ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
1.2 Методика формирования синтаксической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
1.3 Дидактические игры и упражнения как средство формирования синтаксической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
2.1 Методика исследования умений детей старшего дошкольного возраста составлять предложения с различными видами синтаксической связи
2.2 Констатирующий этап экспериментального исследования
2.3 Формирующий этап экспериментального исследования
2.4 Контрольный этап экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах [1, с. 29].
В старшем дошкольном возрасте одним из основополагающих направлений логопедической работы по развитию речи является формирование ее синтаксического строя. Эта работа необходима для полноценного формирования речи ребенка дошкольного возраста, которая является средством установления долгосрочных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Изучением закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития лексических возможностей при онтогенетическом развитии речи занимались следующие лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубряков, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнорович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.
Пути формирования логопедической работы с детьми дошкольного возраста изучали в своих трудах М.М. Алексеева, А.Г. Арушева, Е.Н. Дроздова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, А.В. Короткова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Многие исследователи, изучавшие проблему развития речи у детей дошкольного возраста, отмечали недостаточные возможности детей в лексической организации строя речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спиров, Т.Б. Филичева.) Эти исследования носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети при самостоятельном продуцировании производных наименований.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лексической и другими сторонами речи настолько, что усваиваемый язык для них действительно становится родным. По мнению А.В. Захаровой, на данном этапе должно заканчиваться, в основном, формирование словарного ядра. Вместе с тем семантический, частично грамматический аспекты речевого развития остаются еще далеко не завершенными. Уточнение смыслового содержания слов у старшего дошкольника находится еще только на этапе становления. Это обусловлено усвоением новых знаний об окружающем мире, а также зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом, когда дети неосознанно начинают использовать метафоры в своей речи [7].
В это время словарь дошкольников активно пополняется теми словами, которые они сами придумали. Необходимо отметить, что словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, которые были собраны психологами, педагогами, лингвистами, говорят о том, что период от двух до пяти лет отличается активным словотворческим моментом. Причем новые слова строятся по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество представляет собой показатель освоения морфологических структур речи, с которыми связано количественное накопление лексем и развитие их семантики.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
2.1 Методика исследования умений детей старшего дошкольного возраста составлять предложения с различными видами синтаксической связи
Как отмечалось выше, у детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления и т.д. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов.
Продолжается обогащение словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком, увеличивается запас слов, сходных или противоположных по смыслу, многозначных слов. Также в старшем дошкольном возрасте подходит к завершению важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы. В речи возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. К тому же у детей вырабатывается критическое отношение к допущенным в речи грамматическим ошибкам, умение контролировать собственную речь.
В связи с этим, выявление сформированности синтаксической стороны речи детей старшего дошкольного возраста представляется целесообразным изучать с помощью методики исследования связной речи, разработанную О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной [29]. При этом в рамках данного исследования для выявления уровня сформированности синтаксической стороны речи дошкольников использовалась III серия заданий (связная речь).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по формированию синтаксической стороны речи старших дошкольников выстраивается строго поэтапно. Сначала необходимо научить детей старшего дошкольного возраста правильному согласованию прилагательного с существительным и местоимением в роде, числе и падеже. Затем реализуется работа над однородными членами предложения, которая связывается с работой над обобщающими понятиями. Далее во время работы над простым предложением основное внимание уделяется составлению предложения и определения количества слов в нем. По завершению данного этапа начинается работа по распространению простого предложения. Затем необходимо научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и использовать их в собственной речи. И только после этого начинается формирование сложного сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
Дидактическая игра имеет большое значение в сфере коррекции общей недостаточности речи детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в их основе лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей между собой. С помощью дидактической игры можно воспитывать умение слушать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это в совокупности способствует развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Выявление сформированности синтаксической стороны речи детей старшего дошкольного возраста представляется целесообразным изучать с помощью методики исследования связной речи, разработанную О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. При этом в рамках данного исследования для выявления уровня сформированности синтаксической стороны речи дошкольников использовалась III серия заданий (связная речь).
1. Аванесова В. А. дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982
2. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-пресс, 2003.- 128 с.
3. Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубровская, Е.С. Социально-психологические методы исследования. М., 1987. С. 91-114.
4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
5. Балобанова, В.П., Богданова, Л.Г., Венедиктова, Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001.
6. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. -- 1984. -- № 5.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991 г. – 207.
10. Букиневич Е.С., Лагунович А.Л.Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.- Минск: Содействие, 2011 г.-104с.
11. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка: Этимология. Изд. Стереотип. 2013. 288
12. Валявко, С. М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Н. В. Дроздова // Специальная психология. - 2007. - N 3. - С. 46-53.
13. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С. Н. Сазонова. - Москва: Владос, 2004. - 232 с.
14. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 250 с.
16. Глухов, В. И. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Л., 1987.
17. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. - М., 1991.
18. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. - 2006. - N 2. - С. 22-27.
19. Жукова, Н. С, Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. M., 1990.
20. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. M., 1994.
21. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
22. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская. // Пед. соч. – М.: 1980. – 263 с.
23. Климонтович, Е. Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2006. - N 2. - С. 55-58.
24. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е. Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2008. - N 1. - С. 43-46.
25. Лопухина, И.С. Логопедия / И.С. Лопухина. – М.: Педагогика,1995. – 348 с.
26. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М: 2005.
27. Сохин, Ф.А., Тамбовцева, А.Г., Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахранович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: Смысл, 1978. – С. 35-52.
28. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.