ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие «языковая личность» в специальной литературе
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Возможности уроков русского языка и литературного чтения в процессе формирования языковой личности младших школьников
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности языковой личности младших школьников
2.2 Разработка конспектов уроков русского языка и литературного чтения, направленных на формирование языковой личности младших школьников
2.3 Анализ результатов опытно-педагогической работы по формированию языковой личности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь – это деятельность человека, который использует язык для общения, выражения эмоций, формализации мыслей, познания окружающего мира, планирования своих действий и так далее. Речь является основой всей умственной деятельности и средством общения. Одним из основных компонентов в обучении и воспитании детей является развитие речи. В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.
Большое внимание всегда уделялось проблеме формирования речевой активности учащихся. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, раскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетентности школьников, представлен анализ монологической и диалоговой форм выражения речи, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном канале одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих путей и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети осваивают родной язык через речевую деятельность, через восприятие речи и разговорную речь. Поэтому так важно создать условия для речевой деятельности детей, для их общения, выражения своих мыслей. Это объясняет актуальность темы, определяет выбор проблемы, объекта и предмета исследования. Большинство ученых (лингвисты, философы, психологи, социологи, педагоги) озабочены снижением общего уровня культуры речи. Следовательно, необходимо проводить системную работу по формированию языковой компетентности.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие «языковая личность» в специальной литературе
В лингвистике термин «языковая личность» впервые употребил В. В. Виноградов, хотя представления об индивидуальном характере владения языком зародились в XVIII-XIX вв. в трудах В. Фон Гумбольдта и И.Г. Гердера, затем получили развитие в трудах Л. Вайсгербера, И.А. Бодуэна де Куртенэ, К. Фосслера и др. В отечественном языкознании – это труды Г.И. Богина, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, К.Ф. Седова и др.
В настоящее время существуют несколько направлений в изучении феномена языковая личность, и, следовательно, его различные определения, которые включают в себя разные аспекты анализа языковой личности [4, с. 43]. На современном этапе по проблеме языковой личности ведутся активные исследования (А.Б. Бушев, М.В. Дедюкова, М.Ф. Масгутова и др.). Введение в лингвистический обиход понятия «языковая личность» открывает перспективы изучения языка как формы и способа жизнедеятельности человека, позволяет осмыслить знания о языке.
По мнению С.Г. Воркачева, понятие «языковая личность» формируется проекцией в области лингвистики соответствующего междисциплинарного термина, в значении которого преломляются философские, социологические и психологические взгляды на социально значимый комплекс физических и духовных свойств человека. Интерес к феномену языковой личности в русском языкознании изначально был связан с изучением литературно-художественного дискурса – характеристикой авторских идиостилов и речевых характеристик персонажа как типа личности. Другим направлением было рассмотрение «языковой личности» с точки зрения формы его языковой компетентности, проявляющейся в различных видах речевой деятельности [3, с. 49].
В современной лингвистике проблема языковой личности развивается в основном по трем направлениям: структурному, коммуникативному и стратегическому. Понятие языковой личности активно разрабатывалось Г.И. Богиным, он создал модель личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности к совершению речевых действий, созданию и принятию речевых произведений».
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности языковой личности младших школьников
Опытно-экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средней школы №38 города Могилева».
В исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 7-8 лет, учащиеся 2 класса. Список детей представлен в Приложении А.
Цель опытно-экспериментального исследования: выявить уровень сформированности языковой личности младших школьников. С этой целью проведена диагностика уровня сформированной словарного запаса у учащихся 2 класса.
Для проведения диагностики использовались методы изучения уровней словарного запаса (М.А. Поваляева).
Задание № 1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображениями животных, одежды, игрушек, фруктов, ово¬щей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каж¬дый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание № 2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Предъявляют 10 слов (например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом задан¬ному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.
Задание № 3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Предъявляют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Языковая личность – это сложное явление, включающее в себя социально отфильтрованное и индивидуальное знание языка и овладение им. Несмотря на активное изучение феномена языковой личности современной лингвистикой, не все ее составляющие характеризуются полным функциональным представлением. Языковая личность существует в пространстве культуры, отраженной в языке, в формах общественного сознания на разных уровнях. Область взаимодействия художественной манеры писателя и его дискурсивных практик за пределами сферы художественного творчества остается практически неисследованной. Изучение языка отдельного автора предполагает, разумеется, охват текстов различных жанров и различных средств создания художественных образов.
В младшем школьном возрасте происходит смена социальной ситуации развития, активное развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника. В этом возрасте появляется произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия, самоконтроль и самопознание. Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя и от положения в группе сверстников. Происходит увеличение индивидуально-типологических различий между мальчиками и девочками. У младшего школьника появляются длительные межличностные отношения со сверстниками.
Занятия по развитию речи – это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь. В целом развитие речи – это и есть работа над речевой культурой учащихся. Воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению – глобальная проблема современного образования, требующая особого внимания и детальной проработки.
1. Алисов, Е.А. Литературное образование младших школьников / Е.А. Алисов // Начальная школа: плюс-минус. – 2005. –№10. – С 62.
2. Алтабаева, Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку/ Е.В. Алтабаева // Начальная школа. – 2015. – №10. – С. 48-51.
3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2003. – №4. – С. 47-51.
4. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … докт. филол. наук / Г.И. Богин. – Калинин: КГУ, 2006. – 86 с.
5. Буланова, С.Ю. Особенности формирования синтаксического строя письменной речи младших школьников / С.Ю. Буланова // Начальная школа. – 2009. – №11. – С. 85
6. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – №1. – С. 64-73.
7. Дедюкова, М.В. Языковая личность в публицестическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстов): автореф. на соиск. … канд. филол. наук / М.В. Дедюкова. – М. : МГУ им. Ломоносова, 2010. – 26 с.
8. Иванцов, Е. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения / Е. Иванцов // Начальная школа: плюс-минус. – 2006. – №8. – С. 57.
9. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю.Н. Караулов // Язык и личность. – М. : Наука, 2009. – С. 3-8.
10. Красных, В.В. Коммуникативный акт и его структура / В.В. Красных // Функциональные исследования: сб. ст. по лингвистике. Вып. 4., 2007. – С. 34-49.
11. Кузнецова, Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников / Т.А. Кузнецова // Воспитание и обучение. – 2014. – №2. – С.65-68
12. Кусаинова, А.М. Языковая личность Герольда Бельгера / А.М. Кусаинова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 30 (168). – С. 118-122.
13. Ладыженская, Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка» / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2001. – 254 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 287 с.
15. Ломов, А.И. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников / А.И. Ломов // Начальная школа. – 2006. – №4. – С. 46.
16. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
17. Николина, Н.А. Новые тенденции в современном русском словотворчестве / Н.А. Николина // Русский язык сегодня. – М., 2003. – Вып.2. – С. 376-387.
18. Новик, И.Р. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге / И.Р. Новик // Начальная школа. – 2005. – №5. – С. 54.
19. Оленёв, О.С. Динамическое моделирование русской языковой личности: автореф. дис. … канд. фил. Наук / О.С. Оленёв. – Кемерово, 2006. – 23 с.
20. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка / Н.И. Политова. – М.: Просвещение, 2004. – 276 с.
21. Сухих, С.А. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций / С.А. Сухих, В.В. Зеленская. – Краснодар: КубГУ, 2007. –332 с.
22. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.