Личностные качества и потребности студентов как интернет-пользователей
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностные качества и потребности студентов как интернет-пользователей»
по дисциплине: «Психология»
2020
45.00 BYN
Личностные качества и потребности студентов как интернет-пользователей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Минский государственный лингвистический педагогический университет
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
1.1 Разработка проблемы киберсоциализации современного студента
1.2 Влияние сети Интернет на личностные качества студента
1.3 Структура мотивационно-потребностной сферы студентов в сети Интернет
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ученые различных специальностей отмечают многогранный характер влияния высоких технологий, все больше внедряемых в повседневную жизнь человека, на развитие личности. Последствия функционирования информационных технологий чрезвычайно разнообразны – они изменяют природу и потребности человека, его социальные связи, организационные формы и содержание социального взаимодействия.
Основным пользователем Всемирной паутины в Беларуси является молодежь. Если среднее число пользователей Интернета в Беларуси составляет 71,1%, то среди белорусов в возрасте 16-24 лет этот показатель достигает своего максимума - 98,1%. Эти годы приходятся на годы юности и студенчества. Студенты чаще, чем другие группы населения, пользуются услугами Интернета. Роль Интернета трудно переоценить: он упрощает доступ к необходимой информации, обладает большим количеством ресурсов, экономит время студента на подготовке к занятиям в вузе, а также повышает эффективность обучения за счет удачного подбора информации в источниках.
Будучи самым прогрессивным слоем общества, студенты легко принимают новые вещи, используют новые возможности и способы поиска информации и общения с людьми. Среди особенностей этого возраста – мужество, решительность, стремление к независимости, умение хобби. Специфика этого возраста может также способствовать распространению хобби для общения в Интернете.
Казалось бы, в первом случае, когда становится возможным удовлетворить потребность в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это не всегда так.
Видимо, это можно объяснить спецификой сетевого самопредставления. Самопредставление в сети каким-то образом связано с реальной идентичностью пользователя (например, заявляется, что самопредставление в сети является реализацией желаний).
В рамках определения особенностей студентов как интернет-пользователей нужно отметить, что интернет оказывает определенный уровень влияния на личность и самооценку человека. По этой причине есть необходимость в определении особенностей в формировании личностных качеств каждого отдельного пользователя сети Интернет [1, с.26].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
1.1 Разработка проблемы киберсоциализации современного студента
Сегодняшний динамичный мир называется эпохой информатизации и цифровизации. Интернет – это технология, которая имеет решающее значение в эпоху информационных технологий. Эта глобальная сеть компьютерных технологий, в настоящее время в значительной степени основанная на беспроводных коммуникационных платформах, обеспечивает повсеместную возможность мультимодальной интерактивной связи в пространстве и времени. Растущая цифровая индустрия предоставляет продукты и услуги для различных отраслей - промышленности, образования, медицины, бизнеса, развлечений и досуга - и основные виды деятельности и коммуникации перемещаются в виртуальное пространство Интернета. Развитие информационных и коммуникационных систем делает мир более взаимосвязанным и размывает социальные, культурные и политические границы. Постоянно меняющаяся информационная среда Интернета сегодня становится одним из важнейших социально-культурных институтов и факторов развития личности [2, с.123].
Использование Интернета уже несколько десятилетий является атрибутом повседневной жизни современного активного человека. Как инструмент доступа к информации, стимулирующий развитие знаний, сохранение и распространение их результатов, Интернет можно соотнести с понятием ноосфера [5], как коллективный разум и накопитель знаний (мыслительная материя), единое информационное поле, совместно и открыто используемое для творческого социального, культурного, научного и технического развития личности, коллектива и населения планеты в целом [3, с.90].
Студенты чаще, чем другие группы, пользуются Интернетом по следующим причинам:
1. Во-первых, существует постоянная потребность в информации при подготовке к семинарам, экзаменам и заданиям. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Развитая сеть «поисковых систем», таких как Google, Yahoo, Yandex, Rambler и другие, позволяет легко находить нужную информацию. Такая доступность и легкость доступа к информации часто вызывает привыкание и затрудняет поиск информации в книгах, журналах и других источниках, оставляя в качестве приоритета только Интернет.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КАК ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: МГПУ (Минский государственный лингвистический педагогический университет). В исследовании приняли участие 53 студента данного учебного заведения в возрасте от 19 до 22 лет. Выборка составила 20 (37,7 %) юношей и 33 (62,3%) девушки. В связи с преобладающим количеством в выборке девушек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения личностных качеств и потребностей студентов как интернет-пользователей, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: личностные качества и потребности студентов.
Предмет исследования: личностные качества и потребности студентов как интернет- пользования.
Цель исследования: эмпирически обосновать личностные качества и потребности студентов как интернет-пользователей.
Задачи исследования:
1. Определить личностную готовность к переменам у студентов университета.
2. Выделить особенности восприятия интернета студентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что процессы киберсоциализации молодежи сегодня происходят не только в открытом информационном пространстве, но и в «глубоком» Интернете, что создает дополнительные опасности вовлечения молодых людей в опасные для физического и психического здоровья эксперименты и преступную деятельность.
Влияние сети интернет на формирование личностных качеств современных студентов крайне неоднозначно. С одной стороны, интернет является средством социализации, в рамках которого формируются основные психологические механизму личности студентов. С другой стороны, интернет может способствовать развитию негативного образа жизни, формированию негативных психологических черт, а также формированию оптимального уровня социальной активности и взаимодействия.
В рамках изучения особенностей влияния интернет-технологий на мотивационно-потребностную сферу личности студента, мы можем сделать вывод о том, что в рамках применения интернет-технологий, основные потребности личности студентов трансформируются и определяется общая система, в рамках которой функционирует человек.
С целью определения особенностей формирования личностных качеств и потребностей студентов как интернет-пользователей, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Личностной готовности к изменениям», «Восприятие интернете». В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– в рамках показателей личностной готовности студентов к переменам, в основном, характерным является средний уровень. Наиболее высокими являются результаты по шкале «Оптимизм». Около 55% опрошенных респондентов утверждают, что им характерен высокий показатель в рамках данного критерия.
– Наименее высокими оказались результаты в рамках шкалы «адаптивность». Около 45% опрошенных респондентов говорили о том, что есть необходимость в формировании более адаптивного стиля поведения, что может оказывать влияние на всю систему мировоззрения студентов.
– для данной выборки в основном, характерным является средний и низкий уровень принадлежности к сетевой субъкультуре (45% и 45%), высокий уровень в основном характерен для 10% опрошенных.
1. Арестова, О.Н., Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. // Вестник МГУ. – Сер.14. – 2016. – Вып.4. – с.25-31
2. Арестова, О.Н. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского – М.: Можайск-Терра, 2000. – 431 с.
3. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. – 2008. –Т. 19 – №1. – С.89-100.
4. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000.– 431 с.
5. Бирюков, В. «Сеть и наркомания». // Компьютерный еженедельник "Компьютерра" – №16. – 2008. – С. 13-15.
6. Боровкова, Н. Виртуальное зависание // журнал "Человек и наука".– 2012. – № 14. – 258 с.
7. Вейценбаум, Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум // От суждений к вычислениям. / Дж. Вейцебаум. – М.: Академия, 2012. – 257 с.
8. Вересаева, О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». // Психологическая газета – №12. – 2006. – С. 4-6.
9. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. – 2004. – Т.25. – № 1. – C.90-100.
10. Войскунский, А Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. – М.: Академия, 2002. – С. 235-250
11. Войскуновский, А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. / А.Е. Войкуновский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. – М.: Смысл, 2012. – С. 82-101.
12. Войскунский, А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. / А.Е. Войкуновский. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
13. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А.Е. Войкуновский // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М.: Экопсицентр РОСС, 2010. – С.251-253.
14. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Академия, 2000. – С 100-131.
15. Выготский, Л.С. Педология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство: Педагогика, 2014. – Т.4. – 432 с.
16. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Академия, 2010. – 431 с.
17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
18. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т.5. – № 2. – С. 20-27
19. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология. –2005. – № 1. – С.65-77.
20. Егоров А.Ю. Расстройства поведения у пользователей сети: клинико-психологические аспекты. / С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности пользователей Интернета // Труды по социологии образования. / Е.П. Белинская. – 2012. – № 3. – 123 с.
22. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол./ Ц.П. Короленко. – М.: Академия, 2013. – 145 с.
23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. / Н.В. Дмитриева. – М.: Академия, 2000. – 457 с.
24. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. – № 3. – 2012. – С 70-78.
25. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. / Д.И. Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 432 с.
26. Исследование познавательных потребностей студентов в киберпространстве. / В.А. Плешаков, А.О. Кочнев. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013 – № 2 – С.11-15
Работа защищена на оценку "6" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты