ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Особенности и проблемы социализации личности в старшем школьном возрасте
1.2 Социализирующее влияние формальной группы сверстников в старшем школьном возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КЛАССА КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и ход исследования
2.2 Результаты и анализ исследования
2.3 Рекомендации для педагога-социального по оптимизации процесса социализации старшеклассников в условиях школьного класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социализация подрастающего поколения с целью успешной адаптации в обществе, всестороннего развития всегда считалась актуальной. И это не случайно – государство, общество и сама личность заинтересованы в успешной социализации всех граждан. Важное место в данном процессе играют учреждения образования.
Социализация в старшем школьном возрасте, подразумевающая формирование ценностных ориентации, успешное личностное развитие в быстро меняющихся социально-экономических отношениях, во многом определяет успешное развитие общества в целом. Особое значение данная проблема приобретает в условиях нестабильного развития страны, отсутствия у молодежи устойчивых жизненных ориентиров. В связи с этим возрастает ответственность образовательных учреждений всех уровней за успешную социализацию учащихся и возникает основная проблема – научить детей правилам жизни в школьном классе.
В процессе социализации старшеклассники развивают свое мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретают самостоятельность, уверенность в себе, устойчивости к стрессам и тому подобное. Деятельность их как субъектов обучения обладает качественно иным содержанием, чем в средних классах, ведь наряду с внутренними познавательными мотивами усвоения знаний по предметам, которые имеют личностную смысловую ценность, у старшеклассников появляются социальные и личностные внешние мотивы, прежде всего мотива достижения. Наряду с обучением ведущей становится особая деятельность по установлению интимно-личностных отношений – деятельность общения. Построенные на основе определенных морально-этических требований и социальных норм взаимоотношения делают межличностное общение старшеклассников деятельностью, внутри которой формируются общие взгляды на жизнь, на будущее.
Цель данного исследования – определить эффективные средства социализации личности старшего школьника в классе.
Объект исследования: дети старшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс социализации детей старшего школьного возраста в школьном классе.
Гипотеза:
Описательная: процесс социализации детей старшего школьного возраста будет эффективнее, если внедрить в процесс социального воспитания следующие методы: пример, убеждение, внушение, игра, включение в социально-значимую деятельность.
Объяснительная: если осуществить процесс воспитания детей старшего школьного возраста используя следующие методы: пример, убеждение,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Особенности и проблемы социализации личности в старшем школьном возрасте
Социализация в научных исследованиях рассматривается в соответствии с различными направлениями – социологическим, философским, психологическим, педагогическим.
По мнению Н.Ф. Головановой, «рассмотрение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами» [7, с. 53]. Автором выделяются следующие подходы:
- социологический;
Социализация в данном подходе рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные – воспитание и образование.
- факторно-институционный;
Социализация определяется как совокупность (множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система) действия факторов, институтов и агентов социализации).
- интеракционистский подход;
Социализация предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира).
- интериоризационный;
Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.
- интраиндивидуальный.
Социализация является творческой самоорганизацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель воспитания.
Вышеперечисленными подходами подчеркивается сложность и многогранность процесса социализации личности.
В педагогической науке не дается однозначного определения данного феномена. Одним из ведущих исследователей социализации личности является А.В. Мудрик, который рассматривает социализацию в качестве развития и самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
А.В. Мудриком процесс социализации определяется как совокупность четырех составляющих:
В начале работы нами были выдвинуты следующие гипотезы:
- описательная: процесс социализации детей старшего школьного возраста будет эффективнее, если внедрить в процесс социального воспитания следующие методы: пример, убеждение, внушение, игра, включение в социально-значимую деятельность;
- объяснительная: если осуществить процесс воспитания детей старшего школьного возраста используя следующие методы: пример, убеждение, внушение, игра, включение в социально-значимую деятельность, то повысится самооценка учащихся, способствующая их социализации.
Для подтверждения данных гипотез нами было организовано эмпирическое исследование на базе ГУО «Средняя школа № 91 г. Минска им. Хосе Марти». В работе приняли участие 25 учащихся 7 «А» класса. Половозрастная характеристика класса представлена в Приложении 1.
На рисунке 2.1 представлена половая характеристика класса.
В классе 12 девушек (48%) и 13 юношей (52%).
Возраст подростков – от 14 до 15 лет (среднее значение 14 лет 6 мес. ± 3 мес.).
Нами использовались следующие методики:
- методика экспресс-диагностики самооценки (текст методики представлен в Приложении 2).
Экспресс диагностика уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей.
- тест опросник самоотношения (ОСО) (Приложение 3);
Данный тест построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия
Рассмотрев вопросы школьного класса как фактора социализации личности, нами были сделаны следующие выводы:
1. социализация личности представляет собой процесс вхождения (интеграции) данной личности в общество и различные типы социальных общностей (группу, коллектив, организацию и др.) в процессе усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности. В данном контексте главной целью педагогического коллектива и каждого педагога становится выведение ребенка в режим саморазвития, поддержка его на каждом возрастом этапе и стимулирование данного режима, формирование веры в себя, а также обеспечение инструментарием саморазвития.
Психологические особенности возраста старшего школьника определяют специфику педагогических способов проектирования отношений, деятельности. Однако в современной школе это условие не соблюдается в полной мере, что осложняет, превращает социализацию в прерывистый процесс. Под влиянием «пограничности» возраста, для выпускника школы фактически меняется сама образовательная среда; расширяется круг знакомых и друзей; многое оказывается новым: учителя, предметы, формы и методы обучения, вследствие чего одной из основных задач развития старшеклассников является освоение ими особенностей обучения на старшей ступени школы;
2. дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие различия. Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации. В группе образуются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе.
В группах сверстников социализация воспроизводится благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но также важную роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима. Функции группы сверстников в процессе социализации выражаются в усвоении определенных норм поведения, относящихся к региональной, социальной, этнической, религиозной принадлежности этих членов группы; обучении полоролевому поведению; автономизации подростков от общества сверстников и от возрастной субкультуры; создании благоприятных или неблагоприятных условий, способствующих решению подростками возрастных задач –
1. Анфалова, И.В. Особенности и противоречия социальной адаптации подростов девиантного поведения: социологический анализ: автореф. канд. дис. социол. Наук / И.В. Анфалова. – Екатеринбург, 2007. – 27 с.
2. Бронфенбреннер, У. Два мира – два детства. Дети в США и в СССР / У. Бронфенбреннер. – М., 1976. – 167 с.
3. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
4. Великанова, П.А. Межличностное общение подростков / П.А. Великанова // Вестник ПГУ. – 2016. – № 5. – С. 44-48.
5. Волынская, Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб. пособие / Л.Б. Волынская ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 161 с.
6. Гавров, С.Н., Никандров, Н.Д. Образование в процессе социализации личности / С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров. // Вестник УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21-29.
7. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
8. Иваненко, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненко. – Оренбург, 1999. – 348 с.
9. Иванова, Н.П. Социализация детей в современных условиях / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 109-117.
10. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69-78.
11. Кулешова, Л.В. Ценностные ориентации и культурные тезаурусы городских подростков современной России: автореф. дисс…. канд. соц. Наук / Л.В. Кулешова. – М. 2008. – 29 с.
12. Лекомцева, Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е.Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – № 2. – С. 51-55.
13. Лопатин, А.В. Социализация – ведущий фактор формирования социальной активности подростков / А.В. Лопатин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 4. – С. 114-117.
14. Михайлов, В.С. Молодежные субкультуры в современном белорусском обществе / В.С. Михайлов // Социокультурная динамика современной Беларуси. – Секция VII. – 2012. – С. 386-389.
15. Мосиенко, Л.В. Исследование молодежной субкультуры: аксиологический аспект / Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 2(121). – С. 236-242.
16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
17. Муравьева, В.Е. Конфликтное поведение подростков / В.Е. Муравьева // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 33-35.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М., 2006. – 608 с.
19. Парунова, Н.Л. Межличностное общение подростков / Н.Л. Парунова // Психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 24-27.
20. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2013. – 174 с.
21. Сулейманов, М.С. Проблемы социализации учащихся старших классов дагестанских школ / М.С. Сулейманов // Вестник ОГУ. – 2014. – № 3. – С. 94-97.
22. Шевченко, Н.И. Педагогические факторы социализации выпускника российской школы / Н.И. Шевченко. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://umo.edu.ua/images/content/nashi_vydanya/metod_upr_osvit/v_13/12.pdf. – Дата доступа: 29.12.2017.
23. Шилова, М.И. Изучение воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 1982. – 104 с.