ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 Познавательный интерес в психолого-педагогической литературе
1.2 Внеклассная работа по математике на первой ступени общего среднего образования
1.3. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеклассной работе по математике
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня развития познавательного интереса младших школьников во внеклассной работе по математике
2.2 Методика развития познавательного интереса младших школьников во внеклассной работе по математике
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента по развитию познавательного интереса младших школьников во внеклассной работе по математике
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Познавательный интерес – важное качество личности, формирующееся в социальных условиях. Познавательный интерес выступает одним из главных мотивов учебной деятельности школьника. Формирование познавательного интереса начинается еще в дошкольном возрасте и проявляется в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода, а также в повышенной любознательности к предметам окружающего мира. Для учителя крайне важно сформировать заинтересованность школьника, а затем и познавательный интерес к учебным дисциплинам. При обучении необходимо развивать у детей стремление к знаниям, которое всегда сопровождается самостоятельностью в выполнении заданий, предприимчивостью, склонностью к выполнению заданий более трудных, развивающих ребенка в большей мере.
Внеклассная деятельность, в отличие от учебной, не имеет строгой регламентации. Если урок по математике направлен на овладение младшими школьниками определенных знаний, то в основу организации внеклассной деятельности по математике могут быть положены различные средства, методы и приемы, обеспечивающие всестороннее развитие качеств дошкольников, в том числе и познавательного интереса. Внеклассная деятельность позволяет применять игровые методы, а также другие педагогические технологии, применение которых в рамках учебной деятельности может быть затруднено.
Исследования по проблеме познавательного интереса в обучении берут свое начало в трудах основоположников педагогики: Я.А Коменского, Н.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие. Важная роль познавательного интереса в образовательном процессе доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, и другие.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 Познавательный интерес в психолого-педагогической литературе
Проблема интереса не новая в педагогике. Над сущностью размышляли ученые разных эпох. Так Я.А. Коменский говорил, что школа должна быть школой радости, и один из путей создания такой школы – интерес. Физик Паскаль утверждал: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного обучения [19, с. 10].
Интерес как явление изучается рядом наук. Само слово «интерес» в переводе с латинского, означает «иметь важное значение».
В словаре С.И. Ожегова интерес – это особое внимание к чему ни будь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [14, с. 618].
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению интереса это:
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [16];
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [11];
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [8].
В определении Ф.К. Савиной «познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания» [17, с. 8]. Познавательный интерес проявляется и как отношение к окружающей действительности, и как избирательность в поиске информации, и как направленность деятельности, и как эмоционально-познавательное отношение к миру, и как психологическая потребность личности.
В исследованиях С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний [16].
По мнению Н.Г. Морозовой познавательный интерес в своем развитии проходит следующие стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня развития познавательного интереса младших школьников во внеклассной работе по математике
В ходе работы было организовано исследование по выявлению уровня развития познавательного интереса младших школьников. В исследовании принимали участие 27 учащихся 4 класса ГУО «Средняя школа №21 г. Могилева».
Цель исследования: определить уровень развития познавательного интереса младших школьников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень школьной мотивации, как показателя сформированности познавательного интереса учебной деятельности.
2. Определить уровень познавательной активности младших школьников.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий этап. На данном этапе проводилась первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников.
2. Формирующий этап. На данном этапе были изучены методы развития познавательного интереса младших школьников во внеклассной работе по математике, и разработана программа развития познавательного интереса младших школьников с использованием творческих заданий во внеклассной деятельности по математике.
3. Контрольный этап. На данном этапе было проведено контрольное исследование результатов опытно-экспериментальной работы, а также определена эффективность разработанной программы и возможности ее дальнейшего применения.
Методики исследования (Приложение А).
1. Для выявления уровень учебной мотивации младших школьников была использована методика «Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой».
2. Для определения уровня познавательной активности младших школьников была использована методика диагностики познавательной активности младшего школьника А. А. Горчинской.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было рассмотрено понятие «познавательный интерес», который проявляется и как отношение к окружающей действительности, и как избирательность в поиске информации, и как направленность деятельности, и как эмоционально-познавательное отношение к миру, и как психологическая потребность личности. Исследователи выделяют следующие стадии познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Внеклассная работа по математике на первой ступени общего среднего образования организуется согласно определенных принципов и условий. Все формы внеклассной деятельности школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого потенциала.
Внеклассная работа по математике направлена на развитие познавательных возможностей и способностей, на расширение математического кругозора школьников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности, позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Таким образом, внеклассная работа по математике выступает средством развития познавательного интереса учащихся через свои цели, задачи, содержание и формы проведения
В ходе работы было организовано исследование по выявлению уровня развития познавательного интереса младших школьников. В исследовании принимали участие 27 учащихся 4 класса ГУО «Средняя школа №21 г. Могилева». Исследование показало, что для данной группы школьников в целом уровень сформированности учебной мотивации находится в норме и является характерным для младшего школьного возраста. Однако была обнаружена проблемная группа детей с низким уровнем мотивации учебной деятельности.
1. Александров, А. Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности / А. Г. Александров. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 100 с.
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. – 1959. – Вып. 16 – №265. – С. 41-60
3. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР. – 1955. – Вып. 73. – С. 1-14.
4. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Булат, 2000. – 351 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям / В.Б. Бондаревский. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1968. – 145 с.
6. Дрозина, В.В. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи: учебное пособие для студентов педагогических университетов и учителей математики / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман, Д.А. Дрозин. – Изд. 5-е. – Москва : ЛЕНАНД, 2015. – 234 с.
7. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка : пособие для учителя / Е.А. Дышинский. – М. : Просвещение, 1972. – 144 с.
8. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1965. – 254 с.
9. Кондрашова, З.М. Логические задачи в начальной школе: технология обучения / З. М. Кондрашова, Н. Н. Солохин. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 137 с.
10. Матюхина, М. В. Мотивации учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
11. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.
12. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М., 1979. – 120 с.
13. Морозова Н.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста / Н.Ф. Морозова // Известия АПН РСФСР. –1955. – Вып. 73. – С. 15-54.
14. Ожегов, С.И. (1900-1964). Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, cop. 2017. – 1375 с.
15. Плотникова Г.Ф. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 2013. – № 1.– С. 84-88.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
17. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина; Волгогр. гос. пед. ин-т им. А. С. Серафимовича. – Волгоград : ВГПИ, 1988. – 61 с.
18. Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе / В. В. Сериков. – М., «Логос» 2012. – 448 с.
19. Ушинский, К.Д. Избранные педагогически сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968. – 208с.
20. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г. А. Цукерман. – М.: Просвещение, 1992. –240 с.
21. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – Москва : Знание, 1972. – 32 с.
22. Щукина, Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 342 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Киев: Радяньска школа, 1961. – 219 с.
24. Эргашева, Л.А. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Л.А. Эргашева // Начальная школа плюс До и После. – 2016. – № 3. – 15-17 с.