Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организации производственного процесса на предприятии
1.1 Понятие и содержание производственного процесса на предприятии
1.2 Способы организации и виды производственных процессов
1.3 Показатели оценки эффективности организации производственного процесса
Глава 2 Анализ организации производственного процесса на ОАО «Керамин»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Керамин»
2.2 Анализ эффективности организации производственного процесса на ОАО «Керамин»
Глава 3 Пути повышения эффективности рациональной организации производственного процесса на ОАО «Керамин»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Организация производства является обязательным условием эффективной работы любого предприятия, так как она создает благоприятные возможности для высокопроизводительной работы трудовых коллективов, выпуска продукции хорошего качества, полного использования всех ресурсов предприятия, всестороннего развития личности в процессе труда.
Сегодня в условиях стремительного развития технологий, и наличия большого количества конкурентов, актуальность эффективной организации производственного процесса занимает немаловажное место.
Организация правильного производственного процесса на предприятии играет важную роль, так как именно в ходе производственного процесса происходит трансформация сырья в готовую продукцию. Как правило, основные элементы производственного процесса – средства труда, предметы труда и сам труд.
В данной курсовой работе будет рассмотрен производственный процесс изготовления продукции на примере ОАО «Керамин» и пути повышения его рациональной организации.
На сегодняшний день ОАО «Керамин» является одним из ведущих производителей керамической плитки, санитарной керамики, керамогранита и керамического кирпича на территории Республики Беларусь, при этом ОАО «Керамин» реализует свою продукцию не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами: регионы СНГ, государства Балтийского региона, Среднюю Азию, Канаду и США.
На данный момент на предприятии работает выше 2700 человек.
Завод обеспечивает своей продукцией практически всю строительную промышленность Республики Беларусь.
Широкий спектр производимой продукции подразумевает хорошо организованный производственный процесс, который более подробно будет проанализирован в работе. В качестве анализируемого периода взят промежуток 2014-2016 гг. деятельности ОАО «Керамин». Необходимо проанализировать сам производственный процесс, что входит в процесс производства плитки, каким образом осуществляется процесс производства, сколько работников задействованы в данном процессе. В результате анализа необходимо будет сделать вывод об эффективности существующей организации производственного процесса и предложить возможные мероприятия по его модернизации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и содержание производственного процесса на предприятии
Деятельность любого предприятия направлена на выпуск того или иного вида продукции. Основной производственной деятельностью предприятия является производственный процесс.
И как было уже сказано выше, именно правильная его организация определяет уровень эффективности производства продукции, а следовательно, и само качество.
Производственный процесс – совокупность взаимодействий людей и орудий труда, направленных на изготовление продукции [6].
Основной частью производственного процесса являются технологические процессы. Технологические процессы подразумевают под собой целенаправленные действия по изменения и определению состояния предметов труда. В ходе технологического процесса изменяются свойства, форма и размеры предметов труда [6].
Помимо технологических процессов, которые видоизменяют предмет труда, существуют еще и нетехнологические процессы. Такие процессы подразумевают под собой складские, транспортные, погрузочно-разгрузочные, комплектовочные и некоторые другие процессы.
На предприятиях, которые выпускают сложную продукцию, производственные процессы очень разнообразны. Для того чтобы их рационально организовать, необходимо классифицировать производственные процессы по наиболее важным признакам.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА ОАО «КЕРАМИН»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Керамин»
ОАО «Керамин» является одним из ведущих производителей высококачественной керамической продукции на территории Республики Беларусь: керамической плитки, санитарной керамики, керамогранита и керамического кирпича.
Как уже упоминалось выше, брэнд «Керамин» – один из лидеров в странах СНГ по объёмам выпуска керамической плитки – 18 млн. кв.м. в год, и санитарной керамики – 1,5 млн. единиц в год. Более 80% производимой продукции напрямую поставляется во все регионы СНГ, государства Балтийского региона, Среднюю Азию, Канаду и США.
ОАО «Керамин» объединяет три структурных подразделения:
- «Завод керамических плиток»;
- Завод «Стройфарфор»;
- «Минский керамический завод» [10].
С 1990 г. ОАО «Керамин» тесно сотрудничает с итальянским производителем-лидером высококачественного оборудования для производства керамической плитки SACMI. Именно высококачественное оборудование позволяет производить качественную плитку сложного дизайна.
С 1997 г. на станках этого же производителя SACMI было запущено уникальное производство керамического гранита.
Завод «Стройфарфор» является одним из структурных подразделений ОАО «Керамин» и занимается выпуском санитарной керамики. Для производства санитарной керамики на заводе используется в основном две технологии:
- литье с применением гипсовых форм (это производство более мобильно, оно позволяет с минимальными затратами разрабатывать и дорабатывать модели, вносить различные новшества. Как только изделие готово к массовому производству, его переводят на производство с использованием полимерных форм);
- литье в полимерных формах (в данном случае предусмотрена строгая симметричность изделия, что позволяет повысить качество и сократить время изготовления изделия) [10].
Если говорить об организационной структуре ОАО «Керамин», то наглядно она представлена в приложении А.
ОАО «Керамин» - это открытое акционерное общество, высшим органом управления которого является собрание акционеров [10].
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА ОАО «Керамин»
На любом предприятии организация производственного процесса базируется на максимально рациональном сочетании всех процессов, задействованных в производстве продукции.
На сегодня конкретно сам завод ОАО «Керамин» специализируется на производстве керамической плитки, остальные подразделения завода уже каждое в своей узкой специализацией. Производственная структура организована таким образом, что существует основное производство и вспомогательное, которые отвечают каждый за свою работу. Как было сказано выше в анализе, трудоемкость в 2016 году стала ниже по сравнению с 2014 годом, поэтому есть смысл проработать пути повышения эффективности организации производственного процесса.
Первым и, пожалуй, основным путем повышения эффективности организации производственного процесса является улучшение использования имеющихся мощностей оборудования. Здесь подразумевается модернизация оборудования, повышение уровня автоматизации и механизации всего производственного процесса. Также важно следить за качеством сырья и делать максимальный упор на работу с поставщиками только высококачественного сырья.
Так как весь процесс производства плитки, в основном, автоматизирован, то в качестве возможного варианта повышения эффективности производственного процесса можно воспользоваться методикой дополнительного обучения персонала, чтобы научить одного работника осуществлять контроль за несколькими операциями. Тем самым повысится занятость каждого работника, то есть в работе не будет простоев. Обучение можно проводить на базе завода. Для осуществления данного этапа необходимо также увеличить число часов обучения, количество часов наставничества, а также увеличить периодичность оценки. Данные изменения представлены в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены основные теоретические принципы организации производственного процесса. Было рассмотрено, какими могут быть виды производственного процесса.
Был произведен анализ производственной деятельности ОАО «Керамин», проанализированы показатели деятельности завода. Кратко была рассмотрена организационная структура и принципы работы наиболее крупных.
ОАО «Керамин» – быстроразвивающееся предприятие, которое на сегодня является ведущим производителем керамической плитки, санитарной керамики и керамического кирпича. Качество производимой продукции настолько высоко, что в состоянии конкурировать с мировыми брендами. Продукция ОАО «Керамин» представлена дилерами в регионах СНГ, государствах Балтийского региона, Средней Азии, Канаде и США.
В результате произведенного анализа деятельности предприятия и всего производственного процесса были предложены возможные варианты модернизации и повышения эффективности рациональной организации производственного процесса.
В качестве наиболее подходящих вариантов повышения эффективности было предложено повышение уровня знаний работников, с целью сокращения количества работающих, чтобы контроль над несколькими операциями мог производить один работник. Также эффективным будет совершенствование имеющегося оборудования. Например, замена существующего на более мощное. Таким образом, будет повышена производительность, и снижена энергопотребляемость.
В результате проведения мероприятий по совершенствованию процесса производства керамической плитки ОАО «Керамин» предположительно может получить экономический эффект в виде увеличения прибыли, которую он получит в результате роста производительности, объемов производства, а также улучшения качества производимой продукции. Данный показатель будет равен 12155,73 тыс. руб.
1. Адаменкова, С.И. Технико-экономический анализ деятельности предприятия (фирмы). – Мн.: БГПА, 2000.-178 с.
2. Богдановская Л.А., Виногоров Г.Г., Мигун О.Ф. Анализ хозяй-ственной деятельности в промышленности, Минск: Высшая школа, 2002.
3. Быкадоров, В.А. Финансово-экономическое состояние предприятий. – М.: Приор, 2000. – 95 с.
4. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: «Интерпресссервис», 2001.- 570 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент.-СПб.:Питер Ком, 2005 (585 с.)
6. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия : учебное пособие. – Минск.: Выш. шк., 2003. - 383 с.
7. Оценка финансового состояния предприятия : учеб. Пособие / И.А. Михайлова-Станюта, [и др.]. под ред. А.П. Моровой. - Минск. : Навука i Тэхнiка, 1994. - 199 с.
8. Официальный сайт ОАО «Керамин» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.keramin.com. – Дата доступа: 28.01.2018.
9. Экономическая переводная литература [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://econbooks.ru/books/part/16776. – Дата доступа : 08.02.2018.
10. Материалы ОАО «Керамин»