ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА НЕОВИКТОРИАНСКОЙ ПРОЗЫ
1.1 Неовикторианство как феномен современной британской культуры
1.2 Теоретические аспекты изучения неовикторианского романа
1.3 Жанровое своеобразие английского неовикторианского романа
ГЛАВА 2 ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А.С. БАЙЕТТ
2.1 А.С. Байетт – писатель и литературовед
2.2 К истории создания неовикторианских романов А.С. Байетт
ГЛАВА 3 НОВЕЛЛА А.С. БАЙЕТТ «МОРФО ЕВГЕНИЯ»
3.1 Новелла «Морфо Евгения»: сюжетно-композиционный уровень
3.2 Идейно-тематический уровень новеллы «Морфо Евгения»
3.3 Художественно-образный уровень произведения А.С. Байетт «Морфо Евгения»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Викторианская эпоха в истории Великобритании занимает особое место: как период наивысшего экономического и культурного расцвета, беспрецедентного международного влияния колониальной власти, она оставила неизгладимый след в исторической памяти народа. Неудивительно, что живой интерес ко всему викторианскому – языку, образу жизни, традициям, искусству и, конечно, литературе – особенно ярко проявился в английской литературе и искусстве на пороге XXI-го века, после переоценки культурного и исторического наследия прошлых эпох. «Обращение современных английских писателей к викторианской эпохе обусловлено особой любовью и уважением, которые британцы питают к этому периоду своей истории – <...> периоду зарождения и консолидации традиций, образу жизни, который сохранился до нашего времени, периоду самого понятия «английскости» (Englishness)» [Скороходько 2011, с. 246].
Современные литературные произведения, которые содержат ссылки на викторианскую традицию в той или иной форме, называются «неовикторианскими» и считаются своего рода романом постмодерна, или, точнее, жанром историографического метаромана.
Л. Хатчен описывает произведения этого жанра как наделенные желанием сократить разрыв между прошлым и настоящим и «переписать» прошлое с точки зрения настоящего [Hutcheon, p. 118] из-за того, что он изображает исторические события с одной стороны и подчеркивает принципиальную неспособность подтвердить историческую достоверность прошлого, с другой.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА НЕОВИКТОРИАНСКОЙ ПРОЗЫ
1.1 Неовикторианство как феномен современной британской культуры
Рубеж XX – XXI веков ознаменовался высоким интересом ко всему викторианскому: образу жизни викторианцев, их традициям, искусству и, в частности литературе. Обращение к викторианской эпохе и викторианским ценностям в ХХ веке проявилось в форме неовикторианства. Неовикторианство как культурное и социальное явление, представляющее собой современную трансформированную форму викторианства, зародилось в последней трети ХХ века в Великобритании. Оно заявило о себе в литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве, кино, архитектуре, моде, этикете.
Возникновение неовикторианства как культурного и литературного направления вызвано интересом британцев к своему историческому прошлому и культурному наследию викторианской эпохи, а также ностальгией и уважением к данной эпохи истории Великобритании. Викторианскую эпоху называют одним из самых значительных периодов в истории Англии. В это время Великобритания заняла лидирующие позиции в мире, здесь произошли промышленная и научно-техническая революции. Эпоха викторианства ассоциируется у англичан с особым величием, стабильностью и порядком, а также с уважением к культурным и моральным ценностям.
Следует отметить, что интерес к традициям времен королевы Виктории в настоящее время не только сохраняется, но и растет. Мнения исследователей, объясняющих причины этого факта, разнятся.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ А.С. БАЙЕТТ
В данной главе мы рассмотрим ключевые аспекты биографии и творческого пути А.С. Байетт, которые, по нашему мнению, оказали влияние на формирование и становление ее как писателя и литературного критика и проследим историю создания неовикторианских романов английской писательницей.
2.1 А.С. Байетт – писатель и литературовед
Антония Сьюзен Байетт родилась 24 августа 1936 года в семье судьи Джона Дрэббла и его жены Кэтлин, выпускницы Кэмбриджа. Немаловажным является тот факт, что в детстве будущая писательница много читала – по ее собственному признанию, практически спасалась книгами, когда ее приковывали к постели приступы астмы. Впечатления от прочитанного неизбежно вызывали (и, по словам Байетт, вызывают до сих пор) желание писать самой. Впрочем, отметим, что детские опыты создания литературных произведений, как часто это бывает, не устроили требовательного к себе автора и были сожжены.
Более удачными оказались опыты студенческие. Байетт поступает в Кэмбридж, в Ньюнам-колледж, где начинает писать (в основном, во время лекций) роман про студентку, которая хочет написать роман. Впоследствии Байетт признается, что с радостью писала бы о чем-нибудь другом, но ничего другого на тот момент не знала. Закончена и опубликована книга будет уже гораздо позже, в 1964 году, под названием «Тень солнца» («The Shadow of the Sun»). До сих пор этот первый роман остается одним из самых читаемых произведений Байетт – при том, что и прочие ее книги вовсе не обделены вниманием публики.
ГЛАВА 3. НОВЕЛЛА А.С. БАЙЕТТ «МОРФО ЕВГЕНИЯ»
«Морфо Евгения» (Morpho Eugenia) является первой частью дилогии «Ангелы и насекомые» (Angels and Insects, 1992) известной британской писательницы, лауреата Букеровской и других литературных премий Антонии Сюзан Байетт. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить особенностей жанра нео-викторианской прозы на примере романа А.С. Байетт «Морфо Евгения».
3.1 Новелла «Морфо Евгения»: сюжетно-композиционный уровень
Как мы отметили ранее, новелла «Морфо Евгения» (Morpho Eugenia) входит в состав дилогии «Ангелы и насекомые» (Angels and Insects) Антонии Сюзан Байетт.
По замечанию Antonija Primorac, новелла «Морфо Евгения» представляет собой «a landscape created of texts and discourses – if not thoroughly made up of other texts (and perhaps paintings), then made up of their structure, their feel, their attitude and their motifs» [Primorac, с. 3].
Действие в «Морфо Евгения» разворачивается в наследственном имении пастора Алабастера в хронологически точное время: с 1859 по 1863 годы.
В «Морфо Евгения» писательница сравнивает систему взаимоотношений в викторианской семье с жизнью общественных насекомых. В тексте проводятся последовательные аналогии между времяпрепровождением обитателей дома, их целями и желаниями с функционированием муравейника или пчелиного улья. «Морфо Евгения» рассказывает историю сватовства и недолгой семейной жизни талантливого натуралиста Вильяма Адамсона на девушке из богатой семьи Евгении Алабастер, которая воспользовалась его чувством, чтобы скрыть извращенные отношения с единокровным братом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя феномен неовикторианства в современной британской культуре, мы пришли к выводу, что зародившееся в последней трети ХХ в. в Англии культурное и социальное явление представляет собой попытку возрождения викторианства в новом ракурсе, пересмотр, переоценку и своего рода критику викторианских ценностей и устоев викторианского общества.
В свою очередь, возрождение викторианской эпохи в литературе привело к возникновению литературы неовикторианства, состав которой сформирован неовикторианской поэзией, прозой и драматргией. Одним из наиболее ярких проявлений неовикторианства в литературе стал неовикторианский роман. В настоящем исследовании под «неовикторианским романом» мы, вслед за D. Shiller понимаем исторический роман, соединяющий в себе постмодернистскую историографичность с традиционным культурно-историческим подходом, и обращающийся в прошлое для того, чтобы проследить, как это прошлое видоизменяется под воздействием современных событий.
Существующая хронологическая классификация историографического метаромана, предложенная S. Onega, заключается в разделении авторов английского исторического романа эпохи постмодернистов на два поколения – старшее и младшее. Отметим, что, согласно автору классификации, А.С. Байетт относится к представителям молодого поколения романистов, в то время как дополненная классификация Ю.С. Скороходько предлагает рассматривать творчество писательницы как представителя более старшего поколения.
1. Байетт, С.А. Ангелы и насекомые : Морфо Евгения. Ангел супружества / С.А. Байетт ; пер. М. Наумов. – М.: Изд-во Независимая Газета, 2000. – 416 с.
2. Виноградова, Ю. Между небом и землей / Ю. Виноградова // Иностранная литература. – 2001. – №5. – С. 272-274.
3. Владимирова, Н.Г. Аксиологическое содержание «переиначивающего модуса» персонажных вставных текстов в романе «Морфо Евгения» А.С. Байетт / Н.Г. Владимирова // Вестник Белтийского федер. ун-та им. И. Канта. – 2018. – №1. – С. 65-71.
4. Егиазарян, Г.В. Библейские мотивы в «Морфо Евгения» А.С. Байетт / Г.В. Егиазарян // Filologicke vedomosti. – 2016. – № 3. – С. 40-45.
5. Егиазарян, Г.В. Модели взаимоотношений мужчины и женщины в «Морфо Евгения» А.С. Байетт / Г.В. Егиазарян // Филологические науки. – 2016. – №9 (63). – С. 18-21.
6. Егорова, В.В. К вопросу о неовикторианском постмодернизме в английской литературе (на примере романа Сары Уотерс «Fingersmith») / В.В. Егорова // Литература народов стран зарубежья. – 2017. – №5 (25). – С.
7. Мартуль, В.А. О феномене неовикторианского романа (на материале произведения С. Уотерс «Тонкая работа») / В.А. Мартуль, Н.Ю. Ивойлова // Социальные и гуманитарные знания. – 2018. – №2. – С. 117-122.
8. Муратова, Я.Ю. Проблема «гибридности» в произведениях А.С. Байетт «Ангелы и насекомые» и «Свистящая женщина» / Я.Ю. Муратова // Известия Саратовского ун-та. – 2020. – №1. – С. 85-90.
9. Скороходько, Ю.С. Жанровое своеобразие английского неовикторианского романа 1990-х – 2000-х годов / Ю.С. Скороходько // Культура народов Причерноморья. – 2012. – №.237. – С. 189-192.
10. Скороходько, Ю.С. Эволюция английского неовикторианского романа / Ю.С. Скороходько // Культура народов Причерноморья. – 2011. – №206. – С. 55-57.
11. Толстых, О.А. «Морфо Евгения» А. Байетт и «Женщина французского лейтенанта» Дж. Фаулза : интертекстуальный диалог / О.А. Толстых // Мировая литература в контексте культуры. – 2007. – №2. – С.155-159.
12. Толстых, О.А. Неовикторианский постмодернизм Антонии Байетт (на примере романа «POSSESSION») / О.А. Толстых // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2005. -- № 11. – С. 89-93.
13. Bormann, D.C. The Articulation of Science in the Neo-Victorian Novel: A Poetics (And Two Case-Studies) / D.C. Bormann. – Bern: Peter Lang, 2002. – 335 p.
14. Byatt, S.A. Angels & Insects: Two Novellas / S.A. Byatt. – London, Vintage International, 1993. – 354 p.
15. Hutcheon, L. Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction / L. Hutcheon. – London: Rout-ledge, 1988. – 268 p.
16. Onega S. British Historiographic Metafiction in the 1980s / S. Onega // British Postmodern Fiction / ed. Th. D’haen, H. Bertens. – Amsterdam, Atlanta : Rodopi, 1993. – P. 47-61.
17. Parey, A. Revolutionary Closure in A.S. Byatt’s Neo-Victorian Fiction / A. Parey // Études britanniques contemporaines. – 2019. – №56. – Р. 1-14.
18. Primorac, A. Gender subversion and Victoriana in A.S. Byatt’s Morpho Eugenia / A. Primorac, I. Balint-Feudvarski // Zb. rad. filoz. fak. Splitu, – 2011. – №4. – Р. 221-235.
19. Shiller, D. Neo-Victorian Fiction: Reinventing the Victorians : a dissertation … for the degree of Doctor of Philosophy / D. Shiller ; Univ. of Washington. – Washington, 1995.
20. Shiller, D. The Redemptive Past in the Neo-Victorian Novel / D. Shiller // Studies in the Novel. – 1997. – №29 (4). – Р. 538-560.
21. Schwan, A. Review of Neo-Victorianism: The Victorians in the Twenty-First Century, 1999-2009 by Ann Heilmann and Mark Llewellyn / A. Schwan // Contemporary Women's Writing. – 2011. -- № 2. – Р. 161-162.