и умений по орфографии.
Орфография (ortos – прямой, правильный, gráphō – пишу) - «правописание» или правильное письмо, соответствующее нормам.
Любое орфографическое действие начинается с нахождения орфограммы, если ребенок не умеет находить в словах, словосочетаниях орфограмму, то и не сможет определить ее тип, а значит и проверить. Это умение является основным в обучении грамотному письму. Научить видеть орфограммы – значит сформировать орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость – это способность (умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные списывающим (собственные или чужие).
Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия:
- мотивация орфографического действия с целью реализации коммуникативной направленности письменной речи;
- проведение пропедевтической работы по орфографии в период обучения грамоте для развития теоретического мышления;
- моделирование орфографических понятий и действий, правил как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
- целенаправленное и систематическое применение упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип;
- организация творческой деятельности для развития познавательной активности учащихся.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1987. – 160 с.
2. Баранов, М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии : начинающему учителю / М. Баранов // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 35-38.
3. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости / Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 35-39.
4. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html.
5. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Электронный ресурс] / А. Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 584-586. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=22484289.
6. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия : система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / Н. М. Котикова // Начальная школа. – 2001. – № 11. – С. 39-40.
7. Лобенцева, Т. Орфографические сказки [Электронный ресурс] / Т. Лобенцева. – URL : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200202811.
8. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
9. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
10. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи : учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / сост. Т. П. Сальникова. – М. : Сфера, 2000. – 240 с.
11. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системнодеятельностного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Никулина // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 788-790. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680.
12. Плотникова, С. В. Методические основы начального языкового образования : учеб. пособие для студентов Ин-та педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2012. – 251 с.
13. Польяновская, Е. А. Пишем без ошибок : раскраска-тренажер для учащихся 3 кл. / Е. А. Польяновская. – М. : Эксмо, 2016. – 32 с.
14. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – М. : Дрофа, 2005. – 187 с.
15. Сайфулина, С. А. Развитие у детей умения ставить орфографические задачи / С. А. Сейфулина // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 3. – С. 40-43.
16. Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. – М. : Просвещение, 1991. – 144 с.
17. Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : НИО, 2014. – 120 с.
18. Фролова, Е. Развитие орфографической зоркости / Е. Фролова // Учитель. – 2013. – № 1. – С. 63-68.
19. Фролова, Л. А. Обучение русскому языку в современной начальной школе : метод. пособие / Л. А. Фролова. – М. : АРКТИ, 2002. – 192 с.
20. Шереметевский, В. П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности / В. П. Шереметевский // Шереметевский В. П. Сочинения / В. П. Шереметевский. – М., 1897. – С. 35-90.