Введение
Глава 1. Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблемы успеваемости обучения с точки зрения ряда исследователей
1.2 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
1.3 Основные причины и взаимосвязь тревожности и успеваемости младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование уровня тревожности младших школьников
2.1 Описание хода эксперимента
2.2 Описание результатов опытно-экспериментального исследования
2.3 Работа по коррекции тревожности и повторный анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одна из главных целей современного школьного образования – это создание и поддержка необходимых, особых психологических условий, которое обеспечивает полноценное развитие каждого ребенка. Когда ребенок находится в дискомфортной ситуации, то это отражается на эмоциональной сфере младшего школьника, что способствует, в свою очередь, возникновению достаточного уровня тревожности – ответной реакции на сложившуюся стрессовую ситуацию.
Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие.
Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека.
Тревожность младших школьников в процессе обучения пагубно влияет на их успеваемость. Именно поэтому на современном этапе развития психологической науки актуальным вопросом является процессы эмоционального развития школьников.
Исследованием детской тревожности занимались такие исследователи как В.М. Лотапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались проблемой тревожности. В работах Е.Л. Калиниа, Ю.Л. Ханина и др.
Исследования ученых показывают, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием – тревожностью.
Детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации. Для тревожности и страхов, раскрывающихся в условиях социализации, существует возможность коррекции в детском возрасте.
Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать и как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности
ГЛАВА 1. УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Проблемы успеваемости обучения с точки зрения ряда исследователей
Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих пред ребенком задач. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации.
К формальным критериям адаптации детей к школе обычно относят успешность обучения и дисциплинированность.
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявления ее структуры, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
С каждым годом поток информации и знаний, которые должны усваивать школьники, неуклонно растет. Министерства и ведомства постоянно ищут оптимальное соотношение между необходимым объемом знаний, который должен усвоить каждый ученик, и школьной нагрузкой. С течением времени школьная программа корректируется. В ней появляются новые предметы, а старые или сокращаются, или вовсе исчезают. Все эти реформы требуют больших временных, трудовых и материальных ресурсов. Однако, несмотря на это, в любой школе, в любом классе можно найти учеников, которые не могут в полной мере овладеть объемом школьной программы. С одной стороны, можно сказать, что это проблемы конкретной семьи, класса, школы, которые не смогли в должной мере донести до ребенка, объяснить ему учебный материал. Однако это становится и проблемой государства. Ведь оно тратит на обучение школьников огромные средства, рассчитывая на то, что те в дальнейшем получат специальность и будут работать на благо общества и государства.
Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Описание хода эксперимента
Напомним, что обучение младших школьников часто сопровождается повышенным уровнем тревожности. Ее оптимальный уровень активизирует обучение, делает его более эффективным и успешным, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, идет дезорганизация учебной деятельности.
Задачи данного исследования:
1. Выявить уровень успеваемости и тревожности младших школьников.
2. Разработать и провести программу снижения уровня тревожности.
3. Провести повторное исследование тревожности и успеваемости испытуемых.
4. Проанализировать результаты исследования.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось по средствам тестирования.
Тестирование – это некая определенная система заданий возрастающей сложности, специфической формы, позволяющая оценить знания, умения и навыки и измерить их уровень.
Методики тестирования:
1) Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (А.М. Прихожан) (приложение 1) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Кастанеда, Б.Р. МакКендлес, Д.С. Палермо в 1956 году на основе шкалы явной тревожности, предназначенной для взрослых. Данный вариант был адаптирован для применения в России в 1991-1993 годах Ф.Б. Березиным, М.П. Мирошниковым и другими.
Шкала явной тревожности для детей разработана американскими психологами, адаптирована и стандартизирована А.М. Прихожан. Она предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. При проведении количественной оценки изменений, возникших в результате коррекционной программы, нам было необходимо использовать метод, дающий возможность объективной оценки актуального уровня тревожности у ребенка. Это послужило причиной выбора данного метода.
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 7-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Кастанеда, Б.Р. МакКендлес, Д.С. Палермо в 1956 году на основе шкалы явной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
В психолого-педагогической литературе существует множество подходов к рассмотрению проблемы школьной неуспеваемости и факторов ее обуславливающих. Среди последних отмечают, физиологические нарушения, особенности воспитания ребенка в семье, определенные личностные характеристики. В данной работе мы уделили внимание рассмотрению тревожности как фактора школьной неуспеваемости.
Успешность овладения младшими школьниками учебной программой обусловлена рядом факторов: психофизиологическими и личностными особенностями учащихся, социальными обстоятельствами, качеством преподавания и др.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровней тревожности в младших классах. Оно проводило по методу тестирования А.М. Прихожан.
Данное исследование выявило зависимость уровня тревожности от успеваемости. В группе учащихся из 30 человек, из них: 11 учатся на «отлично», 9 на «хорошо», 3 человека – «удовлетворительно», а 7 – «неудовлетворительно».
7 испытуемых, имеющие неудовлетворительный уровень обучения и имеют завышенный уровень тревожности, а 3 человека – средний уровень.
Таким образом наша гипотеза о том, что уровень тревожности будет наиболее высоким у младших школьников, имеющих низкую успеваемость, доказана.
С группой учащихся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» была проведена корректирующая программа по снижению уровня тревожности. После проведения программы и повторного тестирования испытуемых, результаты оказались следующими: уровень тревожности на параллели 3-их классов нормализовался, пришел в средний уровень и составить бо́льшую часть общего числа испытуемых. Также у некоторых учащихся, которые проходили корректирующие мероприятия, уровень тревожности снизился с высокого на низкий, что говорит об эффективности проводимых мероприятий.
Профилактика неуспеваемости должна осуществляться комплексно на уровне личности (развитие подструктур направленности, опыта, психических процессов и др.), социальной среды (повышение воспитательного потенциала семьи, гармонизация межличностных отношений и повышение статуса ученика в классном коллективе), учебной деятельности (оптимизация содержательной, организационной стороны учебной деятельности, педагогического взаимодействия).
Для предупреждения неуспеваемости младших школьников необходима целенаправленная работа по формированию общеучебных
1 Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. – 416 с.
2 Абубикирова, Н.И. Что такое «гендер» [Текст] / Н.И. Абубикирова // Общественные науки и современность. – 2006. – №6. – С. 38-45.
3 Айзенк, Х. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность / Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
4 Айсмонтос, Б.Б. Общая психология / Б.Б. Айсмонтос. – М.: Владос-пресс, 2002. – 288 с.
5 Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. – М.: Психология, 2003. – 186 с.
6 Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога / А.В. Батаршев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2003. – 224 с.
7 Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с.
8 Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному [Текст] / М. Гариен. – М.: Академия, 2004. – 301 с.
9 Геодакян, В.А. Два пола: зачем и почему? / В.А. Геодакян. – СПб.: Питер, 2002. – 315 с.
10 Гидденс, Э. Гендерная психология [Текст] / Э. Гидденс. – СПб.: Питер, 2001. – 436 с.
11 Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 248 с.
12 Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. – Мн.: Наука, 2000. – 264 с.
13 Домалаев, Г.П. Психология: Учебное пособие / Г.П. Домалаев. – М., 2005. – 250 с.
14 Еникеев, М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. – М.: «Приор-издат», 2003. – 288 с.
15 Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 5-7 лет [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 23-27.
16 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Спб: Питер, 2000. – 592 с.
17 Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 207 с.
18 Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. – М.: Наука, 1998. – 235 с.
19 Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. – Спб.: Питер, 2013. – 288 с.
20 Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика, 2006. – № 1. – С. 32-53.
21 Микляева, А.В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика, 2006. – № 5. – С. 106-113.
22 Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцев. – СПб: Речь, 2004. – 248 с.
23 Немов, Р.С. Общие основы психологии: учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: 3-я кн.- 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2002. – 688 с.
24 Орлова, Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода [Текст] / Л.Ю. Орлова // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура» / под ред. В.П. Порина, М.Г. Витина. – СПб.: КРПиК, 2001. – С. 216-244.
25 Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
26 Психическое развитие младших школьников: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1999. – 234 с.
27 Пушкарева, Н.А. Гендерная асимметрия социализации. Гендерный подход в педагогике [Текст] / Н.А. Пушкарева. – М.: Наука, 2002. – 307 с.
28 Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 373 с.
29 Словарь психолога-практика / Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
30 Солдатов, Б.Г. Оценки и отметки начальной школе / Б.Г. Солдатов. – Мн: Современное слово, 2001. – 928 с.
31 Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Сухова. – Кострома: Изд-во «Кострома», 2007. – 292 с.
32 Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья, 2005. – № 3. – С. 32-38.
33 Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа, 2004. – № 2. – С. 103-107.
34 Хекхаузен, Х. Тревога и тревожность / Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
35 Хорни, К. Женская психология [Текст] / К. Хорни. – М.: Академический Проект, 2006. – 239 с.
36 Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника: учебное пособие / Н.С. Чернышева. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 306 с.