ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Понятие орфографической зоркости в психолого-педагогической литературе
1.2 Методика формирования орфографической зоркости у первоклассников
1.3 Анализ возможностей программы, учебников и дидактического материала для развития орфографической зоркости у первоклассников
Выводы по первой главе
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
2.1 Анализ работы учителей по формированию орфографической зоркости на первой ступени общего среднего образования
2.2 Изучение степени сформированной орфографической зоркости у учащихся 1 класса
2.3 Результаты проведённой работы по формированию орфографической зоркости у первоклассников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня. Орфографическая грамотность является важной для личностного развития, для предотвращения орфографических ошибок в будущем. Орфографическая зоркость закладывает основы для успешного обучения в будущем, так как данное свойство личности является полезным и значимым при изучении всех учебных предметов в начальной школе и при дальнейшем обучении.
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М. М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко – буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила – орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА
1.1 Понятие орфографической зоркости в психолого-педагогической литературе
Концепция орфографической зоркости была впервые введена методистом, педагогом конца 19-го века В. П. Шереметевским. Под орфографической зоркостью он подразумевал пристальное внимание при чтении и письме на орфографической стороне слова, возможность отмечать те места в слове, которые могут усложнить написание [21, с. 33].
Согласно определению М. Р. Львова, «орфографическая зоркость – это способность (навык) быстро обнаруживать орфограммы в тексте и определять их типы. Орфографическая зоркость также подразумевает способность выявлять ошибки, допущенные случае (собственными или другими)» [10, с. 39].
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это способность оценивать каждый звук в слове, различать, в каком положении он находится: сильный или слабый, который звук однозначно означает букву и который может быть помечен разными буквами для одного и того же звука [11].
Основа для развития орфографической зоркости будет создана, когда детям будет показано, что когда они пишут, вместо одного и того же звука, в слабом положении находятся разные буквы, но только одна из них является правильной и должна быть выбрана. В дальнейшем необходимо зафиксировать названные идентификационные признаки таких «опасных» мест при письме.
Мотивационные, организационные и контрольные компоненты выделяются в структуре орфографической зоркости.
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью правописания и включает формулировку орфографической задачи.
Организационный компонент связан с распознаванием орфограммы на основе знания его признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия, на начальном этапе проверки орфограммы, включает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в речевом процессе.
Компонент управления основан на самотестировании, написанном в результате сравнения наблюдаемых изображений с их следами в памяти [9].
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
2.1 Анализ работы учителей по формированию орфографической зоркости на первой ступени общего среднего образования
С целью практического изучения темы курсовой работы мы разработали анкету для педагогов начальных классов.
Анкета содержит 10 вопросов:
1. Как вы считаете, вопрос формирования орфографической зоркости является важным?
2. Вызывают ли трудности орфограммы у детей?
3. Если да, то почему?
4. Применяете ли Вы интерактивные средства обучения орфографии?
5. Уделяете ли Вы достаточное количество времении обучению орфографии?
6. Предлагаете ли Вы детям нестандартные домашние задания в данной теме?
7. Как Вы считаете, в учебнике достаточно заданий по данной теме?
8. Допускают ли учащиеся ошибки сразу после изучения правила?
9. Допускают ли учащиеся ошибки через некоторое время после изучения правила?
10. Если да, то почему?
Нами было опрошено 20 педагогов. Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №35 имени Н. А. Волкова г. Гродно».
Все педагоги воспринимают понятие «орфограмма» как базовое и в процессе обучения орфографии учеников начальной школы организуют учебную деятельность с опорой на данное понятие. Орфограммы вызывают ли трудности у детей. Большинство педагогов (80%) в качестве причины называют остутсвтие достаточного количества часов на усвоение темы. Многие педагоги (55%) применяют интерактивные средства обучения орфографии и уделяют достаточное количество времении обучению орфографии. Тем не менее, лишь 30% педагогов предлагают детям нестандартные домашние задания в данной теме? Большинство педагогов (60%) уверены, что в учебнике недостаточно заданий по данной теме. Учащиеся практические не допускают ошибки сразу после изучения правила. Тем не менее, через некоторое время после изучения правила они начинают допускать ошибки. Это связано с тем, ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Таблица с результатами представлена ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Орфографическая зоркость – это способность (умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные списывающим (собственные или чужие).
Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия:
- мотивация орфографического действия с целью реализации коммуникативной направленности письменной речи;
- проведение пропедевтической работы по орфографии в период обучения грамоте для развития теоретического мышления;
- моделирование орфографических понятий и действий, правил как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
- целенаправленное и систематическое применение упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип;
- организация творческой деятельности для развития познавательной активности учащихся.
Сочетание сознательности и автоматизма обуславливают необходимость тщательной работы над правилом при формировании орфографической зоркости у первоклассников, обоснования правильности написания, продуманной системы разнообразных упражнений, обеспечивающих выработку навыка грамотного письма, выбора метода работы. Мы рассмотрели методы и приемы формирования орфографических навыков на уроках русского языка: списывание, орфографический разбор, решение орфографических задач и т.д. Своевременное выявление недостатков в формировании орфографической зоркости у первоклассников позволит указать конкретные и наиболее эффективные пути предупреждения, профилактики и преодоления затруднений в формировании орфографического навыка у обучающихся начальных классов.
Согласно учебной программе, курс русского языка в школе включает в себя две взаимосвязанные системы: обучение языку и развитие речи. Знание языка является основой для развития речевых навыков учеников. На этом основании речевые навыки осваиваются, и поэтому создаются условия для овладения языком на уровне, который приближается к свободному.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1987. – 160 с.
2. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости / Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 35-39.
3. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Н. Д. Богоявленский // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 39-46.
4. Бочкарева, Т. Д. Предупреждение орфографических ошибок / Т. Д. Бочкарева // Начальная школа. – 2001. – №3. – С. 34-37.
5. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа. – 1991. – №1. – С. 59-62.
6. Быкова, О. П. Орфографическая грамотность у младших школьников / О. П. Быкова, Н. С. Редькина, Т. Е. Филиппова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 53-61.
7. Возовикова, Т. М. Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов / Т. М. Возовикова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. преподавателей, молодых ученых, педагогов, 20-21 апр. 2010 г., Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 46-56.
8. Герасимова, Л. А. Орфографическое домино / Л. А. Гераси-мова // Начальная школа. – 2008. – № 12. – С. 67-68.
9. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1994. – 222 с.
10. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П. С. Жедек. – М.: Просвещение, 2002. – 306 с.
11. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников / С. Ф. Жуйков. – М.: Просвещение, 1965. – 259 с.
12. Зацепина, Е. В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / Е. В. Зацепина // Образование в современной школе. – 2014. – № 11. – С. 17-19.
13. Ибрагимова, А. И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов / А. И. Ибрагимова. – Набережные Челны, 1997. – 316 с.
14. Комиссарова, Л. Ю. Роль графического моделирования в процессе обучения орфографии / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 12. – С. 60-65.
15. Копытова, Л. Н. Развитие умения видеть орфограммы / Л. Н. Копытова //.Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 3. – С. 46-51.
16. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия : система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, Н. М. Котикова // Начальная школа. – 2001. – № 11. – С. 39-40.
17. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
18. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / М. Р. Львов. – М. ; Академия, 1999. – 272 с.
19. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
20. Маслова, Л. М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма / Л. М. Маслова // Русский язык : прил. к газ. «Первое сент.». – 2006. – № 10. – С. 24-25.
21. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи : учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / сост. Т. П. Сальникова. – М. : Сфера, 2000. – 240 с.
22. Плотникова, С. В. Методические основы начального языкового образования : учеб. пособие для студентов Ин-та педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2012. – 251 с.
23. Плотникова, С. В. и др. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. – Екатеринбург, 2014. 277 с.
24. Польяновская, Е. А. Пишем без ошибок : раскраска-тренажер для учащихся 3 кл. / Е. А. Польяновская. – М. : Эксмо, 2016. – 32 с.
25. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – М. : Дрофа, 2005. – 187 с.
26. Савельева, Н. А. Работа над формированием навыков грамотного письма / Н. А. Савельева // Начальная школа. – 1997. – №1. – С.49-53.
27. Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. – М. : Просвещение, 1991. – 144 с.
28. Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Виноградов. – Минск : НИО, 2014. – 120 с.
29. Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Талызиной. – М.: МТО ХОЛДИНГ, 2002. – 160 с.
30. Фролова, Л. А. Обучение русскому языку в современной начальной школе : метод. пособие / Л. А. Фролова. – М. : АРКТИ, 2002. – 192 с.
31. Шереметевский, В. П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности / В. П. Шереметевский // Шереметевский В. П. Сочинения. – М., 1897. – С. 35-90.