Актуальность исследования. Развитие речи, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Полноценное речевое общение – это необходимое условие осуществления нормальных социальных человеческих контактов, что, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Она способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Основную проблему в психическом развитии детей раннего возраста представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации детей. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
Знания о проявлениях нарушений речи у детей раннего возраста позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию.
Таким образом, проблема проявления нарушений коммуникативной функции речи у детей раннего возраста является актуальной.
Специалист в области детской психологии О.С. Ушакова считает, что овладение речью – одна из главных задач развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей,
Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие – это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи.
Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида и его поведение. Этот процесс обусловлен развитием центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии центральной нервной системы приводят к дизонтогенезу.
В.И. Романова отмечает, что новорожденному ребенку природой уже дается уготованный природой анатомо-физиологический совершенный аппарат, предназначенный для речи. Однако, речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка [18, с. 29].
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи может быть патология течения беременности и родов, а также действие генетических факторов, поражение органов слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, недостаточное общение и воспитание.
Л.П. Федоренко и Г.А. Фомичева акцентировали внимание на том, что коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками) [24, с. 19]. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки – вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что работа по развитию коммуникативно-речевой активности детей должна осуществляться систематически и целенаправленно с помощью ведущих видов деятельности.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Знания о проявлениях нарушений речи у детей раннего возраста позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию.
Цель данного исследования – изучить методы и приемы развития коммуникативно-речевой активности детей в раннем возрасте.
В соответствии с данной целью нами было организовано экспериментальное исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Базой исследования стало ГУО «Ясли – детский сад № 239 г. Минска». В работе приняли участие 10 детей раннего возраста (Приложение 1).
На констатирующем этапе нами были изучены особенности речевого развития детей от 2 до 3-х лет. Нами были изучены следующие аспекты коммуникативно-речевой активности детей:
- уровень восприятия речи взрослого;
- понимание речи;
- вид деятельности, формы общения и уровень инициативности;
- уровень активной и пассивной речи ребенка, средств общения.
Для изучения проявлений нарушения коммуникативной функции речи у детей раннего возраста использовались диагностические задания, представленные в Приложении 2.
Первичные данные обследования речи детей представлены в Приложении 3. Сводные данные продемонстрируем в Таблице 2.1.
Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками).
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи может быть патология течения беременности и родов, а также действие генетических факторов, поражение органов слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, недостаточное общение и воспитание.
Овладение речью происходит не сразу и не дается ребенку в готовой форме. Оно вырастает из последовательных изменений психологических структур и проходит ряд этапов.
А.А. Леонтьев отмечал, что процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».
1-й – подготовительный (с момента рождения до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Знания о проявлениях нарушений речи у детей раннего возраста позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию.
В настоящее время с достаточной очевидностью проявляется необходимость совместных усилии языковедов и психологов в разработке многих проблем как языкознания, так и психологии.
Детская речь интересует языковедов с разных точек зрения. Прежде всего, вопрос ставится о том, влияет ли она и как влияет на развитие языка, как особенности овладения языком оказываются причиной тех или иных изменений в его структуре.
Усвоение языка происходит в речевом общении, а так как последнее является ведущим фактором развития языка, то анализ процесса овладения языком, возможно, выявит некоторые специфические факторы языковых изменений.
Другой аспект рассмотрения детской речи в интересах языкознания связан с попыткой применить к данной области «биогенетический закон»,
1. Абелева, И.Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева – М.: Логос, 2004. – 302 с.
2. Акуленок, В.В. Сензитивный период в онтогенезе ребенка / В.В. Акуленок. // Психология. – 2015. – С. 47-49.
3. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. II. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. – М., 1963. – 391 с.
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. – М.: Алетейя, 2007. – 203 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. – С. 467-475.
6. Горлова, О.А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста. Дисс. канд. пед. наук / О.А. Горлова. – М., 2012. – 255 с.
7. Дроздова, С.А. Ранний возраст / С.А. Дроздова // Дошкольник. – 2015. – № 5. – С. 44-48.
8. Иратова, Д.Д. Развитие речи в онтогенезе / Д.Д. Иратова. // Вестник БГУ, 2015. – № 6. – С. 37-39.
9. Кабышева, Л.А. Развитие речи детей в раннем возрасте / Л.А. Кабышева. – Гродно: ГрГУ, 2014. – 180 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 230 с.
11. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
13. Лурикова, Е.В. Речь ребенка в раннем возрасте / Е.В. Лурикова. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 267 с.
14. Ляксо, Е.Е. Развитие речи малыша / Е.Е. Ляксо. – СПб: Питер, 2013. – 215 с.
15. Муравьев, И.В. Развитие речи детей в раннем возрасте / И.В. Муравьев. – Витебск: ВГУ, 2014. – С. 64-69.
16. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года) / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 200 с.
17. Речевое развитие младших школьников / под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1970. – 222 с.
18. Романова, В.И. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / В.И. Романова. // Проблемы психологии. – 2015. – № 2. – С. 28-32.
19. Романовская, О.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.А. Романовская. // Детство. – 2011. – № 2. – С. 35-39.
20. Рубинштейн, С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении / С.Л. Рубинтейн. // Вопросы языкознания, 1957. – № 2. – С. 42-48.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. // Вопросы психологии. – 2010. – № 11. – С. 39-43.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1981. – 159 с.
23. Транькова, В.П. Развитие коммуникативно-речевой активности детей в раннем возрасте. Автореф. дисс. канд. псих. наук. / В.П. Транькова. – М., 2015. – 189 с.
24. Федоренко, Л.П., Фомичева, Г.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М., 1984. – 240 с.
25. Цуканова, А.Р. Потребности в общении в раннем возрасте / А.Р Цуканова. // Вестник БГУ. – 2015. – № 1. – С. 25-29.
26. Янушкевич, А.С. Возрастная психология / А.С. Янушкевич. – Минск, 2012. – 488 с.