ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ. ВИДЫ АГРЕССИИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие агрессивного поведения, его виды и особенности проявления подростковом возрасте
1.2 Виды агрессивного проявления подростков в неблагополучных семьях
2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Профилактика агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях учреждения образования
2.2 Формы и методы профилактики агрессивного поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программа коррекции агрессивного поведения младших подростков «Ищу друзей»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Тренинг гармонизации детско-родительских взаимоотношений и снижения уровня агрессивности подростков
ВВЕДЕНИЕ
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В последние годы общественность всё чаще потрясают факты жестокого обращения подростков и молодёжи со своими сверстниками и взрослыми людьми (нередко – с педагогами). Поэтому проблема агрессивного поведения подростков вызывает определенный интерес, беспокоящий родителей, педагогов и психологов. В поведении подростков нередко можно заметить озлобленность, задиристость, драчливость, сквернословие, необоснованную жестокость во взаимоотношениях на улице, в школе, в общественных местах.
Агрессивность современных подростков носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого подростка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.
Особенно актуальной проблема подростковой агрессии становится в контексте семейного неблагополучия. Дисгармоничная семья является причиной многих негативных явлений, которые отрицательно сказываются на детях. Отсюда социальное сиротство, беспризорность, алкоголизм, наркомания, преступность. Во взрослом человеке уже практически невозможно исправить последствия такого «неблагополучного» становления. Поэтому чем раньше специалисты обратят внимание на подростка, нуждающегося в помощи, тем больше у него шансов быть счастливым. Согласно статистике около 90 % подростков из неблагополучных семей имеют отклонения в поведении, не говоря уже о тяжелых психологических последствиях. Профилактика и предупреждение осложненного поведения подростков является социально-значимой и необходимой. Не случайно 31 мая 2003 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором закреплены задачи и принципы указанной деятельности.
Работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Отношения детей и родителей свернуты до минимума. В связи с этим особо актуальной является
1 АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ. ВИДЫ АГРЕССИИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие агрессивного поведения подростков
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.) [1, с. 28].
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей [2, с. 30].
Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку [3, с. 52].
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.
М.В. Кольцов предлагает выделять три вида агрессии:
– физическую – использование физической силы против другого лица или объекта – и вербальную – выражение негативных чувств через вербальные реакции, через их форму (ссора, крик) и / или содержание (угроза, проклятья, ругань);
– прямую – непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта – и косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.);
– инструментальную – агрессию, являющуюся средством достижения какой-либо цели – и враждебную – агрессию, выраженную в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии [4, с. 285].
А.В. Будыкин, А.С. Жигачев агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
– мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность,
– инструментальная агрессия как средство для достижения определенных целей (и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и неосознанно сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Профилактика агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях учреждения образования
Приоритетной задачей деятельности службы СППС в учреждении образования является работа по профилактике семейного неблагополучия, подростковой агрессии и других форм девиантного поведения.
Работа СППС учреждения образования в данном направлении ведётся в трёх основных плоскостях: работа с социумом, работа с семьей, работа с подростком.
Каждое из направлений предполагает решение определенных задач. В работе с социумом это:
- объективная оценка сложившейся ситуации;
- прогнозирование возможных путей выхода из кризисной ситуации;
- мобилизация ресурсов социума для оказания необходимой помощи ребенку и семье;
- координация деятельности различных ведомств по оказанию своевременной помощи семье [13, с. 6].
Работа с семьей предполагает решение следующих задач:
- установление позитивного контакта с родителями и родственниками;
- помощь в глубоком осознании родителями существующих проблем и появлении искреннего желания принимать активное участие в их решении;
- переориентация взглядов родителей на ценности семьи: формирование представлений о ребенке как о главной семейной ценности;
- оздоровление детско-родительских отношений [13].
Третьим направлением деятельности является работа с самим подростком. Задачи:
- создание условия для адаптации и социализации несовершеннолетнего;
- организация психолого-педагогической, социально-педагогической, медицинской, педагогической помощи;
- реализация комплекса мер, направленных на реабилитацию подростка и профилактику агрессивного поведения.
Некоторые наиболее значимые виды деятельности представлены в таблице 1.
Итак, рассмотрев теоретичнские аспекты профилактики агрессивного поведения подростков их неблагополучных семей мы можем сделать следующие выводы:
1. если агрессия – это действие, то агрессивность – черта
личности, готовность к агрессии, агрессивное поведение – это внешне
выраженное действие, направленное на причинение вреда другому человеку.
2. Агрессия не возникает вне социального взаимодействия - различные аспекты межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками приводят к ее возникновению и предопределяют
ее формы и направленность.
3. Агрессивное поведение определяется окружением подростков - друзьями, учителями, родителями, средствами массовой информации.
2. Больше агрессивны те подростки, которые испытывают дефицит внимания в семье и те, которые подвергаются суровым наказаниям.
Подростковый возраст обычно считается сложным периодом, хотя многие молодые люди переживают половое созревание спокойно. Переход к взрослой жизни подразумевает самостоятельность, формирование половой идентичности, решение вопросов об учебе и о работе, умение строить близкие отношения. Кроме того, у подростка изменяется мышление, и это сказывается на его личной и социальной жизни.
Семья – это малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В отношении семьи предполагается выполнение ею основных функций, если же выполнение семейных функций игнорируется супругами, нарушена структура семейных отношений, имеются явные или скрытые дефекты воспитания детей – можно говорить, что семья неблагополучна.
Семья является ведущим социальным институтом, чье воздействие на психику человека является несомненным. Семья должна помочь подростку перейти к взрослой жизни, постепенно повышая его самостоятельность и долю ответственности. Для формирования личности и приспособления к жизни подростку нужны как независимость, так и поддержка семьи и общества.
Семейное воздействие на психическое развитие детей и подростков уникально по результативности и интенсивности. Ведь оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы. Основано на устойчивости контактов и эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе
1. Гуревич, П.С. Психологический словарь/ П.С. Гуревич. – М.: Генезис, 2007. – 965 с.
2. Ануфриева, Л. М. Какой он современный подросток? [Текст] / Л.М. Ануфриева // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 29 – 31.
3. Цыренов В. Ц. Агрессивное поведение подростков как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2010. – № 1. – С. 49 – 53.
4. Захаренко Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 783-786.
5. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. – М.: Владос, 2004. – 189 с.
6. Реан, А. А., Трофимова, Н. Б. Гендерные различия структуры
агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2010. – № 3. – С. 25 – 27/
7. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и
кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский – М.: Лань, 2008. – 128 с.
8. Волкова, Е.О. Агрессивный ребенок. Трудные дети или трудные родители/ Е.О. Волкова. – М.: Проспект, 2002. – 545 с.
9. Зикратов, В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики [Текст] / В.В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 12 – 16.
10. Лодкина, Т. Г. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст] / Т.Г. Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 201 с.
11. Захаренко, Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков /Т.С. Захаренко // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 783 – 786.
12. Семенюк, Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие /Л.М. Семенюк. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 186 c.
13. Сидорова, Л.П. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. П. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 5–11.
14. Никитин, Ю.Ю. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов / Под общ. ред. Ю.Ю. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 354 с.
15. Стацкевич, Н.А. Работа с несовершеннолетними, нуждающимися в государственной защите [Текст] / Н.А. Стацкевич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 1. – С. 38 – 43.
16. Храмцова, Ф. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы [Текст] / Ф. Храмцова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 5. – С. 9 – 14.
17. Храмцова, Ф. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы [Текст] / Ф. Храмцова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 5. – С. 23 – 28.
18. Олиференко, Л. Социально-педагогическая поддержка детства [Текст] / Л. Олиференко. – М.: Владос, 2002. – 157 с.
19. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы /Автор –составитель Т.А. Шишковец. -2-еизд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. – 336 с.
20. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
21. Голоухова, Г.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / Г.Н. Голоухова. – Архангельск: Поморский университет, 2010. – 196 с.
22. Мастюкова, В.И. Профилактика и коррекция нарушений психического здоровья детей при семейном алкоголизме [Текст] / В.И. Мастюкова, Г.С. Грибанова, А.А. Москвина. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 200 с.
23. Степанова, Е. В., Попов, В. А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков / Е.В. Степанова, В.А. Попов // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 788 – 791.
24. Ломтева, Т.И. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет/ Т.И. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.
25. Землянухина, Н.Н. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка [Текст] / Н.Н. Землянухина // Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 43 – 45.
26. Иванова, Н.П. Воспитание в семье в контексте социальных изменений [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бабылева // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 6 –13.
27. Степанов, С.С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С.С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 23 –27.
28. Медведева, И.П. Детские души калечатся прежде всего уродливыми человеческими отношениями [Текст] / И.П. Медведева // Социальная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 41– 45.