ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория
1.2. Характеристика психолого-педагогических особенностей подростков
1.3. Особенности организации внеклассной работы
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1. Организация и методы проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Методические рекомендации педагогам, направленные на формирование этнокультурной компетенции подростков во внеклассной работе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития социума, набирающих обороты процессах информатизации и глобализации, остро стоит необходимость в сохранении народного самосознания, а также умении понимать и принимать представителей других культур. Данные общественно – цивилизационные перемены ведут к переосмыслению вопросов образования, что нашло своё отражение в концепции модернизации образования Беларуси. Следовательно, общеобразовательное учебное заведение должно создавать основные компетенции, которые определяют современное качество содержания образования. Одной из основных ключевых компетенций является этнокультурная компетенция, так как она имеет значительное влияние на общественную жизнь и межкультурное взаимодействие. Этнокультурная компетенция может быть сформирована посредством изучения иностранных языков в учреждениях образования на уроках и внеклассных мероприятиях.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития образования должны быть учтены требования к владению иностранными языками, не только как средством международного общения, но и как зеркалом иностранной культуры, традиций и обычаев. Учащиеся должны знать, понимать и принимать специфику других народностей.
Объектом исследования является этнокультурная компетенция.
Предметом исследования выступает формирование этнокультурной компетенции у учащихся 9 класса посредством внеклассной работы.
Цель исследования – диагностика и описание актуального уровня владения учащимися 9 класса этнокультурной компетенцией и предложить методические рекомендации для организации внеклассной работы в школе.
Задачи исследования:
– провести анализ научной литературы по теме исследования;
– дать определение понятиям «компетенция», «этнокультурная компетенция», «внеклассная работа».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория
Современное общество стремительно развивается, в условиях глобализации и информатизации общества остро стоит необходимость этнического самосознания и сохранения этнокультурного аспекта того или иного общества. Такие негативные тенденции как американизация культур мира, экономическое неравенство государств, этнические конфликты и другие – ведут к снижению или утрате толерантности в процессах межкультурной коммуникации. Вероятно, это может быть вызвано недостаточной этнокультурной компетенции участников диалога культур [19].
Современный человек XXI века должен преодолеть барьер между различными этносами, быть толерантным и уважать особенности и традиции различных культур. Следовательно, современная система образования претерпевает смену парадигмы, целей, задач, содержания и результата обучения и воспитания. Сегодня, говоря о результатах образования, педагоги говорят о формировании компетентностей. Давайте более точно дадим понятие компетентности в образовании.
По мнению В. А. Сластенина, компетентность – готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Компетентность является многозначным термином, поэтому имеет огромное количество трактовок. Мы можем понимать компетентность как качественное интегрированное качество личности, определяющее степень владения совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1. Организация и методы проведения исследования
Эмпирическое исследование по изучению этнокультурной компетенции подростков проходило на базе в 9 классе. В исследовании принимало участие 25 учащихся. Исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1. диагностика у учащихся 9 класса текущего уровня этнокультурной компетенции посредством анкетирования и беседы во время классного часа;
2. обработка и интерпретация данных, полученных в ходе анкетирования и беседы;
3. разработка методических рекомендаций для формирования этнокультурной компетенции у старших школьников на базе внеклассных форм обучения, а также формирование методических рекомендаций.
Мы рассматриваем в работе этнокультурную компетентность как комплексное качество, которое является ключевым и необходимым в современной системе образования. Все компоненты этнокультурной компетентности связаны между собой и дополняют друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этнокультурная компетенция – одна из ключевых компетенций в концепции современной образовательной парадигмы. Современный человек должен быть способен преодолеть барьер между различными этносами, быть толерантным и уважать особенности и традиции различных культур, а также обладать национальной идентичностью, ценить и уважать обычаи своей народности.
Подростковый возраст – переломный момент в жизни каждой личности. В ходе обучения и воспитания детей в учреждения образования и вне их стен, необходимо учитывать психологические и физиологические особенности развития данной возрастной группы. Приобщение учащихся к культуре и традициям других стран не может быть осуществлено лишь только в рамках уроков иностранного языка. Необходимо комплексно подходить к решению данной проблемы, подключая внеклассную и внеурочную деятельность.
Нами было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности этнокультурной компетенции у учащихся 9 класса средней школы № посредством анкетирования и беседы во внеурочное время. Анализ и интерпретация результатов показала, что подавляющее большинство учащихся не обладает достаточным багажом знаний в сфере иноязычной культуры, а также не совсем адекватно оценивает уровень своих знаний и умений.
Для дальнейшей работы и решения существующей проблемы, нами был предложен ряд методических рекомендаций, который может быть применен во внеклассной работе.
1. Барышников, Н. В. Использование аутентичных видеодокументов в обучении / Н.В. Барышников, Г. Г Жоглина // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 4. – С. 88 – 91.
2. Беленкова, Н. М. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения / Н. М. Беленкова, А. А. Атабекова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 8. – С. 63 – 67.
3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 358 с.
4. Бюлер, Ш. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы / Ш. Бюлер. – М.: Флинта, 2013. – 210 с.
5. Ванюхина, Н. В. Особенности психических состояний детей подросткового возраста: дисс. кандидат психологических наук: 19.00.13 / Н. В. Ванюхина. – Казань, 2004. – 215 с.
6. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. – М.: Академия, 2000. – 245 с.
7. Вульфов, В. З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / В. З. Вульфов. – М. «Просвещение». – 2003. – С – 14 – 18.
8. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 192 с.
9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 288 с.
10. Илакова Г. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория / Г. Илакова // Молодежь в науке: новые аргументы. – 2014. – №3. – С. 96 – 99
11. Классный час как форма воспитательного процесса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://karlova.school–97.edusite.ru/p8aa1.html.
12. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-метод. Пособие / О. Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 203 с.
13. Кравченко, А. И. Общая психология: учеб. пособие /А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
14. Кругликова, А. Ю. Личностный рост младших подростков в разновозрастном коллективе / А. Ю. Кругликова // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 4. – С. 47 – 58.
15. Лефрансуа, Ги. Психология для учителя / Ги. Лефрансуа. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 408 с.
16. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – М.: «Академия», 2006. – 304 с.
17. Новгородцева, А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А. П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 39-53.
18. Окуловский О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 499 – 500.
19. Сиваев Е. Б., Крылов Д. А. Сущность и содержание этнокультурной компетентности будущего педагога // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 140 – 144;
20. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с.