ВВЕДЕНИЕ
Развитие словаря у детей дошкольного возраста начинается еще в младших группах и представляет собой достаточно как длительный процесс формирования речевого словарного запаса, а точнее, количественного накопления и овладения содержанием словарного запаса определенного языка. При этом в задачи словарной работы с дошкольниками входит: обогащение словаря, формирование у детей понятий, активизация словаря.
Особенностью речевого развития детей в дошкольном возрасте является то, что накопление знаний, формирование речи идет в остаточно быстром темпе, а в старшем дошкольном возрасте дети уже способны выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета и явления, ярко и лаконично их передавать при помощи речи [11].
Согласно исследованиям ряда ученых педагогов и психологов (В.П.Аникин, Л.С. Выготский, А.Н.Захаров, А.А.Нестеренко и др.), одним из способов развития словаря детей в дошкольном возрасте является отгадывание загадок, что объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов речи.
Как и любая работа по развитию речи дошкольников, организация восприятия загадок детьми старшего дошкольного возраста предполагает использование разных приемов, активизирующих процесс обогащения детского словаря, причем основной задачей здесь становится научить детей правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи.
Актуальность исследования обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования загадок в работе по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
- определить роль загадок в развитии словарного запаса детей в старшем дошкольном возрасте;
- провести экспериментальное изучение уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста;
- провести работу по развитию словаря дошкольников посредством загадывания загадок;
- оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования – развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством загадок.
Методология исследования. Методологической основой
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
1.1 Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту словарь ребенка,как правилодостигаетболее 3,5 тыс. слов, т.к. развивается личность ребенка и его сознание. Дети уже начинают мыслить на основе общих представлений, их внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Также расширяется круг интересов, деятельность становится наиболее разнообразной. Уже к 5 годамдети получают стандартный бытовой словарь, схожий со взрослым, причем ребенок употребляет не только обобщенные слова, но и отреченные, которые слышал в окружающем его пространстве.
В условиях учреждения дошкольного образования работа с словарем детей старшего дошкольного возраста чаще всего сводится к его активизации и комплексному расширению. Эта работа проводится на любых занятиях, особенно при ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью [12].
Так, например, Л.С. Выготский в своих исследованиях указывает на то, что в процессе развития речи, ребенок усваивает значения слов от случайных признаков к существенным, а в старшем дошкольном возрасте он уже может достаточно полно и правильно отразить определенные жизненные факты и связать их с окружающим.
В трудах ряда ученых (М.М. Конина, О.И. Соловьёва, Е.И. Тихеева и др.) дана методика развития речи, в которой важный раздел занимает словарная работа [12].
Так, можно выделить ряд задач в организации работы со словарем детей старшего дошкольного возраста (таблица 1.1).
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
Для изучения уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста нами был проведена экспериментальная работа, которая позволит не только диагностировать речевые особенности детей, но и определить уровень восприятия загадок.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №84 г.Минска» в старшей возрастной группе. В эксперименте приняли участи 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек).
Эксперимент включал 3 этапа:
1. Констатирующий (проведение первичной диагностики).
2. Формирующий (проведение коррекционной работы).
3. Контрольный (проведение повторной диагностики).
В ходе констатирующего этапа эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. Выделить уровни развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методики для диагностики уровня развития словаря.
3. Выделить уровни восприятия загадки детьми старшего дошкольного возраста.
4. Диагностика уровня восприятия загадки.
5. Анализ диагностических данных.
Описание диагностических методик представлено в приложении А.
Уровни и критерии развития словаря детей старшего дошкольного возраста по методике Волкова Г.А., Илюк М.А. представлены в таблице 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Значение словарной работы в условиях учреждении дошкольного образования состоит не только в дальнейшем развитии речи ребенка и формирование готовности к школьному обучению, но и имеет воспитательный эффект.
2. Несмотря на малое число изучаемых в начальной школе загадок, работе с ними уделяется немалое значение и независимо от кратковременности работы загадки запоминаются как образец устного народного творчества, совмещающий в себе яркие образы загадываемых предметов.
3. Загадки являются одним из самых распространенных приемов коррекции речи детей дошкольного возраста, благодаря которому педагог может не только самостоятельно заниматься развитием речи ребенка, но воспитывать в нем определенные личностные качества.
4. Анализ результатов экспериментальной работы доказал эффективность использования загадок при работе по развитию речевого словаря у детей старшего дошкольного возраста. Детям нравится процесс обучения сочинению загадок, они с удовольствием принимают участие в коллективном сочинении загадок на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающем, на конкурсе.
5. У детей экспериментальной группы произошли большие положительные изменении в словаре: пассивный словарь детей почти у всех на высоком уровне, значительно выросли показатели активного словаря, номинативный и атрибутивный словарь стал намного шире, то есть дети старшего дошкольного возраста, значительно обогатили свой словарь.
1. Без лица в личине: Старинные и современные загадки /Сост. Л.М. Сукач. – Гомель: ИПП «Сож», 2012 - 120 с.
2. Большая книга загадок /Сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель, АСТ, 2011. – 350 с.
3. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь: философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: ЭКСМО, 2003. – 234 с.
4. Гамазкова, И.Л. Азбука в загадках. – М.: Век 2, 2005. – 100с.
5. Гурин, Ю.В. 500 загадок для будущего первоклассника. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. – 60 с.
6. Гурин, Ю.В. Школьная программа в загадках. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. – 45 с.
7. Гурин, Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011. – 200с.
8. Детям на потеху: Песни, загадки, пословицы /Сост. Э.В.Померанцева. – М.: Детская литература, 2003. – 200с.
9. Макарова, О. Азбука в загадках. – М.: АСТ-Пресс, 2009. – 300 с.
10. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 2008. – 500 с.
11. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
12. Пожарова, М.А. Загадки. – М.: Детгиз, 2006. – 48 с.
13. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
14. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
15. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
16. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
17. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет.сада / Е. И. Тихеева / под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. – 159с.
18. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. – 400 с.
19. Ушакова, О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. Воспитание – 1995 – №1. – С.59-66.
20. Ушакова, О., Струнина, Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. Воспитание – 1998. – №9. – С.71-78.
21. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288с.
22. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
23. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Е.А. Флерина. – М., 1961. – 320 с.
24. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001. – 234 с.
25. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002. – 463 с.