ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 История становления педагогических технологий. Многообразия понятий «педагогическая технология», «технология проектного обучения»
1.2 Требования к организации проектных технологий в начальной школе
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Структура и методика подготовки, организации, защиты проекта по предмету «Человек и мир»
2.2 Анализ возможности содержания предмета «Человек и мир» с позиции целесообразности использования проектной технологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблемы образования не вышли за пределы тематики, которые волновали ума людей в давно покинувшие нас времена. Человечество до сих пор проявляет интерес к вопросам предназначения системы образования в обществе, к целям и задачам по его практической реализации, содержанию, формам, к методам и моделям учебно-воспитательной деятельности. Но всё же мир в окружающей действительности изменяется каждый день. Видоизменения в обществе, экономике, политике и культуре на границе веков столь значительны, что консерватизм школьного обучения часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире.
Изменения, происходящие в ежедневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости введения новых технологий в систему образования.
Особенностью начальной школы является то, что дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и разным по своему содержанию и качественным характеристикам жизненным опытом, на который учитель опирается и учитывает его при организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому применять проектные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы особо важно. Ведь именно в начальной школе закладывается основа для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а современные технологии ориентированы, прежде всего, на воспитание всесторонне развитой личности.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему образования, которая обеспечила бы образовательные требования каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. А это возможно только при использовании таких технологий, которые соответствуют требованиям современного общества и интересам учеников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 История становления педагогических технологий. Многообразия понятий «педагогическая технология», «технология проектного обучения»
Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский). В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия [8, с. 12].
В сороковых и пятидесятых годах, когда началось внедрение технических средств в учебный процесс, появился термин «технология обучения», который в последующие годы был переименован в «педагогические технологии». Именно в середине пятидесятых годов исследователи связывают массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с появлением технологического подхода к обучению в американской, а затем и европейской школе.
Следует отметить, что в 60-70-е годы ХХ века технологический подход фактически развивался только в образовательном процессе. В нескольких отечественных журналах того времени В.П. Беспалько, В.И. Богомолова, Т.А. Ильина, М.В. Кларин изучал, прежде всего, зарубежный опыт ученых из США, Англии, Японии по этой проблеме. Вопрос о педагогической технологии в процессе образования в отечественной литературе не затрагивался.
В середине шестидесятых годов существовало два направления: «технические средства в обучении» и «технология образовательного процесса». Первоначально под педагогической технологией понималась техническая сторона образовательного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строились последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение [3, с. 96].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Структура и методика подготовки, организации, защиты проекта по предмету «Человек и мир»
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» – научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной среды. Предмет «Человек и мир» сложный, но очень интересный. И для того, чтобы интерес к нему не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. Использование информационных технологий на уроке «Человек и мир» В начальных классах позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные [21, с. 37].
Основными ценностями и задачами преподавания предмета «Человек и мир» в начальных классах являются создание условий для формирования у учащихся интереса к изучению природы, предмета, формирование знаний и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром, а также формирование и развитие навыков обучения. Исходными теоретико-методическими основами проектирования содержательной и технологической составляющей образовательного процесса по предмету «Человек и мир» в начальных классах являются личностный и активный, культурологический, компетентный, полисубъектный, а также проблемный подход. Личностно-деятельностный подход в преподавании ориентирован на создание условий для трансформации учащегося в предмет его обучения, для приобретения личного опыта. Подход реализуется через системные принципы: естественность, субъективная позиция, первичная образовательная продукция учащихся, продуктивность, вариативность, образовательная рефлексия. Остановимся подробнее на особенностях реализации этих подходов и принципах личностно-деятельностного подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определенного периода времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Педагогическая технология всегда предполагает решение проблемы. Решение проблемы предполагает, с одной стороны, использование комбинации различных методов, средств обучения и воспитания, а с другой стороны, необходимость интеграции знаний, навыков применения знаний из различных областей науки, техники, творчества. Педагогическая технология подразумевает набор исследовательских, поисковых и проблемных методов, которые по своей сути являются творческими. Педагогическая технология функционирует и как наука, изучающая наиболее рациональные способы обучения, и как система методов, принципов и правил, применяемых в обучении, и как реальный процесс обучения.
Проектное обучение не должно заменить аудиторно-урочную систему и стать своего рода панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может быть эффективно применен уже в начальных классах. В то же время проектный процесс обучения существенно отличается от традиционного обучения.
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» – научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной среды.
1 Агеевец, А. М. Информационные технологии при проведении краеведческих занятий / А. М. Агеевец // Народная асвета. – 2006. – №5. – С.39-43.
2 Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
3 Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, А. П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – №2. – С. 94-117
4 Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев. – Народное образование. – М., 2000. – №9. – С.177-180.
5 Гаврилин, А. Организация работы по проектам / А. Гаврилин // Школьная педагогика. – 2004. – №3. – С.37-42
6 Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы / В. В. Гузеев. – М., 2005. – №6. – С.34-47.
7 Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Э. Н. Дубровина // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №4. – С. 13-18
8 Еленский, Н. Г. Инновационная педагогическая деятельность / Н. Г. Еленский // Пачатковая школа. – 2007. – №7. – С.10-17.
9 Зиняков, В. Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении / В. Н. Зиняков // Школа и производство. – 2013. – №4. – С. 18-23
10 Иванова, Н. В. Квест-технология как средство знакомства четвероклассников с образовательной средой основной школы / Н. В. Иванова, Н. И. Трояновская, Н. Е. Абашидзе // Школьные технологии. – 2019. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-tehnologiya-kak-sredstvo-znakomstva-chetveroklassnikov-s-obrazovatelnoy-sredoy-osnovnoy-shkoly.
11 Иванова, М. В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников / М. В. Иванова // Школа и производство. – 2013. – №4. – С. 3-7
12 Касаткина, Н. Э. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования / Н. Э. Касаткина, Ю. А. Лях // Вестник КемГУ. – 2011. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-pedagogicheskoy-tehnologii-i-pedagogicheskogo-proektirovaniya.
13 Ковальчук, Т. А. Формирующее оценивание или оценивание для обучения / Т. В. Ковальчук // Пачатковая школа. – № 1. – 2015. – С.36-39
14 Корнейчик, Е. В. Возможность использования педагогической технологии мастерских в начальной школе / Е. В. Корнейчик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-ispolzovaniya-pedagogicheskoy-tehnologii-masterskih-v-nachalnoy-shkole.
15 Кукушин, В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005. – 198 с.
16 Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
17 Меняева, И. Н. О методике проектов / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2004. – №4. – 42 с.
18 Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 354 с.
19 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – 187 с.
20 Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение – что это? / Н. Ю. Пахомова // Методист. – 2004. – №1. – С. 42.
21 Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий / Е. Попова // Управление школой (ПС). – 2013. – №4. – С. 35-38
22 Проектная деятельность в начальной школе. – Москва, Учитель, 2014. – 132 с.
23 Родченко, Л. И. Окружающий мир 1-4 кассы: нестандартные уроки / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель. 2008. – 143 с.
24 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 225 с.
25 Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Сост.: О. И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск, 2018. – 140 с.
26 Сорока, О. Г. Информационные технологии в деятельности учителя / О. Г. Сорока // Пачатковая школа. – 2008. – №2 – С.7-9.
27 Сорокина, Т. М. Особенности мотивации учителей начальной школы к применению педагогических технологий / Т. М. Сорокина, Н. В. Иванова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-uchiteley-nachalnoy-shkoly-k-primeneniyu-pedagogicheskih-tehnologiy.
28 Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации / Г. В. Тимонина // Все для администратора школы. – 2014. – №1. – С. 18-30
29 Хуторской, А. В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2013. – №3. – С. 95-100