Введение
Глава 1 Теоретический анализ специфики эстетического воспитания учащихся подросткового возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста
1.2 Понятие и сущность эстетического воспитания
1.3 Воспитательный потенциал традиционной культуры белорусов
Глава 2 Эмпирическое исследование воспитания подростков на традициях и обычаях белорусского народа в процессе эстетического воспитания
2.1 Выявление уровня сформированности эстетических качеств у учащихся подросткового возраста
2.2 Методические рекомендации по воспитанию подростков на традициях и обычаях белорусского народа в процессе эстетического воспитания
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения всегда волнует наше общество. Эта вечная проблема особенно остро встает в современное время, так как увеличивается нарастание негативных явлений: бездуховность, увеличение количества преступности среди подростков, низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, снижение общей культуры подрастающего будущего поколения. А поэтому так велик запрос на духовно-нравственную личность.
Данная проблема является сложной и многоаспектной. Психологические подходы к воспитанию нравственных качеств, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах авторов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных качеств раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль информационно-коммуникационных технологий в воспитании ценностей учащихся.
Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышение внимания к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Это постоянное взаимодействие и обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения велика. Воспитание на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст - самый сложный период всех возрастов. Подростковый период развития, важный критически, временно и по содержанию, знаменует собой переход к взрослой жизни, и характеристики его течения, несомненно, оставят след во всех последующих жизненных этапах [1].
В подростковом возрасте у ребенка развиваются половые функции, физические особенности. Основы нравственности, социальных установок формируются по отношению к себе, людям, обществу, что определяет основные формы межличностного поведения подростков. Характеристики подростков стабилизируются. Ведущей деятельностью этого возраста является общение, а новообразование - это личность человека. Характеристики этапов развития личности видны через изменение структур самосознания: когнитивного (самопознание), эмоционального (отношение к себе), регулятивного (картина Я). У подростков основным познавательным процессом является мышление. Умственные операции становятся формально логичными. Подросток способен действовать на абстрактных понятиях, рассуждать, выдвигать гипотезы, выдвигать оригинальные идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выявлять причины и планировать. Память от механической становится логичной. Формируется воображение. Подросток ценит творчество: пишет стихи, рисует, моделирует. Он часто фантазирует, уже способен к самообразованию. Мировоззрение начинает обретать форму: подросток может говорить о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах и будущем [30].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Выявление уровня сформированности эстетических качеств у учащихся подросткового возраста
Для проведения исследования эстетического воспитания учащихся подросткового возраста была отобрана группа подростков из 15 человек в возрасте 14-15 лет.
Исследование предполагало проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств у подростков 14-15 лет. На данном этапе нами была поставлена цель – выявить уровень сформированности эстетических качеств у учащихся подросткового возраста.
Изучение эстетического опыта подростков осуществлялось через тестирование и анкетирование каждого подростка экспериментальной группы. Для теста были составлены вопросы, которые касались эстетического опыта подростков (приложение А).
Критериями, которые определяют уровень воспитания личности ученика, явились:
– отношение к себе и окружающим, отношение к нему людей, общества, жизненные цели;
– осознание человеческих прав, своей значимости, нравственности, моральных ценностей и уважения их в себе;
– когнитивный, эмоциональный, конативный элементы;
– доброта, справедливость, эмпатия, взаимопомощь и взаимная поддержка, совесть, дружелюбие, любовь к Родине, любовь к ближнему и забота о близких).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст - самый сложный период всех возрастов. Подростковый период развития, важный критически, временно и по содержанию, знаменует собой переход к взрослой жизни, и характеристики его течения, несомненно, оставят след во всех последующих жизненных этапах.
В подростковом возрасте у ребенка развиваются половые функции, физические особенности. Основы нравственности, социальных установок формируются по отношению к себе, людям, обществу, что определяет основные формы межличностного поведения подростков. Характеристики подростков стабилизируются. Ведущей деятельностью этого возраста является общение, а новообразование - это личность человека. Характеристики этапов развития личности видны через изменение структур самосознания: когнитивного (самопознание), эмоционального (отношение к себе), регулятивного (картина Я). У подростков основным познавательным процессом является мышление. Умственные операции становятся формально логичными. Подросток способен действовать на абстрактных понятиях, рассуждать, выдвигать гипотезы, выдвигать оригинальные идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выявлять причины и планировать. Память от механической становится логичной. Формируется воображение. Подросток ценит творчество: пишет стихи, рисует, моделирует. Он часто фантазирует, уже способен к самообразованию. Мировоззрение начинает обретать форму: подросток может говорить о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах и будущем.
Анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что эстетическое воспитание личности, в частности ребенка, вызывало интерес на протяжении всего существования человечества. Эстетика как наука, которая развивалась в античный период, сегодня продолжает развиваться в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие личности как эстетически, так и духовно, морально и интеллектуально. Это достигается путем решения следующих задач: овладение знаниями художественной и эстетической культуры, развитие навыков художественного и эстетического творчества и развитие эстетических психологических качеств человека, которые выражаются в эстетическом восприятии, чувстве, оценке, вкусе и других психических категориях эстетического воспитания.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб: Михайлова, 1998. - 379 с.
2. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
4. Бородин, С.В. Социальные отклонения 2-е изд. / С.В. Бородин. - М: Юрид. лит.,1989. - 368 с.
5. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры / А.И. Буров. – М.: Ис-кусство, 1975. – 176 с.
6. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
7. Гилинский, Я.И. Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, B.C. Афанасьев. - СПб: Юридический центр Пресс, 1993. - 167 с.
8. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
9. Грибанова, Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, М.М. Райская. - М: Педагогика, 1998. - 168 с.
10. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К. Дремов. – М.: Знание, 2007. – 62 с.
11. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л.И Ефремова, А.А. Соловьев // Начальная школа. – 1999. – №11. – С.52-56.
12. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. – 2002. – №3. – С. 91-94.
13. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 1983. – 304 с.
14. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е.В. Кузина. – Москва, 1991. – 18 c.
15. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 1986. – 240 с.
16. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
17. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
18. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л:Медицина,1983. - 256 с.
19. Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 6. - С. 33-37.
20. Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1997. - 456 с.
22. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М.: «Издательство УРАО», 2000. – 128 с.
23. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 608 с.
24. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Николаева. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.
25. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 1998. – 32 с.
26. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Печко Л. П. // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2004. – №4. – С. 78-86.
27. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с.
28. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к белорусской национальной культуре: Сборник методических материалов / сост. Василенко Т.А.,– Гомель: УО «ГОИРО», 2010.
29. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А.А. Реана. - СПб: АСТ, 2014. - 656 с.
30. Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб: Питер, 2011. - 676 с.
31. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
32. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
33. Шаповаленко, П. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / П.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
34. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М: Академический Проект, 2005. - 336 с.