Формы и приёмы контроля в обучении иностранному языку
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формы и приёмы контроля в обучении иностранному языку»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2020
45.00 BYN
Формы и приёмы контроля в обучении иностранному языку
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические особенности контроля в обучении иностранному языку
1.1 Роль контроля в обучении иностранному языку. Цели и задачи контроля
1.2 Функции контроля
1.3 Требования к проведению контроля
2 Разнообразие контроля в обучении иностранному языку
2.1 Виды контроля
2.2 Формы и приемы контроля
2.3 Основные объекты контроля на уроке иностранного языка
2.4 Тестирование как форма контроля
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека.
Основным компонентом содержания дисциплины «Иностранный язык» является формирование знаний, языковых навыков и речевых умений. Успешное становление навыка, а, следовательно, и умения, невозможно без того, чтобы ученик не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне главным образом от преподавателя, он даёт оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. Для того чтобы избежать этого, необходимо квалифицированное наблюдение за действиями обучающегося, которое, собственно говоря, и представляет собой контроль, без которого невозможно рациональное управление учебным процессом по иностранному языку.
От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом.
Актуальность данной проблемы связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.
Несмотря на несомненные достижения в методике обучения иностранным языкам, проблемы разработки внутришкольного контроля обученности учеников иностранному языку относятся к наименее исследованным областям. Проблеме контроля результатов обучения иностранному языку посвящены работы отечественных и зарубежных методистов (Ю.К. Бабанский; И.Л. Бим; А.В. Конышева; А.А. Миролюбов; Е.Ф. Пассов; Е.Н. Соловова; С.Ф. Шатилов; и др.).
Для успешного освоения иностранного языка в школе, педагогу необходимо постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся, поддерживать интерес к изучению иностранного языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление, языковую догадку.
Цель исследования: представить формы и приёмы контроля в обучении иностранному языку.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. выявить роль контроля в обучении иностранному языку. Цели и задачи контроля;
2. представить функции контроля;
3. выделить требования к проведению контроля;
4. описать виды контроля;
5. выделить формы и приемы контроля.
1 Теоретические особенности контроля в обучении иностранному языку
1.1 Роль контроля в обучении иностранному языку. Цели и задачи контроля
В толковом словаре С.И. Ожегова контроль представлен как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки» [1].
Словарь методических терминов включает в себя следующее определение контроля: «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [2].
Басова Н. В. в своем труде «Педагогика и практическая психология» представляет следующую дефиницию контроля: «педагогический контроль - это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса» [3].
И.П. Подласый определяет контроль как «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых». Он также отмечает при этом, что выявление и измерение - это составляющие проверки, соответственно, частью контроля является проверка [4]. М.Б. Челышкова отмечает, что педагогический контроль представляет собой «единую методическую и дидактическую систему проверочной деятельности» [5].
Таким образом, контроль в обучении может рассматриваться как процесс, способ и система выявления знаний, умений и навыков обучаемых, которые подчиняются общедидактическим и собственно методическим принципам конкретного предмета обучения.
Развитие у учащихся различных видов речевой деятельности на иностранном языке это процесс усвоения самого языкового материала и формирования на его основе речевых навыков и умений. Постепенность усвоения и последовательное овладение навыками и умениями приводит к разной степени их сформированности у разных учащихся. Контроль речевых навыков и умений помогает определить уровень сформированности этих навыков и умений у учащихся, определить характер протекания этого процесса, диагностировать трудности, которые могут испытывать учащиеся в процессе усвоения языкового материала и овладения речевыми навыками и умениями. Также контроль нацелен на проверку эффективности приемов и способов обучения [6].
Контроль является совместной деятельностью преподавателя и учащихся по установлению степени обученности учащихся и по определению достигнутого учащимися уровня владения языком за определенный промежуток учебного времени.
Контроль - это часть урока, во время которой преподаватель оценивает степень освоения пройденного материала у учащихся и их способность использовать полученные знания в практических целях [6].
2 Разнообразие контроля в обучении иностранному языку
2.1 Виды контроля
В педагогической и методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
Для предварительного контроля характерно определение исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, что позволяет строить обучение на допустимой сложности учебного материала.
Результаты предварительного контроля помогают учителю корректировать календарно-тематический план, определить, какие разделы учебной программы требуют большего внимания на уроках с конкретной группой, разработать способы устранения выявленных пробелов в знаниях обучающихся.
Текущий контроль считается одним из ведущих видов проверки становления знаний, умений и навыков обучающихся. М.И. Ерецкий и В.С. Пороцкий называют данный вид контроля «вспомогательным» [12], т.к. он дает возможность учителю обнаружить непосредственно в ходе урока, понятно ли изложение новых сведений, доступно ли в достаточной степени объяснение обучающимся, усваиваются ли элементы нового материала.
Е.М. Товма полагает, что «такой контроль, не прерывая процесса обучения, не нарушая его логической структуры, предоставляет в распоряжение учителя возможность соответствующим образом управлять обучением, вносить необходимые изменения в свою деятельность и деятельность обучающихся» [13].
Ведущей задачей текущего контроля является систематическое управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Объект текущего контроля - языковые умения и навыки.
Периодический (рубежный, спорадический, тематический) контроль помогает определить качество изучения обучающимися учебного материала в рамках определенных тем. Он проводится в завершении изучения достаточно большого объема материала. Подобный контроль применяется на специально запланированных уроках несколько раз в четверть.
С.Ф. Шатилов выделяет по отдельности тематический и периодический виды контроля. Под тематическим контролем подразумевается контроль степени усвоения и овладения изучаемым материалом и соответствующими навыками и умениями после изучения каждой темы на повторительных уроках. А проведение периодического контроля, по его мнению, осуществляется в конце каждой четверти и каждого полугодия. Этот вид контроля предусматривает контроль навыков и умений в различных видах речевой деятельности [8].
Заключение
Контроль на уроке должен отражать специфику иностранного языка как предмета. Изучение иностранного языка, классифицируемого как группа практических дисциплин, включает в себя, прежде всего, овладение способами использования языка в различных видах речевой деятельности и областях общения. Следовательно, разговорные навыки являются ведущим предметом контроля в языковых классах. Контроль над языком и языковыми навыками во время обучения общению должен быть сосредоточен не столько на проверке знаний о лексических единицах и умении формировать с ними грамматические формы, сколько на способности выполнять с ними действия, когда вы наполняете свои мысли и понимаете мысли других, говорящих на иностранном языке. В процессе обучения контроль выполняет ряд функций, воздействуя тем самым на сам процесс обучения, на деятельность обучающего и на деятельность обучаемого.
Представим основные функции контроля.
Обобщающая функция контроля состоит в том, что контроль дает возможность обнаружить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в заключение изучения определенной темы или по истечении части учебного курса/года.
Значительна развивающая функция контроля. Он благоприятствует развитию личности обучающегося, формированию его познавательных способностей, так как в рамках этого процесса происходит напряжение умственной деятельности.
Контроль помогает решить и воспитательную функцию, в связи с тем, что он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Благодаря контролю обучающиеся дисциплинируются, испытывают чувство ответственности за свою работу, тренируют умение быстро концентрировать усилия для решения в определенный срок конкретной умственной задачи.
Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он отвечает требованиям дидактики и методики преподавания иностранных языков. Основными требованиями к контролю являются его объективность, регулярность, разный характер, а также четкость и ясность постановки контрольных задач.
В педагогической и методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
В методической литературе выделяют следующие формы контроля:
Индивидуальные и фронтальные;
Устные и письменные;
Одноязычные и двуязычные.
1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 416 с.
4. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 365 с.
5. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. Пособие / М. Б. Челышкова. - М. : Логос, 2002. - 434 с.
6. Щукин, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. Учреждений высш. образования / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 228 с.
7. Фоменко, Т.М. Французский язык. Тесты как форма контроля: книга для учителя / Т.В. Карпова, М.А. Коряшкина. - М.: Издательство «Просвещение», 2008. - 176 с.
8. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для учеников педагогических институтов / С. Ф. Шатилов. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.
9. Конышева, А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку / В. Конышева. - СПб. : КАРО, 2004. - 144 с.
10. Брейгина, М. Е. О вопросе базового уровня обученности / М. Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. -1991. - №3. - С. 22-24.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
12. Ерецкий, М. И. Проверка знаний, умений, навыков учащихся техникумов: Учебно - методическое пособие / М. И. Ерецкий, Э. С. Пороцкий. - М. : Высшая школа, 1988. - 175 с.
13. Товма, Е. Л. Текущий контроль в процессе обучения иностранным языкам и способы его осуществления: Объекты и формы контроля при обучении иностранным языкам / Е. Л. Товма // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. - 1989. - Вып. 223. - С. 3 - 14.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на- Дону : Феникс,1997. - 480с.
15. Есипов, Б. Д. Основы дидактики / Б. Е. Есипов. - М. : Просвещение, 1967. - 472 с.
16. Пидкасистый, П. И. Педагогика: Учебное пособие для учеников педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.
17. Гез, Н. И. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. - М. : Высшая школа, 1982. - 373 с.
18. Рабинович, Ф. М. Контроль на уроке иностранного языка / Ф. М. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 1. - С. 14-16.
19. Кричевская, К. С. Контроль с помощью дидактических карточек / К. С. Кричевская // Актуальные вопросы контроля обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1992.
20. Вайсбурд, М.Л. Требования к речевым умениям / М.Л. Вайсбурд. - Иностр. яз. в школе, 1972, № 3.
21. Рогова, Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
22. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и учеников / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис: Издательство «Омега-Л», 2010. - 480 с.
23. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие / А.С. Агафонова. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
24. Горчев, Ю.А. О методике тестового контроля навыков устной речи / Ю.А. Горчев // Иностр. яз. в школе. - 1976. - № 6. – С. 15-18.
25. Коккота, В. А. Лингводидактическое тестирование / В.А. Коккота. - М.: Высшая школа, 1989. - 127 с.
26. Рапопорт И. А. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе / И.А. Рапопорт. - Таллин, 1987. – 352 с.
27. Буракова, Н.П. Тестирование как способ оптиматизации учебного процесса на уроке иностранного языка: [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Н.П. Буракова. URL: http://festival.1september.ru/articles/610656/.
28. Пугаева, С.М. Языковое тестирование как форма контроля при обучении английскому языку: [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / С.М. Пугаева. URL: http://festival.1september.ru/articles/600285/.
29. Поляков, О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку / О.Г. Поляков // Иностранные языки в школе. - №2 – 1994. - С. 15 -21.
30. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. - 1988. - №6. - С.22-24
31. Лукъянчекова, Н.В. Обучение английскому языку на начальном этапе / Н.В. Лукъянчекова // Начальная школа, 2002. - №2. - С. 49-55.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты