Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель нравственного развития. Учреждение дошкольного образования уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно [7, c.41].
Дошкольный возраст представляет именно тот период, когда происходит начальное формирование личности. Именно в этот возраст ребенок приобретает ряд навыков и умений, направленных на выполнение тех или иных действий. Выполнение трудовой деятельности не является исключением.
Несмотря на то, что выполнение трудовой деятельности кажется чем-то само собой разумеющимся, вовлечение ребенка в подобный вид работы представляет некоторые сложности. Процесс приучения ребенка к выполнению определенных действий является сложным и многоэтапным.
Формирование экологической культуры представляет собой один из наиболее динамично развивающихся элементов образования, и рассматривается в мировой практике в качестве важнейшей меры преодоления экологической опасности.
Формирование экологической культуры связано с усвоением дошкольниками некоторых основополагающих знаний. Среди них:
· многообразие и существующих в природе взаимосвязи между ее компонентами и элементами;
· целостность и единство природы;
· изменение природной среды и возникновения качественно новых природных комплексов;
· взаимодействие общества и природы;
· рациональное природопользование.
Экологическая культура имеет в своем составе экологические знания, высокий уровень заинтересованности в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [11, c.17].
Современное образование предполагает, что свободное творческое развитие личности должно стать приоритетным. Возникает необходимость помощи подрастающему поколению в переводе знаний на уровень личностных ориентиров. Осознанное включение личности в экологическую деятельность представляет собой лучшее подтверждение развития ее
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства [45, c.63].
Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе [27, c.39]. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
В заключении можно сделать следующий ряд выводов. Дошкольный возраст является важным в психическом и личностном развитии ребенка. В этот период происходят большие изменения во всем психическом развитии: возрастает познавательная активность, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Различные виды деятельности способствуют всестороннему развитию ребенка, связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают дошкольников в жизни.
Воспитание положительного отношения к природе особое значение имеет в условиях дошкольного учреждения. Этот процесс является достаточно сложным. Он включает в себя несколько этапов, которые соответствуют той или иной группе детского сада. Целесообразным является обращение к реализации трудовой деятельности при ознакомлении с уголками природы. Детская трудовая деятельность может быть реализована в различных видах и формах. Также необходимо отметить важность контроля над деятельностью воспитанников по выработке положительного отношения к природе, ее представителям, труду, его основным умениям и навыкам. Необходимо следить за качеством материала и инструментов, необходимых при осуществлении трудовой деятельности. Итак, для реализации этого процесса должен соблюдаться ряд условий. Только так деятельность по вовлечению воспитанников в трудовой процесс будет максимально эффективной.
Особенностями применения представленных в работе видов деятельности при ознакомлении с уголком природы является то, что они в данном случае будут способствовать: расширению представлений об окружающей действительности; закреплению знаний о природе; уточнению
1. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
2. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. – №2. – С.28—34.
3. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10—12.
4. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С.34—39.
5. Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. — 2000. — №7 — . С.38—46.
6. Боголюбский, С.Н. Происхождение домашних животных / С.Н. Боголюбский. — М. : Просвещение, 1956. — 113 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
8. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 2010. — 312 с.
9. Васильева, А.И. Учите дошкольников наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297 с.
10. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. –№ 3. – С.22—23.
11. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011. — 140 с.
12. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45—69.
13. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011. — 288 с.
14. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С.16—20.
15. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С.23—27.
16. Герасимов, В. Друзья человека в мире животных / В. Герасимов // Дошкольное воспитание. – 1964. — № 7. — С.22—29.
17. Герасимов, В. Многообразие и единство в животном мире / В. Герсимов // Дошкольное воспитание. — 1969. — №1. — С.79—82.
18. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С.10—16.
19. Грецова, В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: диссер. канд. пед. наук / В.Г. Грецова. — М., 1969. — 149 с.
20. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013. — 280 с.
21. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
22. Жарова, Г.В. Любить и беречь животных / Г.В. Жарова // Дошкольное воспитание. – 1958. — № 10. — С. 23—30.
23. Залкинд, Э.И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений: диссер. канд. пед. наук / Э.И. Залкинд. — М. : МГУ, 1961. — 184 с.
24. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012 . – №7.– С.18—23.
25. Знакомство детей с природой / под ред. Е.И. Волковой. — М. : Учпедгиз, 1958. — 192 с.
26. Золотова, Е.И. Использование сравнений при ознакомлении дошкольников с природой: диссер. канд. пед. наук / Е.И. Золотова. — М. : МГУ, 1973. — 219 с.
27. Казаручик, Г.Н. Трудовая деятельность в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С.38—41.
28. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72 с.
29. Константинова, Т.В. Трудовая деятельность на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С.46—48.
30. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С. 545—549.
31. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / М.М. Марковская. — М. : Просвещение, 2004. — 68 с.
32. Молодова, Л.П. Трудовые экологические занятия с дошкольниками, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014. — 340 c.
33. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С.42—46.
34. Николаева, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: на материале жизни животных / С.Н. Николаева. – М., 1978. — 292 с.
35. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
36. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14—20.
37. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
38. Павлова, Л. Трудовая деятельность как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С.40—44.
39. Петрикевич, А.А. Веселые игры по ознакомлению с природой / А.А. Петрикевич. — Минск, 2010. — 39 с.
40. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития дошкольников дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
41. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С.40—42.
42. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С.30—35.
43. Рыхлинская, Т.С. Ознакомление детей с животными / Т.С. Рыхлинская // Дошкольное воспитание. — 1952. — №4. — С.6—12.
44. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
45. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.1. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453 с.