ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность наглядных методов обучения
1.2 Особенности внимания учащихся первых классов
1.3 Наглядные средства обучения в первом классе
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В ПЕРВОМ КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ
2.1 Анализ уроков и учебника «Человек и мир» в первом классе
2.2 Характеристика наглядных методов, применяемых на уроках «Человек и мир» в первом классе
2.3 Примеры заданий на уроке «Человек и мир» в первом классе с использование наглядных методов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С учётом целей и задач, новых требований общества к общему среднему образованию и к естественно-научному в частности, необходимо критически пересмотреть и обновить содержание учебного предмета “Человек и мир”. Основная функция учебного предмета “Человек и мир” – научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной среды. Под образовательной средой понимается естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика (по А. В. Хуторскому). Образовательное содержание учебного предмета с позиции средового подхода не передаётся ученикам напрямую, а осваивается ими в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, совместной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами. “Средовый” подход к проектированию и реализации образовательного процесса является личностным и продуктивным, так как предусматривает создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, общеучебных и предметных умений, способностей, ценностей. Кроме того, предполагается и создание внешних образовательных продуктов: исследований, мини-сочинений, проектов, рисунков.
В работе с младшими школьниками наглядность является важным инструментом обучения. Наглядность является одним из компонентов интегрированной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику лучше понять изучаемый материал на более высоком уровне.
Четко представленный материал способствует развитию умственных операций и всей умственной деятельности учащихся, обеспечивая тем самым переход от конкретного к абстрактному в процессе усвоения математических знаний. Большие возможности предоставляют наглядные средства для развития конструктивной активности учащихся.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность наглядных методов обучения
Наглядные методы повышают эффективность обучения, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых. Ведь большую часть информации об окружающем мире (до 90%) человек получает через зрительный канал и только 9% - через слуховой.
Наглядность (визуальные средства) — один из способов борьбы с вербализмом. Ученику легче сосредоточиться на процессе восприятия наглядного, чем на словесном изложении; даже точное словесное изложение материала учениками не всегда легко воспринимается. Осмысленность, ясность и прочность знаний зависят от умелого и своевременного использования наглядности.
Продуманное и методически обоснованное использование визуальных средств и приёмов обучения позволит добиться поставленной цели: максимально полного и глубокого усвоения материала.
Главная функция визуальных средств и приёмов состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе - мыслительной деятельности.
Обучающий результат визуальных средств заключается в обеспечении чёткости первоначального восприятия изучаемого материала, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект связан с активизацией деятельности всех анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Воспитательное значение этого метода состоит в формировании у учеников визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование визуальных средств даёт обильную обратную информацию, поскольку порождает многочисленные вопросы, отражающие движение мысли к пониманию сути явления.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В ПЕРВОМ КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ
2.1 Анализ уроков и учебника «Человек и мир» в первом классе
Уроки по предмету «Человек и мир» у младших школьников имеют свои особенности. Они воспитывают интерес к процессу обучения, формируют элементарные представления об окружающем мире, развивают эстетические чувства, а также происходит развитие речи и расширение кругозора. Дети получают некоторые практические умения и приемы действий с предметами, учатся наблюдать и сравнивать за предметами и явлениями.
Если изучить концепцию по предмету «Человек и мир», можно выявить, что основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.
Цели и задачи учебного предмета в начальных классах «Человек и мир»:
- формировать элементарные представления и понятия об объектах и явлениях природы и общественной жизни, о связях в системе «природа – человек – общество»;
- содействовать формированию нравственных качеств личности на основе усвоения знаний о нормах и правилах человеческого общежития;
- сформировать представления о том, что человек – часть природы, и его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды; создать условия для выработки необходимых умений и навыков здорового образа жизни;
- формировать опыт интеллектуальной творческой деятельности, развивать познавательный интерес к изучению предмета и учебной деятельности, общеучебные и предметные умения, необходимые для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, обществоведению и истории [16, с. 113].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наглядность материала увеличивает его усвоение, поскольку задействованы все каналы восприятия младших школьников - зрительные, механические, слуховые и эмоциональные.
Наглядность (наглядные пособия) является одним из способов борьбы со словесностью. Ребенку легче сосредоточиться на процессе визуального восприятия, чем на устной презентации; даже точное устное изложение материала учащимся не всегда легко усвоить. Значимость, ясность и сила знаний зависят от умения и своевременного использования наглядности.
Продуманное и методологически правильное использование наглядных инструментов и методов обучения поможет достичь цели: максимально полного и глубокого усвоения материалов.
Основная функция наглядных инструментов и техник - это образное создание формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести все анализаторы и связанные с ними психические процессы чувств, восприятий, представлений в состояние активности, в результате которого создается богатая эмпирическая основа для обобщения - мыслительная деятельность.
В младшем школьном возрасте внимание ребенка в процессе учебной деятельности становится произвольным, но непроизвольное внимание в течение длительного времени конкурирует с произвольным, в то время как развиваются такие свойства внимания, как объем, стабильность, изменчивость и концентрация.
Следует отметить, что существуют оптимальные условия для развития внимания у младших школьников (расширение кругозора, освоение новых видов деятельности, принятие более сложных инструкций, развитие навыков самоконтроля и пр.).
Наиболее распространенные средства визуального и графического представления материалов включают рисование, формулы и символические визуальные средства. К методам составления образовательной информации следует добавить ассоциативные опорные сигналы, графовые диаграммы, абстрактные диаграммы, карты памяти, логико-семантические модели, кластерные карты, концептуальные таблицы и многие другие.
1. Актуальные проблемы методики обучения в начальных классах / под ред. М.И. Моро. –М. : Педагогика, 1997. – 220 с.
2. Артемов, А.К. Обучение математике / А.К. Артемов. – Пенза, 1995. – 143 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
4. Вергелес, Г. И., Матвеева, Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб.: Питер, 2000. – 121 с.
5. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К.Н. Волков; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
6. Григорьева, Л.П., Бернадская, М.Э., Блинникова, И.В., Солнцева, О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации/ Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блиникова, О.Г. Солнцева // Дошкольник. Младший школьник. – 2001. – № 3. – С.22 – 25.
7. Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обу-чения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
8. Ефимкина, Р.П. Психология развития. Методические указания/ Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
9. Истомина, Н.Б. Методика обучения в начальных клас-сах / Н.Б. Истомина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
10. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
11. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С. Левитина. – М.: Владос, 1999. – 128 с.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 140 с.
13. Методика преподавания предмета "Человек и мир" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия / [авт.-сост. Т. С. Кухаренко] ; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. коррекционной работы. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,5 Мб). – Витебск., 2012. – Режим доступа: www.lib.vsu.by.
14. Ниязова, Г.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся / Г.Б. Ниязова, Л.Р. Баимбетова, З.К. Бектурова. – Астана : Родник, 2010. – 64 с.
15. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015 – С. 74-77.
16. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1972. – 160 с.
17. Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Академия, 2002. – 218 с.
18. Силивон, В.А. Как рассматривать иллюстрации: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.А. Силивон. – 3–е изд., испр. и доп. – Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2008. – 62 с.
19. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
20. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
21. Харламов, Ф.И. Активизация учения школьников / Ф.И. Харламов. – Минск. : Нар. Асвета, 1970. – 280 с.
22. Шахмаев, Н.М. Технические средства обучения / Н.М. Шахмаев. – М. : Просвещение, 2009. – 125 с.
23. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.
24. Югова, Л.Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики / Л.Б. Югова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-286.
25. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.