Введение
Глава 1. Теоретические проблемы подросткового алкоголизма
1.1. Алкоголизм как форма девиантного поведения
1.2. Алкоголизация подростков как социальная проблема
1.3. Основные причины алкоголизации подростков
Глава 2. Практика социальной работы по решению проблем подросткового алкоголизма
2.1. Диагностика первичной профилактики алкоголизма
2.2. Влияние способов преодоление проблем и эмоциональной
стабильности подростков на их отношение к спиртным напиткам
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем. Среди таких социальных явлений можно выделить резкое повышение числа тех, кто употребляет наркотические, токсические, алкогольные вещества, табакокурение. Всё это можно отнести к не соответствующим официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Другими словами, это отклонение от нормы поведения, развития, то есть девиантное поведение.
Девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [12, 186].
Исследователи разводят понятия «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение», указывая, что формы и уровни отклоняющегося поведения могут быть выделены с различных позиций [12, 189]. Например, с позиции общества по степени тяжести: девиантное, асоциальное, делинквентное поведение.
Все виды девиантного поведения делят на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. К последним авторы относят злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение, поскольку эти явления представляют собой действительно форму ухода от активной жизни и отказ от решения личных и социальных проблем.
Часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причинами является социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.
Как считает Шереги возраст, в котором подростки пробуют впервые алкоголь, за последние несколько лет, снизился с 16 лет до 12-14, причем подростки предпочитают пить крепкие сорта и пить больше. Согласно данным в последние годы процент подростков с диагнозом “алкоголизм” в возрастной группе 12-16 лет составил 5 %, 17-25 лет- 10 %, причем многие из них впервые попробовали алкогольные напитки еще в детстве, в 8-9 лет [42].
Выше указанное, обусловило актуальность выбранной нами темы «Социально-педагогическая профилактика алкоголизма в подростковой среде».
Цель исследования - изучить социальные корни алкогольной зависимости в подростковой среде.
Объект исследования - алкогольная зависимость в подростковой среде.
Предмет исследования - процесс социальной работы с алкогольно-зависимыми подростками.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятий «алкоголь», «алкогольная зависимость»;
Глава 1. Теоретические проблемы подросткового алкоголизма
1.1. Алкоголизм как форма девиантного поведения
В современной научной литературе существует множество моделей самых различных теорий алкоголизма. Наиболее популярными среди них являются: 1) моральная; 2) медицинская; 3) психологическая; 4) генетическая или наследственная.
Дадим некоторые пояснения каждой из них:
1) смысл моральной модели теории алкоголизма заключается в том, что алкоголизм, в данном случае рассматривается как контролируемая человеческая слабость. Сторонники данной теории полагают, что человек, если он этого захочет, вполне способен самостоятельно бросить пить, а то, что он самовольно не бросает пить говорит о его внутренней моральной слабости и об отсутствии воли;
2) смысл медицинской модели теории алкоголизма заключается в том, что алкоголизм, в данном случае рассматривается в качестве недуга, болезни, которую нужно лечить медицинскими средствами и способами, и желательно в специальных, приспособленных дня этого клиниках. Конечно же, медицинская модель алкоголизма налагает на злоупотребляющего алкоголем человека меньше ответственности, нежели моральная. Сторонники данной теории, как правило, в меньшей степени склонны осуждать и презирать алкоголиков;
3) смысл психологической модели теории алкоголизма заключается в том, что алкоголизм, в данном случае рассматривается как средство снятия стрессов, освобождение от чувства тревоги, подавленности, усталости и т.д. Согласно этой модели алкоголизм рассматривается, скорее всего, как поведенческое отклонение от нормы, а не как исключительно физическое состояние;
4) смысл генетической или наследственной модели теории алкоголизма заключается в том, что сторонники данной теории склонны считать, что алкоголизм передается по наследству от родителей к детям.
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Минервы, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой [17, c. 30 – 31].
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу.
Глава 2. Практика социальной работы по решению проблем подросткового алкоголизма
2.1. Диагностика первичной профилактики алкоголизма
Для изучения отношения подростка к алкоголю, нами был проведен опросник на выявление ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхин, В.Д. Менделевич). В опроснике принимали участие 30 респондентов. Анкета была предложена для учащихся 7-9 классов НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ.
Анализ информации, полученной после проведения опросника, позволил выявить следующие результаты.
Заключение
Подводя итог из всего выше сказанного, мы утверждаем, что подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения.
Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий, в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Нарушения поведения включают в себя отклонения в поведении здорового человека - девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Девиантное, поведение обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Чаще всего оно выражается в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, курении, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях. Одной из форм девиантного поведения являются алкоголизм.
Выделяют несколько степеней пьянства у подростков: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости. Итак, алкоголизм есть хроническое заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе.
Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма - корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.
Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.
Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного.
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Просвещение, 1993. – 230 с.
2. Васильев В.П. Юридическая психология / В.П. Васильева. – СПб., 1997. – 201 с.
3. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики / В.Н. Герасимова. – М., 1995. – 245 с.
4. Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм: современное состояние проблемы / А.Ю. Егоров// Вопросы наркологии. – 2002. – № 2. – С. 50 – 54
5. Иванцова А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних / А.А. Иванцова // Воспитание школьников. – 2000. – №8. – С. 12 – 16
6. Клейберг Ю.А. Практикум девиантологии / Ю.А. Клейбург. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
7. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю.А. Клейберг. – М., 1997. – 277 с.
8. Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним / А.М. Коровкин. – М., 1996. – 180 с.
9. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 1991. – С. 8 – 15
10. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
11. Левко А.И. Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн.: УП «ИВЦ Мифика», 2003. – 341 с.
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко . – Л.: Медицина, 1983. – 255с.
13. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив / Э.Ш. Натанзон. – М.: Просвещение, 1984. – 168 с.
14. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 400 с.
15. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
16. Рабочая книга социального педагога: В 2 ч. / Под ред. Н.Ф. Маслова. – Орел: Книга. – Ч. II. - Гл. XIII. Девиантное поведение и технология его преодоления в социально – педагогической деятельности. – 1995. – С. 73 – 105
17. Савченков В.В. Употребления алкоголя подростками / В.В. Савченко. – М.: Психология, 2000. – 345 с.
18. Сикорский И.О. О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России / И.О. Сикорский. – М., 2001. – 210 с.
19. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М, 2000. – 150 с.
20. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 230 с.
21. Углов Ф.Г. Потребление алкоголя - социальная проблема / Ф.Г. Углов // Соратник. – 2001. – № 10. – С. 3 – 9