Введение
Глава 1 Язык СМИ как составная часть науки о языке
1.1 Общая характеристика публицистического стиля
1.2 Лексико-грамматические особенности публицистического стиля
1.3 Выразительность и эмоциональность в языке СМИ
Глава 2 Средства речевой выразительности в публицистическом стиле
2.1 Понятие текста и его функции
2.1.1 Понятие текста
2.1.2 Функции текста
2.1.3 Основные функции публицистического стиля
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и поведение напрямую связаны со средствами массовой информации (СМИ).
Информируя человека о событиях, происходящих в мире, и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на строй человеческого мышления, восприятие и оценку окружающей действительности, на тип культуры современного общества. Язык в наиболее полной форме отражается в СМИ, где наблюдается тесная связь языка с жизнью общества.
Появившись вначале как чисто технические способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание.
Человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных средств массовой информации. Публицисты очень часто используют особые лексико-грамматические средства, с помощью которых они стремятся вызвать у читателя определенные эмоции. Они, в свою очередь, как острые, ситуативно обусловленные психические состояния значительным образом воздействуют на мышление, побуждают к принятию решений, мотивируют деятельность человека. Это позволяет предположить, что такие свойства эмоций определенным образом используются современными СМИ в управлении мнением аудитории. Поэтому изучение этих лексико-грамматических средств языка позволит наиболее точно определить способы их эмоционального воздействия на читателя. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Объект исследования: лексико-грамматические средства выражения эмоциональных состояний говорящего субъекта.
ГЛАВА 1 ЯЗЫК СМИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
1.1 Общая характеристика публицистического стиля
Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности [7, с. 3]. Выполняя функции источника и хранителя информации, язык одновременно является способом выражения накопленного знания и базой для формирования нового. Как «носитель информации» конкретный язык выступает в качестве инструмента социальной наследственности, благодаря которому человек может обращаться к знаниям и опыту предыдущих поколений, чтобы затем получать новые знания. Именно поэтому с помощью языка в процессе активной познавательно-трудовой деятельности человеку удалось радикально изменить информационную картину мира.
Если под информационной картиной мира понимать всю совокупность знаковых систем, сигналов и проявлений информационных связей, то язык можно рассматривать как особый вид социальных информационных связей.
Благодаря языку информационная картина мира получает возможность социального репродуцирования, связанного с активным отношением к прошлому опыту, когда отбирается, сохраняется и создается то, что способствует дальнейшему развитию общества, следствием чего становится создание особого информационно-языкового видения мира.
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
2.1 Понятие текста и его функции
2.1.1 Понятие текста
«Текст (от лат. texstus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. <...> В языкознании текст – последовательность вербальных (словесных) знаков. Правильность построения вербального текста, который может быть устным и письменным, связана с соответствием требованию «текстуальности» – внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т. д. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фондом знаний, коммуникативным фоном, поэтому восприятие текста связывается с пресуппозициями [28, с. 507]. «Как всякий объект исследования, текст по-разному понимается и по-разному определяется» [8, с. 18]. В работах современных лингвистов текст рассматривается как одна из основ лингвистических исследований. Ряд ученых считает основной единицей языка не слово и предложение, а текст. Именно текст, а не предложение является высшим и независимым языковым единством.
В монографии И. Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования» приводятся различные дефиниции текста, отмечается многосторонность данного понятия и на основе выделения того, что является ведущим, вскрывающим его онтологические и функциональные признаки, автор выделяет следующее: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [8, с. 18].