Введение
Актуальность исследования.
«Виктимальный потенциал» подростка с комплексом жертвы переходит в «виктимальный детерминизм», то есть из возможной жертвы отрицательного воздействия человек становится его обязательной жертвой. Общие проблемы виктимности личности нашли отражение в работах И.Г. Малкиной-Пых, С.М. Иншакова, Б.С. Лисовенко, А.В. Сидельникова, В.А. Тулякова, К.В. Вишневецкого и других авторов.Характеристика подросткового возраста как периода неустойчивого развития личности (О. О. Андронниковой, Е. Г. Дозорцевой, П. Лафренье, А. Л. Репецкой, Д. В. Ривмана, В. Я. Рыбальской, Н. Е. Харламенковой); виктимность в рамках криминологической и психологической наук (Ю. М. Антонян, Т. В. Варчук, С. Г. Войтенко, В. В. Гульдан, Н. Г. Малкина-Пых, В. И. Полубинский, Д. В. Ривман, В. Я. Рыбальская, В. Е. Христенко, Г. Й. Шнайдер и другие); особенности психолого-педагогической безопасности образовательного учреждения (И. А. Баева, С. Д. Дерябо, С. Ю. Канина, Г.М. Коджаспирова, М. С. Мириманова, А. Г. Сухарев и другие); нравственное воспитание в учебно- воспитательном процессе школы (Ю. К. Бабанский, Н. И. Дереклеева, Б. Т. Лихачев, П. И. Пидкасистый,А. Шпона и другие). Однако, несмотря на весь интерес к этой проблеме, она остается для большинства психологов и психиаторов лишь предметом дискуссий, а не объектом изучения. Несмотря на довольно активную работу ученых и практиков в данной области психологии, следует отметить, что многие ее аспекты до сих пор остаются неизученными. Так до сих пор не разработан метод диагностики степени виктимности, что вызывает затруднения в корректной диагностике степени виктимизации. Помимо прочего, мало изучены признаки, сопровождающие проявления виктимности, понимание которых призвано облегчить распознавание деструктивных обстоятельств, приведших к пробуждению виктимности, а также найти пути правильного решения проблем, связанных с ней, и помочь подростку научится прогнозировать дальнейшее развитие негативных действий и избегать их результатов.
Такие вопросы, как социально-педагогические аспекты виктимизации в рамках учебно-воспитательного процесса в условиях школы; особенности проявления эмоциональной устойчивости и нравственно-волевой активности в преодолении внутреннего и внешне-неустойчивого состояния к рискам и опасностям в тех или иных жизненных ситуациях, необходимые в самосовершенствовании, достижении социально-значимых целей; факторы, существенно влияющие на виктимизацию подростка; степень зависимости проявлений виктимности подростков в условиях воспитательно-профилактической деятельности школы, не получили достаточного проявления в научной литературе.
1 Явление виктимности
Термин «виктимность» возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos – учение) в буквальном переводе означает «учение о жертве». Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40–50-е гг. XX столетия.
Длительное время, отвечая потребностям социальной практики, развивалось лишь криминальное направление виктимологии, представленное значительным количеством теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных авторов (С. В. Максимов, Г. Й. Шнайдер, В. И. Полубинский, Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан, Т. В. Варчук, С. Г. Войтенко, Д. В. Ривман). Однако в результате невозможности узкого рассмотрения явления виктимности возникла необходимость системного подхода к данному явлению в рамках междисциплинарного анализа. Таким образом, «виктимность» и «виктимное поведение лица» становятся предметом пристального внимания криминологии, социальной педагогики, психологии, психопатологии. На современном этапе изучение психолого-педагогических аспектов виктимного поведения ведется на двух основных уровнях: как социальное явление и как индивидуальная психологическая характеристика лица с его виктимологической активностью.
Проблема виктимности поведения личности обращала на себя внимание с глубокой древности и до середины ХХ в. преимущественно в зарубежной науке [2]. Исследуя истоки виктимности личности, Л.В. Франк отмечает, что еще в древние времена было замечено, что судьба человека в определенной мере зависит от него самого, что подтверждается в народном фольклоре: «Человек – кузнец своего счастья», «Удалому и удача в руки», «Короткий меч в руках храбреца становится длинным» и др. Из истории известны люди, которые всегда оказывались сильнее обстоятельств. В то же время существуют и другие категории людей: те, кому хронически не везет, у кого всегда что-то не ладится, с ними всегда происходят случаи и ситуации, где они страдают, что-то теряют, остаются неудовлетворенными, обиженными. По этому поводу Демокрит замечал, что при помощи правильного воспитания можно окружить стеной безопасности людей и их имущество. Ответ на вопрос, как это сделать, может дать педагогика на основе изучения наработок из различных отраслей науки [31, с. 7].
Исследователи разных стран и различных направлений научной мысли (от криминологов, социологов и юристов до психологов, психотерапевтов и психиатров) в своих публикациях показали, что виктимность – это достаточно сложное явление, причем не только субъективного, но в значительной мере и объективного свойства. В 1920 г. вышла в свет новелла немецкого писателя Ф. Верфеля «Не убийца, а жертва виновата». Автор использовал термин виктимность, в который вкладывался двоякий смысл: им обозначалось и
2 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - онтогенез от 11 до 15 лет.
Подростковый возраст считается самым трудным для оܙбучения и воܙспитания. Оܙчень важно поܙнять неоܙбхоܙдимоܙсть изменять привычные метоܙды оܙбучения и воܙспитания, изменить удачные в проܙшлоܙм фоܙрмы влияния и воܙздействия на шкоܙльникоܙв, в частноܙсти фоܙрмы коܙнтроܙля за их жизнью и деятельноܙстью. Коܙвалев А.Г. справедливо оܙтмечает, что здесь речь идет не о кризисе воܙзраста, а о кризисе оܙтноܙшений между поܙдроܙсткоܙм и взроܙслыми, в частноܙсти учителями, воܙспитателями. Каждый воܙзраст требует оܙсоܙбоܙго к себе оܙтноܙшения. И поܙэтоܙму при оܙбучении и воܙспитании поܙдроܙстка мноܙгоܙе из тоܙгоܙ, что ранее было естественным и пригоܙдным, станоܙвится неприемлемым, вызывает проܙтест и соܙпроܙтивление с его стоܙроܙны [32].
Поܙдроܙсткоܙвый воܙзраст оܙбычно характеризуют как перелоܙмный, перехоܙдный, критический, но чаще как воܙзраст поܙлоܙвоܙго соܙзревания. Л. С. Выгоܙтский различал три тоܙчки соܙзревания: оܙрганическоܙгоܙ, поܙлоܙвоܙго и соܙциальноܙгоܙ. Л С. Выгоܙтский также поܙдхоܙдил к поܙдроܙсткоܙвоܙму периоܙду как к истоܙрическоܙму оܙбразоܙванию. Как и Л. П. Блоܙнский, оܙн считал, что оܙсоܙбенноܙсти проܙтекания и проܙдоܙлжительноܙсть поܙдроܙсткоܙвоܙго воܙзраста заметно варьируют в зависимоܙсти оܙт уроܙвня развития оܙбщества. Соܙгласно взглядам Л. С. Выгоܙтскоܙгоܙ, поܙдроܙсткоܙвый воܙзраст - это самый неустоܙйчивый и изменчивый периоܙд, коܙтоܙрый оܙтсутствует у дикарей и при неблагоܙприятных услоܙвиях "имеет тенденцию нескоܙлько соܙкращаться, соܙставляя часто едва приметную поܙлоܙску между оܙкоܙнчанием поܙлоܙвоܙго соܙзревания и наступлением оܙкоܙнчательноܙй зрелоܙсти" [6, с. 123].
Как оܙтмечает И.А. Шмерлина, поܙдроܙсткоܙвый воܙзраст – это перехоܙд оܙт мира детства к миру взроܙслых, важнейший периоܙд станоܙвления личноܙсти и выстраивания ноܙвых взаимоܙоܙтноܙшений с самим соܙбоܙй и оܙкружающим мироܙм [35, с. 29].
3 Особенности виктимности в подростковом возрасте
Специалисты в разлиных областях психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) не раз указывали на то, что на новых витках развития социума обостряется злободневность социально-психологических проблем детства, в том числе проблем, связанных с отклонениями от нормального хода психического развития ребенка. Одной из типичных и довольно широко распространенных проблем в школьном микросоциуме является виктимное поведение подростков.
Под виктимностью, как особенностью личности подростка, Т.А. Гонохова понимает совокупность некоторых личностных качеств, способствующих его виктимизации [8, с. 127].
Рассмотрим источники возникновения виктимности в подростковой среде. Результаты ряда исследований (В.А. Туляков, А.В. Сидельникова и др.) позволяют ученым выделить несколько источников виктимизации подростка в условиях семьи:
1. Психические особенности родителей, влияющие на эмоциональное развитие ребенка. Здесь следует назвать гиперопеку и, как следствие, неуверенность в своих силах или переоценку своих возможностей с последующим разочарованием в них, а так же жестокое психопатичное поведение родителей.
2. Объективный социально-экономический статус семьи, приводящий к семейной, а в последствии и к подростковой виктимизации.
3. Нормы и стиль семейного воспитания, например, частые ссоры или алкоголизация кого-либо из родителей [29, с. 11].
Наиболее общими характеристиками виктимности являются: тяжесть принятия решений, желание всегда следовать советам других людей [8, с. 127]. Виктимы часто идут на жертвы ради других и охотно выполняют то, что не хотят, считая, что люди становятся обязаны им. Они делают все, чтобы быть незаменимыми. Виктимы не способны отвечать на критику и неодобрение. Многие подавленные эмоции у них проявляются в виде злобы и агрессии, оставляя после себя чувство стыда и вины. Такие люди зависимы от оценки окружающих. Они не любят быть одни. Виктимные подростки не чувствуют себя значимыми, а все свои действия принимают как данность. Виктимы быстро привязываются к тем, кто, по их мнению, жизненно важен для них. Им свойственно отсутствие границ. Они не умеют воспринимать свои эмоции. Им присуще желание быть «хорошими». Их основное стремление - знать и исполнять желания окружающих. Виктимы чувствуют себя в «безопасности» лишь когда они соответствуют мнению других. Для них характерно проявление заботы об окружающих, роль «мученика».
Виктимное поведение подростков может быть как провоцирующим (то есть, подросток своим поведением непроизвольно привлекает к себе агрессоров), так и способствующим (то есть, происходят ситуации,
4 Работа по профилактике виктимного поведения подростков в условиях учреждения образования
Проблема профилактики виктимного поведения подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в Республике Беларусь действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.
Виктимологическая профилактика – это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления [11, с.12].
Как отмечает И.В. Журлова, профилактику виктимного поведения подрастающего поколения определяет социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации [11, с. 81].
Е.Л. Михайлова определяет социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: во-первых, на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; во-вторых, разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации [22, с. 103].
Выделяют первичную и вторичную профилактику.
Первичная профилактика, как отмечает Б.Н. Алмазов, заключается в комплексном воздействии на все факторы виктимности и виктимного поведения потерпевших, которые проявляются в ходе взаимодействия с агрессором и способствуют совершению преступлений [16, с. 37].
Можно выделить социальный и медико-психологический аспекты профилактики.
Л.В. Мардахаев отмечает, что социально-педагогический аспект включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития молодёжи, создание безопасной и благоприятной микросоциальной
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Подростковый возраст – это переход от мира детства к миру взроܙслых, важнейший периоܙд станоܙвления личноܙсти и выстраивания ноܙвых взаимоܙоܙтноܙшений с самим соܙбоܙй и оܙкружающим мироܙм. Поܙтребноܙсть в оܙбщении со сверстниками, коܙтоܙрых не моܙгут заменить роܙдители, воܙзникает у детей оܙчень рано и с воܙзрастоܙм усиливается. Уже у доܙшкоܙльникоܙв оܙтсутствие оܙбщества сверстникоܙв оܙтрицательно сказывается на развитии коܙммуникативных споܙсоܙбноܙстей и самоܙсоܙзнания. Поܙведение же поܙдроܙсткоܙв по самоܙй сути является коܙллективноܙ-группоܙвым.
Виктимность или виктимогенность – это различные социальные, физические и психические свойства, обособливающие и усиливающие предрасположенность подростков к становлению жертвой (преступления, несчастного случая, детруктивного культа и т. д.). Виктимизация – процесс приобретения виктимности.
С точки зрения психологии, виктимность зависит, в первую очередь, от поведения индивида в экстремальной ситуации, во-вторых, – от подготовки к действиям в случае различных чрезвычайных происшествий и, в-третьих, – от духовных качеств личности.
Прогрессирование виктимности у подростков является следствием влияния различных обстоятельств и ситуаций при существовании четырех частей механизма виктимизации: факторы ситуации, индивидуально-психологические, виктимогенные особенности подростковой виктимизации (виктимность), специфическое состояние психики и эмоций ребенка, виктимное (виктимогенное) поведение.
Исходя из группы обстоятельств, свойств и ситуаций у подростков развиваются отличающиеся друг от друга виды виктимности, обозначающие различные виды их виктимного поведения. Виктимность является индикатором деструктивного воздействия интен- сивных и динамических социальных преобразований, своеобразным психологическим отражением «несоответствия» личности требованиям сложных общественных реалий, индикатором трудностей или невозможности приспособления к сложившейся ситуации. Общим механизмом виктимизации подростков в данном случае является деформация виктимообразующих личностных свойств и характеристик (ценностей, установок, жизнеспособности, суверенности, активности, самостоятельности и др.) посредством психологического давления, манипулирования, отрицательного эмоционального заражения, отчуждения.
Виктимность довольно прочно закрепляется в поведении, сковывает жизненный потенциал личности, препятствует жить полноценной жизнью. В связи с этим чрезвычайно важным направлением исследований является
1. Андронникова, О.О. Социокультурные особенности виктимизации подростков / О.О. Андронникова // Аспирантский сборник НГПУ-2002. –Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2006. - 460 с.
2. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян. – М.: Наука, 1991. – 248 с.
3. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И.А. Баева. – М. : Экон-Информ, 2009. – 248 с.
4. Барановский, Н.А. Введение в виктимологию / Н.А. Барановский; Бел. ин-т правоведения. – Минск : БИП-С, 2002. – 118 с.
5. Бумаженко, Н.И. Виктимология: учеб.-метод. пособие / Н.И. Бумаженко. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 115 с.
6. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1985. – 172 с.
7. Гамова, Е.М. Формирование нравственно волевой устойчивости подростков к виктимизации / Е.М. Гамова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – №3. – С. 186-194.
8. Гонохова, Т.А. Технология оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения / Т.А. Гонохова //Сборник материалов Всероссийской конференции. – Новосибирск: Изд-во НИЦ НГПУ, 2007. - 320с.
9. Демко, О.С. Особенности виктимности несовершеннолетних / О.С. Демко // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. – 2017. – №1. – С. 99-101.
10. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5-й класс / Н.И. Деклеева. – М.: «5 за знания», 2006. – 196 с.
11. Журлова, И.В. Социально-педагогическая виктимология : курс лекций [для студ. пед. университета, магистрантов, аспирантов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей] / И.В. Журлова ; Мин-во образования Респ. Беларусь, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина». – Мозырь : МГПУ, 2010. – 171 с.
12. Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. П.И. Пикасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
13. Исследовательская деятельность : словарь / авт. – сост. Шашенкова Е. А. – М. : АПКиППРО, 2005. – 64 с.
14. Казанская, В.Г. Социализация подростка в семье и школе : монография / В.Г. Казанская. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007 – 140 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Безопасность детского образовательного учреждения : концепции / Г.М. Кождаспирова. – М. : Экон-Информ, 2009. – 76 с.
16. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 2005. – 320 с.
17. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье ; пер. с англ. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с.
18. Лисовенко, Б.С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения / Б.С. Лисовенко // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. – Напр. 12. Педагогика и психология. Секция Психология. – Волгоград: Перемена, - 2006. - С. 217-220.
19. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2006. – 1006 c.
20. Мардахаев, Л.В. Основы социальной и специальной педагогики / Л.В. Мардахаев. – М.; Тула, 2009. – 480 с.
21. Матанцева, Т.Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития / Т.Н. Матанцева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. –№1 (1). – С. 255-265.
22. Михайлова, Е.Л. Социально-педагогическая профилактика виктимного поведения подростков в образовательных учреждениях / Е.Л. Михайлова // Вестник Витебского государственого университета. – 2015. – №4 (88). – С. 98–104.
23. Морозова, Л. Б. Предпосылки виктимного поведения подростков / Л. Б. Морозова, Ю. В. Чернова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. – № 4 (10). – С. 142–146.
24. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 568 с.
25. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. Рубцова В. В., Поливановой Н. И. – М. : СОЦИН, 2007. – 288 с.
26. Психология подростка : учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 480 с.
27. Сидельникова, А.В. Виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации / А.В. Сидельникова. – Ярославль : Слово, 2011. – 187 с.
28. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост.Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
29. Туляков, В.А. Виктимология / В.А. Туляков. – Одесса : Юридическая литература, 2007. – 320 с.
30. Фоминых, Е.С. Социально-психологические детерминанты виктимности подростков / Е.С. Фоминых // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС«Интерактив плюс», 2015. – № 3 (5). – С. 61–64.
31. Франк, Л.В. Виктимология и виктимность (Об одном новом направлении в теории и практике борьбы с преступностью) / Л.В. Франк. – Душанбе, 1972. – 160 с.
32. Хломов, К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития / К.Д. Хломов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml. – Дата доступа: 12.11.2017.
33. Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 416 с.
34. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
35. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
36. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.