Актуальность проблемы табакокурения связана со стремительным ростом числа курящих подростков. В настоящее время прослеживаются две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая – преимущественное увеличение числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст – 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы. Необходимость применения антитабачных профилактических мер именно подростков объясняется, в первую очередь, тем, что психика ребёнка в подростковом возрасте нестабильна, и, вследствие этого, возрастает в значительной мере риск приобретения вредной привычки на всю жизнь.
Степень разработанности проблемы. Проблеме табакокурения в последнее время стало уделяться значительное внимание. В контексте анализа проблемы девиантного поведения несовершеннолетних, ее изучают социологи, психологи, педагоги, представители других гуманитарных наук.
Цель курсовой работы – изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике табакокурения среди молодежи.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить социально-психологические особенности современных подростков.
2. Определить социально-педагогические причины табакокурения среди подростков.
3. Раскрыть сущность социально-педагогической работы по профилактике табакокурения среди подростков.
4. Рассмотреть эмпирические исследования склонности (факторов) табакокурения среди подростков.
5. Проанализировать практические организации социально-педагогической профилактики табакокурения среди подростков.
Объект исследования: табакокурение среди подростков.
Предмет: социально-педагогическая профилактика табакокурения среди подростков.
Методы: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация научных результатов исследований.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6 таблиц, 1 рисунка, заключения, 1 приложения, 16 источников.
I Теоретические основы социально-педагогической работы по профилактике табакокурения среди подростков
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
Согласно психологическому словарю, подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 14–15 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [6, с. 206].
Подростковый возраст – период непростой. Он определяет дальнейшие отношения человека с семьей и социумом. Сейчас сильно изменилась периодизация подросткового возраста, дети взрослеют раньше.
Сегодня интернет очень сильно поменял контекст развития подростка. Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями. Особенностью современных подростков является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой, школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других [1].
Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Следующий немаловажный фактор современного подростка – это непрочность современной семьи. Многие из подростков живут с одним из родителей либо с неродными. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. В прошлом подростки могли положиться на родственников, здравомыслящих соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.
II Практическая организация социально-педагогической работы по профилактике табака среди подростков
2.1 Эмпирические исследования склонности (факторов) табакокурения среди подростков
Большинство курильщиков начинают курить в подростковом возрасте. Подростки часто начинают курить за компанию, чтобы не быть «белой вороной» – им просто не хватает умения и мужества, чтобы поступать не так, «как все». Существует множество взаимосвязанных факторов, предрасполагающих молодых людей к курению.
К ним относятся:
- широкая распространенность и приемлемость потребления табака в современном обществе;
- подверженность и уязвимость подростков к рекламе и пропаганде табака;
- доступность табачных изделий;
- ролевые модели курящих взрослых – родителей, учителей, кумиров;
- возрастные особенности подросткового периода – любопытство, склонность к экспериментам, желание продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, подверженность влиянию курящих сверстников.
Результаты проведенных научных исследований проблемы курения убедительно свидетельствуют, что люди, начинающие курить в детском или подростковом возрасте (таких среди курящих более 70 %) и продолжающие курить 20 и более лет, проживут в среднем на 20-25 лет меньше тех, кто никогда не курил.
Характер отношения к курению подростков и студентов изучался психологами В.А. Хриптович и Т.А. Баневич. Исследование проводилось в рамках инновационного внедрения республиканской программы профилактики курения «Жизнь без табака», проводимого под руководством А.Н. Сизанова.
Профилактика курения в учебных заведениях начинается с оценки понимания учащейся молодежью социально-психологических и физиологических последствий курения. Анализ результатов методики «Мое письмо курящему сверстнику», проведенной с подростками 7-9 классов и для сравнения со студентами-первокурсниками, позволяет оценить понимание подростками и студентами последствий курения [14, с. 301].
Текст методики представлен в приложении 1.
Оценка тяжести последствий курения для сверстника определялась по следующим уровням:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Современные подростки живут в мире, который отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. В связи с этим, кроме классических возрастных особенностей подросткового возраста (появления чувства взрослости, подросткового кризиса, реакций эмансипации), присущие им социально-психологические особенности приобрели несколько иное содержание. Комплекс позитивных характеристик личность современного подростка выступает как меняющаяся, динамическая система, которая постоянно конструирует свой внутренний мир и мир своего социального взаимодействия, стремится выйти «за пределы» своего индивидуального «Я». Комплекс негативных характеристик современных подростков показывает, что они (сравнительно с подростками «эпохи застоя») являются более социально пассивными и инфантильными.
2. Обобщая современные исследования, можно сделать вывод о том, что существует множество взаимосвязанных факторов, предрасполагающих молодых людей к курению. К ним относятся:
- широкая распространенность и приемлемость потребления табака в современном обществе,
- подверженность и уязвимость подростков к рекламе и пропаганде табака,
- доступность табачных изделий, ролевые модели курящих взрослых – родителей, учителей, кумиров,
- возрастные особенности подросткового периода – любопытство, склонность к экспериментам, желание продемонстрировать свою самостоятельность и независимость,
- подверженность влиянию курящих сверстников.
3. Целями первичной профилактической деятельности в образовательной среде являются:
- обеспечение достоверной научно-обоснованной информации о табачных изделиях и их воздействии на организм человека;
- изменение ценностного отношения детей и подростков к различным психоактивным веществам, в том числе и к табаку и формирование личной ответственности за свое поведение;
- формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению детей;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование антиникотиновых установок и профилактической работы сотрудниками образовательных учреждений;
- организация социально-профилактической работы среди детей и подростков, заключающейся в выявлении, устранении и нейтрализации причин и условий, провоцирующих отклонения потребностей.
1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве / Т.П. Авдулова / Психология обучения. – 2010. – № 4. – С. 28-38.
2. Александров, А.А., Александрова, В.Ю. Курение и его профилактика в школе /А.А. Александров, В.Ю. Александрова. – М.: Медиа-Сфера, 1996. – 290 с.
3. Андреева, Т.И., Красовский, К.С. Курение и дети: что может сделать школа / Т.И. Андреева, К.С. Красовский. – Киев: ИЦПАН, 2003, – 52 с.
4. Антонова, С.Ф. Социальная реклама как средство активизации жизненной позиции подростков / С.Ф. Антонова / Социальная активность молодежи как условие развития современного общества. – 2010. – Ч.2. – С. 53-57.
5. Выготский, Л.С. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
6. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 783 с.
7. Коркина, М.В. Клиническая динамика неврозов и психопатий / М.В. Коркина. – Спб.: Питер, 1997. – 368 с.
8. Коробкина, З.В., Попов, В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 192 с.
9. Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 2000. – 280 с.
10. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 220 с.
11. Мардахаев, Л.В. Основы социально-педагогической технологии: учебное пособие / Л.В. Мардахаев. – Рязань: Ярмарка, 2006. – 192 с.
12. Предупреждение табакокурения у школьников: метод. пособие для работников образоват. учреждений / Под ред. Смирнова Н.К. – М: Московский гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. – 104 с.
13. Рожков, М.И. Ковальчук, М.А. Профилактика наркомании у подростков: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
14. Сизанов, А.Н. Жизнь без табака / А.Н. Сизанов, Н.Н. Поплавский, В.А. Хриптович. – Минск: Харвест, 2004. – 528 с.
15. Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические и интерактивные методики обучения здоровому образу жизни / Сизанов А.Н., Хриптович В.А. / Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 4-8.
Шамне, А.В. Социально-психологические особенности современного отрочества / А.В. Шамне / Психологические исследования. – 2014. –Том 7, – № 35. – С. 3-9.