ВВЕДЕНИЕ
1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
1.3 ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ И ИСТОЧНИКИ ЕЁ СНИЖЕНИЯ
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «СЕЙСМОТЕХНИКА»
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЕЙСМОТЕХНИКА»
2.2 АНАЛИЗ СТАТЕЙ ЗАТРАТ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЕЙСМОТЕХНИКА»
2.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «СЕЙСМОТЕХНИКА»
3.1 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
3.2 РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На этапе перехода к рыночным отношениям многие организации, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни.
В условиях самофинансирования основной задачей стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли организации является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы снижения себестоимости являются весьма актуальными для организаций.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
В последние годы наблюдается тенденция роста себестоимости в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, импортных комплектующих, топлива, энергии, а также вследствие роста курса валют, роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит организациям выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность.
Все вышесказанное подтверждает актуальность данной темы курсовой работы. Снижение себестоимости выпускаемой продукции представляет собой многоцелевую систему, в которой должны участвовать все производственные звенья и службы организации.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому в организации. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности организаций, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из
1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
1.1 Экономическая сущность себестоимости и принципы формирования
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных, материальных, энергетических и трудовых ресурсов, основных средств, а также других расходов на ее производство и реализацию [28, с. 42].
В научной литературе приводится большое количество различных определений себестоимости, затрат на производство, сформулированных с экономической, финансовой, управленческой и других точек зрения. Некоторые экономисты считают, что себестоимость не только обособившаяся часть стоимости, но и часть цены – «себестоимость есть непосредственно часть цены».
То есть, себестоимость продукции – это совокупность затрат организации на производство и реализацию продукции. В себестоимости продукции находят отражение все произведенные организацией затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Себестоимость включает прямые материальные и трудовые затраты, а также накладные расходы на управление и обслуживание производства [28, с. 44].
Себестоимость продукции как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:
- учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;
- является базой для формирования цен на производимые виды продукции;
- выступает основой определения прибыли и рентабельности;
- является главной составляющей при расчетах эффективности внедрения новой техники, технологии, организации труда и производства, более совершенных форм и методов управления [9, с. 117].
Себестоимость продукции являются одним из важнейших показателей деятельности организации, так как характеризуют уровень использования всех находящихся в ее распоряжении ресурсов.
Зарубежная рыночная экономика использует при определении затрат
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «СЕЙСМОТЕХНИКА»
2.1 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Сейсмотехника»
Открытое акционерное общество «Сейсмотехника» зарегистрировано 7 декабря 2004 года, специализируется на разработке, изготовлении геофизического и промыслового оборудования для нефтяной отрасли.
Изначально организация создавалась как научно-производственное объединение – структурная единица нефтегазового комплекса СССР, с целью обеспечения техническими средствами для проведения сейсморазведочных и промыслово-геофизических работ и включает в себя структурные подразделения по разработке, изготовлению и испытанию основного вида продукции – виброисточников сейсмических сигналов, в том числе опытный завод с проектной мощностью свыше 100 единиц оборудования.
Организация включена в Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по «аппаратуре и геофизическому оборудованию на транспортных средствах».
Основными потребителями оборудования для полевой геофизики и сейсмических исследований являются Республика Беларусь и страны СНГ. Наибольший удельный вес из них занимает Российская Федерация.
Открытое акционерное общество «Сейсмотехника» в производственной структуре имеет необходимые подразделения для полного цикла изготовления продукции.
Научно-производственная деятельность ОАО «Сейсмотехника» определяет единичный и мелкосерийный тип производства. Широкая номенклатура изделий является причиной отсутствия периодической повторяемости их выпуска. Все изделия с длительным технологическим циклом изготовления. В обществе имеется высокомеханизированное с автоматическими линиями гальваническое отделение для химпокрытия деталей.
Для испытания выпускаемой продукции и приборов общество имеет в своем составе оборудованные лаборатории и стенды, позволяющие эффективно контролировать качество выпускаемой продукции и осуществлять контроль материалов и комплектующих, поступающих на производство.
Основными видами производимой продукции являются:
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «СЕЙСМОТЕХНИКА»
3.1 Направления оптимизации себестоимости продукции
Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции ОАО «Сейсмотехника»:
Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе также анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате: изменения в организации производства; при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных организациях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на организациях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах [18, с. 75].
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев теоретические основы себестоимости как экономической категории, можно констатировать, что в условиях формирования рыночных отношений снижение себестоимости продукции приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность организации, устойчивость ее финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность как субъекта хозяйствования и ее выживаемость в рыночной среде. Поэтому поиск путей снижения себестоимости становиться главной задачей любой организации, решить которую важно, четко представляя состав затрат, включаемых в себестоимость и их классификацию.
ОАО «Сейсмотехника» специализируется на разработке, изготовлении геофизического и промыслового оборудования для нефтяной отрасли. Основными видами производимой продукции являются: источники сейсмических сигналов вибрационного типа; агрегаты для бурения и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин; буровое оборудование; агрегаты для перевозки бурового раствора; каротажные подъемники; лубрикаторы; оборудование для нефтебаз и АЗС и др.
Анализ основных показателей деятельности организации показал, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилась выручка от реализации продукции на 4,4%. Себестоимость реализованной продукции в 2015 г. по сравнению с 2014 г. также снизилась на 0,86%. В результате превышения темпа снижения выручки от реализации над темпом снижения себестоимости прибыль от реализации продукции сократилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом в 60,68%. Данная тенденция отрицательна для организации.
По ОАО «Сейсмотехника» рентабельность продаж в 2015 году составила 2,43 %, ее снижение по сравнению с 2014 годом на 3,49 %, по сравнению с 2013 годом снизилась на 3,64 %. Рентабельность продукции в 2015 году по сравнению с 2014 годом также снизилась на 3,79%. Спад показателей рентабельности объясняется уменьшением прибыли от реализации и характеризует снижение эффективности деятельности организации.
По результатам проведенного анализа затрат можно сделать соответствующие выводы. Отмечается увеличение затрат на рубль товарной продукции по статьям: расходы на оплату труда, отчисления от заработной платы, амортизация и прочие затраты. Повышение затрат на рубль товарной
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Кодекс Респ. Беларусь, 29 декабря 2009 г., № 71-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 июня 2016 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 178: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 23 ноября 2015 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: утв. Постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь, 30 сентября 2011 г., № 102: в ред. Постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 31 декабря 2013 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова 2-е изд., доп. и перераб. Минск: Издательство Гревцова, 2011. – 258 с.
5. Акулич, В.В. Влияние материальных затрат на себестоимость про-дукции / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 8. – С. 37 – 43.
6. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / И.М. Бабук. 2-е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 326 с.
7. Володько, О.В. Экономика организации (предприятия). Практикум : учеб. пособие для вузов / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько. Минск : Выш. шк., 2015. 271 с.
8. Воробьев, И.П. Экономика и управление организацией (предприятием): учеб. пособие для вузов / И.П. Воробьев, Е.И. Сидорова, А.Т. Глаз. Минск: Изд-ль Квилория В.Т., 2014. 372 с.
9. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. Минск: Выш. шк., 2015. 688 с.
10. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова – Москва: Проспект: Велби, 2014. – 420 с.
11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М.: КНОРУС, 2016. 720 с.
12. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. Минск: Мисанта, 2008. 261 с.
13. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. М.: Дашков и К, 2016. 214 с.
14. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Д.В. Лысенко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
15. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Праневич [и др.]. Минск: БГЭУ, 2014. 510 с.
16. Нечитайло, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйствен-ной деятельности: учеб. пособие для вузов / А.И. Нечитайло, И.А. Нечитайло. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 365 с.
17. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л.В. Прыкина. М.: Дашков и К, 2016. 256 с.
18. Пузанкевич, О.А. Методы оптимизации затрат организации / О.А. Пузанкевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2010. № 5. С. 96.
19. Русель, А.Л. Анализ комплексных статей себестоимости / А.Л. Ру-сель // ЭФУ. – 2016. – № 1. – С. 74 – 77.
20. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: монография / Г.В. Савицкая. М.: ИНФРА-М, 2014. 272 с.
21. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2016. 608 с.
22. Смольский, А.П. Управление затратами организации / А.П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 10. – С. 13 – 15.
23. Соколова, А.Ю. Подготовительная работа к мероприятиям по со-кращению затрат / А.Ю. Соколова // Экономический анализ. – 2013. – № 21. – С. 43 – 46.
24. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З.Суша. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2007. 275 с.
25. Трубочкина, М.И. Управление затратами на предприятии / М.И. Трубочкина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 218 с.
26. Фрунзе, В. Себестоимость и экономика предприятия / В. Фрунзе // ЭФУ. – 2014. – № 11. – С.17 – 25.
27. Чернобривец, А.С. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) / А.С. Чернобривец // ЭФУ. – 2014. – № 5. – С. 14 – 23.
28. Щербатюк, С.Ю. Методика анализа себестоимости продукции / С.Ю. Щербатюк // Моя бухгалтерия. Промышленность. 2015 – № 3. – С. 42 – 50.