ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ
1.1. Психолого-педагогические аспекты воспитания познавательного интереса у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста
1.3. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика проявления познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста
2.2. Методика воспитания познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста
2.3 Анализ результатов работы по воспитанию познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей. Ребенок совершает много открытий при общении с ней. Первоначальные и яркие впечатления об окружающем мире, в дальнейшем помогают увидеть и понять связи и отношения природных явлений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление и познавательный интерес – потребностное отношение к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира.
Современное дошкольное образование нацелено на реализацию развивающей функции, обеспечивающей эффективное становление личности ребенка как субъекта познавательной деятельности, способного к осуществлению активного интеллектуального поиска. В дошкольном возрасте при целенаправленной организации взрослым процесса взаимодействия с природой у детей появляется потребность в выявлении причинно-следственных связей и отношений, зависимостей между предметами и явлениями, которая стимулирует проявление любознательности основы познавательного интереса.
Проблему развития интереса у дошкольников на материале природы исследовали Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постникова, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова. В работах И.С. Фрейдкина, Н.Н. Никандрова, Н.Г. Комратовой, Л.М. Клариной, О.Р. Галимова, Г.И. Петку, М.Ю. Бурыкиной было выявлено содержание познавательного интереса, которое может быть из разных областей окружающей действительности, в том числе, и из мира неживой природы. Авторы Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Поддъяков, И.С. Фрейдкин, И.А. Хайдурова, О.Л. Князева и др. исследовали процесс формирования исследовательских умений в процессе организации разнообразной поисковой деятельности.
Цель исследования – выявить особенности воспитания у детей среднего дошкольного возраста познавательного интереса к природе.
Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников.
Предметом исследования является процесс воспитания у детей среднего дошкольного возраста познавательного интереса к природе.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы воспитания познавательного интереса у детей дошкольного возраста к миру природы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ
1.1. Психолого-педагогические аспекты воспитания познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Познавательный интерес формируется в социальных условиях и не является изначально присущим ребенку от рождения.
Познавательный интерес – это познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность [4, с. 15]. Любому ребенку присущ познавательный интерес, но его мерило и направленность у ребят неодинакова.
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью поܙзнания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проܙникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательные интересы на пути своего развития характеризуются познавательной активностью, избирательной направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, устанавливать причинноܙ-следственные связи. Оܙни включают в себя интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и воܙлевым усилием [8, с. 22].
В общепедагогическом смысле интерес определяется (как стремление к поܙзнанию объекта или явления, к оܙвладению тем или иным видом деятельности [8, с. 22].
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и оܙбучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс оܙбучения привлекательным, выделить в оܙбучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения.
В «Новейшем психологическом словаре» условно выделяют последовательные стадии познавательного интереса:
1. Любопытство – элементарная стадия избирательноܙго отношения, коܙтоܙрая обусловлена чисто внешним, часто неожиданными обстоятельствами.
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика проявления познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста
С целью диагностики познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование.
В эксперименте участвовали 20 детей среднего дошкольного возраста.
В ходе данного исследования применялись следующие методики:
– методика «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич).
– методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка [2].
– беседа о природе.
Цель методики «Волшебный домик» – изучение особенностей развития познавательной потребности у дошкольников.
Материал: 4 листа картона с изображением геометрических фигур (например, прямоугольников), количество от одного до четырех (фоновые листы). Под каждой фигурой - прорезь для подчеркивания. Кроме того, 8 листов картона, которые имеют изменения в одной из четырех фигур либо по форме, (прямоугольник заменяется на треугольник - 4 листа), либо по цвету (красный прямоугольник заменяется на зелёный - также 4 листа).
Ход проведения: Занятие проходит в форме игры. Ребенку предъявляется лист, обозначающий дом для разных зверушек, которые в ходе эксперимента перечисляются либо взрослым, либо ребенком, если он достаточно активен. Изображенные на листе фигуры означают окна домика, а прорезь под фигурой является местом, где ребенок может нарисовать «дорожку» для «жителя» этого домика. Проводить линию в прорези (рисовать дорожку) можно под любой фигурой по выбору, но на каждом листе только один раз.
Четыре фоновых листа предъявляются в определенной последовательности 2 раза, то есть одни и те же фигуры предлагаются 8 раз. Далее экспонируются листы с внесенными изменениями: сначала с измененной формой, причем меняющаяся фигура последовательно занимает различные места. Те же фигуры, что и в первом опыте, предъявляются также 8 раз. Аналогичный опыт проводится с фигурами с измененным цветом. В конце эксперимента ребенка просят рассказать о наблюдаемых изменениях в цвете и форме фигуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Познавательный интерес имеет важное значение в жизни дошкольника, т.к. он служит основой для совершенствования способностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения.
При оказании поддержки вхождению воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику дошкольника, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса.
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Таким образом, формирование познавательного интереса к природе играет ведущую роль в экологическом воспитании дошкольников.
Рассматривая развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста значимо, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь стойким личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании.
Проведенная экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В эксперименте участвовали 20 детей среднего дошкольного возраста.
В ходе данного исследования применялись следующие методики:
– методика «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич).
– методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка,
– беседа о природе.
Проведение констатирующего этапа исследования выявило, что в целом познавательный интерес детей среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне, однако знаний о природе и ее явлениях у дошкольников недостаточно.
1. Акимов, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. – М. : Сфера, 2010. – 220 с.
2. Белкина, В.Н. Детская психология: учебное пособие / В.Н. Белкина. – Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. – 260 с.
3. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников. / В. Б. Голицын // Педагогика. — № 3. — 2011. — С.23–27.
4. Головань, Т.С. Познавательный интерес как фактор повышения эффективности процесса обучения / Т.С. Головань // Начальная школа. – 2013. – №6. – С. 15-17.
5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений /А.И. Иванова . – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 33-37.
7. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева ; под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 2009. – 207 с.
8. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста /Н.А. Короткова – М.: Лика-Пресс, 2007. – 140 с.
9. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание дошкольного возраста : учебно - методическое пособие / Н.Г. Лаврентьева. – Чита : ЗабГПУ, 2002. – 168 с.
10. Лисина, М.И. Познавательная активность дошкольников / М.И. Лисина. – М. : Просвещение, 1989. – 160 с.
11. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989. –144 с.
12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие / Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф.Терентьева ; под ред. П.Г.Саморуковой. – М. : Просвещение, 2008. – 240 с.
13. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1992. – 220 с.
14. Мир природы и ребёнок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 1998. – 318 с.
15. Николаева, С. Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны / С. Николаева // Дошкольное воспитание.– 1988.– № 8 – С. 9–16.
16. Николаева, С. Формирование представлений о сезонных явлениях в жизни диких животных / С. Николаева, Л. Игнаткина // Дошкольное воспитание.–1990. –№ 10 – С. 65–67.
17. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Мозаика- Синтез, 2011.- 256 с.
18. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 808 с.
19. Осипов, Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой / Г.Н. Осипов. –М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
20. Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 69-74.
21. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н..А. Рыжова ; науч. ред. Г.А. Ягодин. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.
22. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Нар.асвета, 2012. – 165 с.
23. Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 160 с.
24. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 420 с.
25. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 2001. – 180 с.