Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы и значимость исследования проблемы субъектной регуляции познавательной активности и самостоятельности учащихся
1.1 Понятие познавательной активности и ее значимость в психологии
1.2 Сущность понятия «самостоятельность», структура, основные характеристики
1.3 Практическая значимость и специфика формирования субъектной регуляции познавательной активности и самостоятельности учащихся
Выводы
Глава 2 Изучение психологических особенностей проявления познавательной активности и самостоятельности детей младшего школьного возраста во время учебного процесса
2.1 Процедура и методы изучения познавательной активности и самостоятельности детей младшего школьного возраста
2.2 Результаты исследования психологических особенностей проявления познавательной активности и самостоятельности школьников
2.3 Практические рекомендации по формированию самостоятельности и познавательной активности учащихся младшего школьного возраста во время учебного процесса
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс образования в современной школе направлен на поиск эффективных методов формирования самостоятельности учащегося, создания необходимых условий для активизации познавательной активности в процессе познания. Самостоятельность учащегося в процессе обучения предполагает развитые способности самостоятельно ставить цели, выбирать способы и средства способствующие их реализации, способности контролировать и регулировать свою деятельность. Развитие потребности в новых знаниях, способность самостоятельно их получать, предполагает развитые навыки субъектной регуляции познавательной активности.
Наиболее важным периодом для формирования регуляции познавательной активности является младший школьный возраст, так как в это время у ребенка начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Проблеме саморегуляции посвящены труды К.Бернер, И.Ч. Шеррингтон, Л.С. Выготского, В. Мишель, О.А. Конопкина и др). Причиной необходимости формирования самостоятельной учебной деятельности школьников является постоянное обновление системы научных знаний, увеличением объема учебного материала школьных предметов. Несмотря на наличие многочисленных научных трудов, раскрывающих проблемы саморегуляции и самостоятельности в учебной деятельности, отмечается недостаточно исследований, посвященных оценке данных феноменов в их взаимосвязи в процессе организации учебного процесса. В связи с этим была сформулирована цель исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие познавательной активности и ее значимость в психологии
Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательная активность – представляет собой процессы присвоения определенных знаний, которые добыты другими, и на основе этого выработка собственного представления об окружающем [13, с. 65]. Познавательная активность представляет собой целенаправленную форму активности личности, которая регулируется внутренними и внешними условиями жизнедеятельности, которая имеет деятельностный и организованный характер. Познавательная активность – является обширным понятием, которое охватывает перцептивную, умственную, символическую, предметную, мнемоническую деятельности, а также учебные и воспитательные мотивы. Важной особенностью познавательной активности является ее индивидуализированность, которая оказывает значимое влияние на результаты ипроцесс течения этой активности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что отсутствует единый подход к определению понятия «познавательная активность», что свидетельствует о его многоаспектности и многогранности.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Процедура и методы изучения познавательной активности и самостоятельности детей младшего школьного возраста
Цель исследования: изучить формирование самостоятельности во время учебного процесса в младшем школьном возрасте как проблему субъектной регуляции.
Гипотеза исследования: формирование самостоятельности во время учебного процесса в младшем школьном возрасте связано с уровнем учебной познавательной активностью и влияет на успешность обучения.
База исследования: государственное учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа №219 г. Минска».
Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 44 учащихся в возрасте 10 лет.
Описание психодиагностических методик:
1. Опрос учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии».
Цель: опросник направлен на выявление знаний школьников о трудолюбии и самостоятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Учебную самостоятельность младших школьников можно определить как интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать собственную учебную деятельность, находить и использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности; структура учебной самостоятельности включает следующие компоненты: мотивация и целеполагание, планирование, выполнение учебных действий, контроль и рефлексия.
Познавательная активность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Формирование учебной самостоятельности у учащихся это развернутый во времени многоплановый, сложный процесс.
1. Агеев, В.В. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе / В.В. Агеев, А.К. Файзуллина // Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Алматы. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33060.doc.htm.
2. Александрова, Н.Н. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Не решаемая задача» / Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – С. 22-26.
3. Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. - №1. – С. 34-38.
4. Гусева, Т.А. Психодиагностические методы исследования познавательной активности в контексте системного подхода / Т.А. Гусева / Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 9. – С. 9-15.
5. Дробчик, Т.Ю. Определение термина «познавательная самостоятельность» в синергетическом подходе к организации образовательного процесса / Т.Ю. Дробчик, Б.П. Невзоров // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 137-144.
6. Елшанский, С.П. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» / С.П. Елшанский [и др.] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2016. – № 22. – С. 114-118.
7. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. канд. пед. наук / Т.И. Зуб.кова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
8. Иванова, Т.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции / Т.В. Иванова / Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 4. – С. 17-19.
9. Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) // Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests2_kazanceva.html.
10. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
12. Конышева, А.В. Анализ различных классификаций видов самостоятельной работы // Вестник Поло.цкого государственного университета. Педагогические науки. – 2006. - № 5. – С.39-46.
13. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – Вып. № 1. – С. 125-129.
14. Медведев, И.В. Концепция самообразования: основные понятия и структура / И.В. Медведев // Образование и наука. – 2012. – № 2. – С. 32-42.
15. Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках / М.И. Моро. – М.: Приори, 2013. – 150 с.
16. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
17. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 212 с.
18. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Поп.ова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114-122.
19. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
20. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. - № 4. – С.22-26.
21. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9-14.
22. Троиц.кая, И.Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, М.Д. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 712-715.
23. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки / И.Ф. Харламов // Практическая психология в образовании. – 2014. – №2. – С.34-36.
24. Хлестова, Е.Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка: автореф. дис. канд. психол. наук. – Москва, 2009. – 26 с.
25. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – Москва: ОИРО, 2010. – 432 с.
26. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников / Н.Я. Чутко. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2003. – 48 с.
27. Шмигирилова, И.Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы / И.Б. Шмигирилова / Вестник Челябинского педагогического государственного университета. – 2012. № 5. – С. 209-221.
28. Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников / И. С. Штепина. – Текст : непосредственный, электронный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 125-127.
29. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 351 с.
30. Яковлева, Ю.В. Психологическое содержание, структура и особенности самостоятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Ю.В. Яковлева. – Челябинск, 2011. – 24 с.