Понятие «здоровье» имеет множество определений. Наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [1, с. 4]. Важным в этом и других определении здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Одной из актуальных задач является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. И.Н. Куинджи дает следующие определения данных показателей: Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Эти показатели образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи» [10, с. 42].
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования у детей основ о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной, своевременной и достаточно сложной. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток времени и средств у родителей для полноценного удовлетворения потребностей детей,
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М. Амосова, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова, О.Л. Зверевой, Я.А. Коменского, С.П. Семенова, Ф.Г. Углова, Д.Уотсона, Г.С. Шаталовой и др.
Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками и определенными ценностями, и наиболее стабильным показателем оставалось здоровье человека. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [11, с. 22].
По мнению Г.М. Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [7, с. 14].
Выделяют три типа здоровья:
1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность);
2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»);
3) «здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика [7, с. 40].
Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.
С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования стало Государственное учреждение образование «Ясли-сад № 4 г. Хойники». В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Для начала разграничили детей на две группы: экспериментальную – 12 человек (это дети, которые принимали участие в формирующем эксперименте). В контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте – следующие 12 человек.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил следующие критерии сформированности представлений старших дошкольников по следующим показателям:
1) представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»;
2) представление дошкольника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека.
Были рассмотрены в различной степени уровни: высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни:
- высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; негативно относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни;
- средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;
- низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.
Основу экспериментального исследования составил целый ряд диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
С целью определения уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми [Приложение 1] и анкетирование [Приложение 2].
Данная курсовая работа посвящена одной из актуальных проблем педагогики – формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты, которые были получены в процессе написания теоретического и практического исследования по проблеме формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, позволила сделать следующие выводы:
1. В первой главе на основе теоретического анализа литературы изучены вопросы теории и практики формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Под определением здоровый образ жизни понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональная двигательная активность, закаливание организма, правильное питание, сохранение психоэмоционального состояния. Главным результатам культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые и возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни. Приобщение детей с дошкольного возраста к здоровому образу жизни позволит воспитать физически развитых, психологически здоровых детей.
Процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. В первой главе рассмотрены сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», изучены задачи, содержание и формы организации работы учреждения дошкольного образования по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление работы учреждений по формированию здорового образа жизни у детей. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях учреждения дошкольного образования осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Важное значение в работе по формированию здорового образа жизни приобретает организация работы с родителями, ни одна программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
2. Во второй главе описывается экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни, физических качеств, как
1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологопедагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2010. – 198 с.
2. Алямовская, В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 7-23.
3. Антропова, М.В. Физическое развитие ребенка / М.В. Антропова. – М : Просвещение, 2009. – 246 с.
4. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Б.В. Дергачев. – М. : Московский рабочий, 1989. – 219 с.
5. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: Учеб.-метод. пособие / В.А. Деркунская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 84 с.
6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
8. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие /В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.
9. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей /М.Н. Кузнецова. — М. : АРКТИ, 2002. — 64 с.
10. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников : методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
11. Макаренкова, Г.Г. Здоровьесберегающие системы в современном дошкольном образовании / Г.Г. Макаренкова // Пралеска. – 2004. – № 6. – С. 5-8.
12. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. –М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
13. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: психология: пособие для педагогов дошк. учреждений / Е.А. Панько. – Минск : Зорны Верасень, 2006. – 264 с.
14. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2006. — 607 с.
15. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
16. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 420 с.
17. Филиппова, С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О. Филиппова. – М. : Академия развития, 2007. – 224 с.
18. Шишкина, В.А. Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь / В.А. Шишкина. - Могилев, 2007. - 238 с.
19. Шишкина, В.А. В детский сад — за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.
20. Шышкіна, В.Л. Хачу быць здаровым: вучэб. дапам. для выхаванцаў ст. ступені (ад пяці да шасці гадоў) устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дадат. адукацыі / В.А. Шышкіна. – Мінск : Сэр-Вит, 2003. — 56 с.