ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность понятий «творчество», «креативность», «творческие способности», «творческий потенциал личности»
1.2 Особенности развития и формирования творческих способностей у младших школьников
1.3 Возможности учебных предметов в развитии творческих способностей младшего школьника
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
2.2 Система заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В виду проблемы внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке повышаются требования к развитию творческой личности, которая будет иметь развитое продуктивное мышление, гибкое воображение для решения наиболее сложных жизненных задач. В социуме осуществляются бурные преобразования. Человеку приходится на них адекватно реагировать и должен активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим необходимо выбирать и разрабатывать адекватные средства формирования творческого продуктивного мышления, поскольку прежние не отвечают парадигме образования нового века.
Творчество – это деятельность по созданию новых аутентичных продуктов, которые являются общественно важными. Дети младшего школьного возраста характеризуются многочисленными потенциальными способностями. Самый эффективный путь развития личных способностей лежит через приобщение учеников к продуктивной творческой деятельности. На данный момент одним из главных принципов обновления содержания образования является личностная ориентация, которая подразумевает развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их обучения с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Главной целью современной школы, как общественного института, считается разностороннее развитие ребенка, в том числе и творческое, их учебно-познавательной компетенции, познавательных интересов, а также навыков самообразования и способности к самореализации личности.
Воспитание самодостаточной, гармонично и разносторонне развитой личности, способной приспосабливаться к меняющимся условиям настоящего, способной к самореализации и самосовершенствованию - вот конечная цель применения творческих методов в педагогике и психологии.
Вопросами развития творческих способностей младшего школьника занимались такие ученые, как Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, Н.Л. Андрус, Ю.К. Бабанский, Д.В. Григорьев, К. М. Гуревич, Л. Г. Карпова, Е. Е. Кравцова, М. А. Пуйлова, Е.Е. Туник, Н.Г. Хакимова. Тем не менее, данная тема характеризуется недостаточной разработанностью. Актуальность исследования состоит в том, не была проведена систематизация средств развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность понятий «творчество», «креативность», «творческие способности», «творческий потенциал личности»
Многочисленное количество людей полагают, что творчество, как талант, возникает с самого рождения, который дети или обладают, или нет: иными словами, как все без исключения дети не являются умными совершенно одинаково, все дети не являются одинаково творческими. Однако, творчество – является более профессионализмом, нежели, врожденным даром, и данную способность можно совершенствовать с помощью родителей. Поскольку это является источником к триумфу абсолютно во всем, что мы осуществляем, творчество считается основным компонентом здоровья, счастья и главным умением для практики с детьми. Творческий процесс никак не ограничивается художественным и музыкальным самовыражением - оно важно для науки, математики, а также для социальных и эмоциональных умственных способностей. Креативные индивиды наиболее гибко мыслят и лучше разрешают трудности, это делает их наиболее способными приспосабливаться к научно-техническим достижениям и совладать с преобразованиями, а кроме того, применять новейшие возможностями.
На сегодняшний день социум нуждается в инициативных и творческих людях, которые будут способны оригинально размышлять и искать выходы из нетипичных ситуаций. Этот феномен следует исследовать с самого детства, ведь именно в данный период обеспечивается прогресс ребенка в своём развитии, осуществляется закладка базы, которая включает в себя открытость опыту, чувствительность к новинкам, импровизации, а также стремление создавать некоторый творческий продукт.
Человек со своими психологическими достоинствами и недостатками в любом возрасте представляет собой в значительной степени продукт прошлого, продукт всей деятельности в учебе, играх, труде, досуге, которые были у него до этого. Это запечатленная в психике человека биография, которая «написана» своеобразием его личной активности [11].
Детство является как подготовкой к будущей деятельности, так и уникальным этапом формирования человека. Итоги данного возраста играют огромную роль в развитии личности ребенка.
Развитие в детстве – это единый процесс развития психики и индивидуальности, то есть, познавательной сферы, а также мотивационно-потребностной сферы в качестве ядра личности. Данные линии развития тесно связаны друг с другом.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников
Целенаправленное исследование уровня развития творческих способностей у учащихся младших классов проводилось на базе ... Общее количество привлеченных к исследованию лиц составило двадцать пять учащихся 3 класса.
Нами проводилась диагностика уровня развития творческих способностей учащихся младших классов.
Для выполнения исследования было разработано нужное экспериментальное устройство: критерии, показатели, уровни сформированности творческих способностей учащихся младших классов, совокупность определенных методик (анкетирование, интервью, психодиагностические методики).
Сперва аргументируем подбор указанного экспериментального устройства, а затем охарактеризуем положение актуализации творческих способностей у школьников младших классов, обнаруженные на основе использования данного устройства.
Посредством конкретных признаков выражаются уровни сформированности творческих способностей личности – характеристики степени проявления творческих способностей в общении, деятельности, поведении и в этом роде. Диагностируя данные черты, концентрируем внимание на заранее определенных основных критериях и показателех творческих способностей:
- когнитивно-познавательные (присутствие познавательных проблем, эмоциональная втянутость учащегося в деятельность);
-эмоционально-волевые (выражение позитивных эмоций в ходе деятельности и стабильности заинтересованности к заключению творческих проблем);
-мотивационно-ценностные (формирование ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее законченность);
-деятельностно-творческие (предприимчивость в творчестве, выражение степеней творческой деятельности и упорстве, степень предприимчивости детей).
На базе выделенных критериев, а кроме того с целью аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей было выявлено три уровня развития творческих способностей у обучающихся начальной школы: низкий, средний, высокий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – это его сущностная характеристика, то есть черта, которая отражает основное глубинное существо, обеспечивающее бытие личности. Потенциальная способность к творчеству претворяется в жизнь в течение жизни человека, а творческая деятельность выступает базой, условием и итогом творчества личности. Субъект творчества является как инициатором творческой деятельности, так и ее результатом. Актуализация способности к творческой деятельности происходит во время различных стадий осознанности.
На развитие творческих способностей младших школьников оказывает влияние некоторая система психологических факторов: как внутренних, так и внешних, в их совокупности. К внешним факторам можно отнести творческую среду, создание психологического комфорта, коммуникация с искусством и культурой. К внутренним факторам можно отнести активность личности, успешную коммуникацию, интеллектуальность. Общепринятым считается мнение о том, что для формирования творческих способностей требуются некоторые условия, а именно отсутствие примера регламентированного поведения; присутствие положительного примера творческого поведения; а также формирование условий для подражания творческому поведению; общественное подкрепление творческого поведения.
Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, – это развитие творческих способностей ученика. Развитие творческих способностей школьников возможно на различных уроках.
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 1998. – №4. – С.80-81.
2. Вишнякова, Н. Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества / Н. Ф. Вишнякова. – Минск : Бел. НИИ образования, 1992. – 76 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
4. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Издательство Прогресс. - 1965. - 244 с.
5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2009. – 434 с.
6. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006. – 56 с.
7. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников / Н.В. Кондратьева // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12 (часть 1) – С. 99-102. – Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35217.
8. Котикова, О. Педагогическая психология. Курс лекций / О.П. Котикова. – Минск : Изд-во МИУ, 2005. – 132 с.
9. Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов // Начальная школа. – 1993. – № 1. – С. 21–26.
10. Малахова, И. А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И. А. Малахова. – Минск, 2002. – 124 с.
11. Пархоменко, В. П. Основы технического творчества. Учебное пособие / В.П. Пархоменко. - Минск : Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 2000. − 148 с.: ил
12. Пономарев, Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я. А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988. - С. 431 - 450.
13. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствам искусства / А. И. Савенков. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
14. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.2/ Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
15. Старовойтова, Т.А. Практика использования учебных творческих заданий в начальных классах / Т.А. Старовойтова, С.П. Чумакова // Актуальные проблемы педагогики и психологии детства: материалы Междунар. науч,-практ. конф., Могилев, 9-10 апр. 2003 г. / Могилев, гос ун-т; редкол.: С.О. Каминская [и др.]. – Могилев, 2003. – С. 137–139.
16. Сухарева, А.П. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО: дисс. канд. пед. наук: 13. 00.02 / А.П. Сухарева. – Омск, 2000. – 205с.
17. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.В. Терехова. — Екатеринбург, 2002. — 110 с.
18. Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
19. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности /В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 315 с.
20. Юдина, Н.В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Н.В. Юдина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 117-119.