Aктуальность проблемы экономического воспитания младших школьников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому желательно, чтобы маленькие граждане республики уже со своих первых шагов учились ориентироваться в современной ситуации.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним школьникам предстоит жить в двадцать первом веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно поэтому при сложившейся социокультурной ситуации одной из важнейших задач современной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
На первый взгляд, слова «экономика» и «школьник» могут показаться несовместимыми. Тем не менее, каждый современный человек должен знать азы экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в социуме и грамотно решать свои финансовые проблемы.
Социальная действительность, темп современной жизни требуют нового уровня экономических знаний. Современные дети в будущем должны будут овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний, особой экономической культуры, профессиональных и личностных качеств. Экономика как «область разумного ведения хозяйства» должна быть хорошо знакома ребенку. Вследствие этого возникает вопрос об экономическом воспитании сегодняшних школьников.
Несмотря на то, что экономическое воспитание школьников за рубежом имеет длительную историю (Д. Лассар, Б. Пэрэ (Франция), Д. Фридман (Канада), Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон (США) и др.), в нашей стране внимание на экономическое воспитание учащихся начальной школы было обращено лишь в последнее двадцатилетие. Раньше в школьной педагогике экономическое воспитание рассматривалось только в контексте решения задач
1.1 Сущность экономического воспитания
Экономическое воспитание – организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры учащихся.
Экономическое воспитание в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия. В 70-80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников [17].
Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта, вызывают потребность общества связать образование с экономикой в условиях современной начальной школы. Проблема исследования обусловлена противоречием между:
– теоретическим осознанием социальной важности экономического воспитания в современных условиях и недостаточной его практической реализацией в педагогическом процессе начальной школы;
– потребностью общества в экономически воспитанных гражданах, владеющих экономическими знаниями, экономическими отношениями и недостаточной разработанностью методики экономического воспитания учащихся, начиная с начальной школы.
Важным компонентом экономической культуры является экономическое сознание – знание основных законов развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствование производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования Экономическое сознание обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращение каждого работника в активного, творческого участника производственного процесса. В условиях экономических реформ формирование экономического сознания
C целью практического изучения уровня сформированности экономической культуры и элементарных экономических представлений у младших школьников было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальное исследование проводилось с октября по декабрь 2017 г. в ГУО СШ №18 г. Могилева в 1 «А» классе. В эксперименте участвовало 24 школьника (12 школьников составили экспериментальную группу и 12 школьников – контрольную).
Цель исследования – выявить уровень сформированности экономической культуры и элементарных экономических представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести диагностику уровня культуры детей младшего школьного возраста.
2. Разработать программу экономического воспитания младших школьников.
3. Провести оценку эффективности использования разработанной в рамках эмпирического исследования программы в экономическом воспитании младших школьников.
На первом этапе исследования была проведена диагностика уровня сформированности экономической культуры, элементарных экономических представлений детей младшего школьного возраста.
Для решения данной задачи использовались:
- метод беседы с детьми (выявление уровня сформированности основных экономических знаний);
игровые упражнения (выявление уровня овладения базовыми экономическими умениями, направленными на совершенствование
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Экономическое воспитание предусматривает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности, правильного понимания действий законов и явлений экономической жизни; формирование понятий, связанных с процессами общественного развития, понимание роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности в условиях рыночных отношений; развитие умений, которые дают возможность принимать активное участие экономической деятельности и производстве.
Критериями эффективности экономического воспитания является высокая сознание личности, культура экономического мышления и экономического поведения, которые реализуются в знании и понимании экономических законов, закономерностей экономического бытия общества, тенденций их развития, сознательном выборе сферы применения себя как производительной силы с максимальной пользой для себя и общества.
Процесс формирования элементарных экономических знаний является одной из важных частей экономического образования школьников и представляет собой единую педагогическую систему. Эта система может успешно функционировать и развиваться при определенных условиях.
Формирование экономических представлений нужно начинать с начальной школы. На изучение экономики в начальной школе не отводится специального учебного времени, а уровень экономического образования школьников, их интеллектуальное развитие в данном аспекте часто не удовлетворяют современным требованиям. В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей.
В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий, формированию экономических представлений и разумному оперированию знаниями.
Экономическое воспитание в младшем школьном возрасте является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволявшие рационально решать
1. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности / А.Ф. Аменд, И.А. Сасова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С.Я, Батышев. – М.: Педагогика, 1981. – 191 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С. Белкин. – М: Академия, 2000. – 240 с.
4. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции / под ред. О.В. Дыбиной, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2006. – С. 29-34.
5. Володина М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 684-685.
6. Дыбина, О.В. Мир экономики глазами ребенка: методический материал / О.В. Дыбина. – Тольятти: Азус, 2000. – 70 с.
7. Казакова, Н.В. Мы любим рекламу / Н.В. Казакова // Обруч. – 1999. – №1. – С. 29-30.
8. Калмыковская, М. Как знакомить детей с денежными знаками / Калмыковская // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 24-26.
9. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей/ Л.М. Кларина // Обруч. – 1997. – № 4. – С. 5-8.
10. Козлова, Е.В. Психологические особенности экономической социализации молодежи в современных условиях. -М.,2004. - 292 с.
11. Лихачев, Б.Т. Рыночные отношения и воспитание / Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников. – 1991 – № 5. – С. 56.
12. Максакова, В.И. Экономическая культура личности. –М., 1989, 257 с.
13. Матюша, И.К. Связь трудового и экономического воспитания. // Советская педагогика 1989г. -№9, с. 32 - 36.
14. Меньшикова О., Попова Т. Нужны ли детям экономические сказки. // Проблемы теории и практики упражнений 1993г. -№ 4, с. 94 - 98.
15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2004. - 352 с.
16. Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии. - М., 2002. - 182 с.
17. Савина Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд-та пед наук.- Челябинск, 2004.
18. Сасова, И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 2007, с. 69–76.
19. Сергеева Б.В., Сучкова П.А. Методика воспитания младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №12-4. – С. 742-746
20. Струнилина, Н.А. Приобщаем детей к миру экономики / Н.А. Струнилина // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 4. – С. 57-63.
21. Тарарухина Н. Н. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд-та пед. наук. М., 2000.
22. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. Минск, 1982.- 195 с.
23. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии.- 2005. - № 2.- С. 94-102.