ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
1.2 Проблема тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.3 Общая психологическая характеристика детей поступающих в школу
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование готовности в старшем дошкольном возрасте
2.2 Изучение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ взаимосвязи уровня тревожности и готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.
В отечественных психолого-педагогических литературных источниках данная проблема рассматривалась А.В. Запорожцем, Н.А. Коротковой, Е.Е. Кравцовой и другими. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер; А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасел, и др.).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения»[9, с.104].
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Поступление в школу является большим стрессом для ребенка дошкольника, поэтому нельзя обойти стороной ситуационную тревожность, которая возникает в этот непростой момент.
Изучением тревожности занимались Ч.Д. Спилбергер, Ю.Н. Ханин, В.С. Мерлин , В.В. Белоус Н.Д. Левитов, Г.М. Бреслав, А.М.Прихожан.
Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [25, С. 107 – 110].
У дошкольников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, а так же может возникать при изменении окружающей обстановки, так называемой грядущей новой социальной ситуацией.
Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы – взаимосвязь уровня тревожности и готовности к обучению в школе у старших дошкольников.
Объектом данного исследования является ребенок старшего дошкольного возраста. Предметом – готовность к школьному обучению и уровень тревожности.
Исходя из этого, цель работы – изучение взаимосвязи уровня тревожности и готовности к обучению в школе.
Задачи:
1) на основе анализа психологической литературы определить понятие готовности к школьному обучению, школьной зрелости, ее компонентов, определить понятие тревожности и основные ее характеристики;
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего,как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучениюполучает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, то есть это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [15, с.37].Такойподход является актуальным и значительным, но готовность к учебнойдеятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.
Л. И Божович [29, с.108].указывала, что готовность кобучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольнойрегуляции, своей познавательной деятельности к социальной позициишкольника.
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец[14, с.250 – 257], отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную системувзаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности,степень сформированности механизмов волевой регуляции.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность кшкольному обучению – многокомпонентное образование, которое требуеткомплексных психологических исследований.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный[31, с.31 – 65].
Под интеллектуальнойзрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость),включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей междуявлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводитьобразец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость всущественной мере отражает функциональное созревание структур головногомозга.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование готовности в старшем дошкольном возрасте
Целью эмпирического исследования является изучение готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимал участие 21 ребенок старшей группы детского сада.
Для проведения исследования были подобраны диагностические методики, наиболее полно позволяющие нам оценить готовность к школьному обучению у детей старших групп.Все данные методики отвечают требованиям валидности и надежности, которая отражает точность и устойчивость результатов, соответствуют психодиагностическим требованиям.
1. «Общая осведомленность» (А. Л. Венгер)[5, с.193].
Методика направлена на выявление общего запаса простых знаний, сформированности положительного отношения к школе, установление контакта с ребенком.
Проводится в форме беседы. Для установления контакта, создания для ребенка безопасной атмосферы, целесообразно строить беседу неофициально, доверительно, вопросы нежелательно зачитывать. В случае если ребенок испытывает затруднения, его необходимо поддержать, не следует торопить, проявлять недовольство.
По результатам беседы заполнялся соответствующий пункт протокола обследования (приложение А).
2. «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)[8, с.93].
Данная методика позволяет оценить состояние памяти, утомляемость, активность внимания.
Ребенку предлагается запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова. Слова зачитываются громко, четко, дела небольшие паузы. После каждой пробы отмечаются слова , правильно названные ребенком. Всего проводится пять проб, пятая проводится спустя пол часа, список слов при этом не зачитывается.
При высоком уровне ребенок при первом воспроизведении вспоминает 5-6 слов, при пятом 9-10 слов. При среднем уровне ребенок способен запомнить 3-4 слова при первом зачитывании и при пятом 5-6 слов. И при низколм уровне развития памяти при первом воспроизведении до 3 слов, при пятом 4-5 слов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование на тему «Взаимосвязь уровня тревожности и готовности к обучению в школе у старших дошкольников» было направлено на:
1. Определение понятия готовности к школьному обучению, школьной зрелости, ее компонентов, понятия тревожности и основных ее характеристик на основе анализа психологической литературы;
2. экспериментальное изучение готовности к школьному обучению и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста отдельного дошкольного учреждения;
3. проведение анализа взаимосвязи уровня тревожности и готовности к обучению в школе.
В работе было установлено соответствие между теоретическими положениями и собранным эмпирическим материалом по исследуемой проблеме.В исследовании принимал участие 21 воспитанник старшей группы ГУДО «Ясли-сад №82 г. Минск».
В ходе написания данной курсовой работы на основе анализа психологической литературы по теме исследования было определено что понятие «готовность к школьному обучению»,которое рассматривается как сложное образование, включающее в себя:
1. Личностную готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальную готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально-психологическую готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевую готовность, она считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилия для его реализации.
В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно. Тревога как психическое состояние, и тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Тревожность не всегда стоит рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – С.210.
2. Бреслав, Г. М. Психология эмоций: Учеб.пособие для вузов / Г.М, Бреслав. – М.: Смысл, 2007. – 544 с.
3. Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. М., 1994. – 118 с.
4. Венгер, А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина// Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20.
5. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. М., 2001. – 264с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. сред. Пер.учеб. заведений / Сост. Дубровина И.В., Зацепин В.В., Прихожан А.М. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 320с.
7. Выготский, Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В.6 т- М.: Педагогика, 1984. – Т.4 – 432с.
8. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. В.В. Слободчикова. – М., 1992. – 236с.
9. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием [Текст] // Психологическая наука и образование. – 2010.- № 3. – С. 104.
10. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.19-28.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ под ред. И.В.Дубровиной.– М., 1987. – 235 с.
12. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология» // Салима Н.Г., Филимонова О.Г. М.: МГППУ, 2002, – 71с.
13. Журавлева, Е.Н. Психологическая подготовка детей к школе / Е.Н. Журавлева. – Мозырь : Белый ветер, 2011. – 73с.
14. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257.
15. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 1991 – 145 с.
16. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия, 2007. 432 с.
17. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3 / Р.С. Немов. – М., 1995. – 496с.
18. Марциновская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. – М., 1997. – 273с.
19. Микляева, А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248 с.
20. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2004. – 343 с.
21. Локалова, Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии . – 2003.№1. – С. 27-40.
22. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. / Л.Ф. Обухова. – М., 1996 – С. 264- 270.
23. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1998 – 136 с.
24. Педагог-психолог в дошкольном учреждении : пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Белинская. Мозырь : белый Ветер, 2011. – 87 с.
25. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110.
26. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304с.
27. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. – СПб., 2001.
28. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Интересная психология: Л. С. Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1996, № 5. С. 63 – 72.
29. Рогов, Н. И. Настольная книга практического психолога / Н.И. Рогов. – М. 1999 – кн.1, – 214 с.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
31. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной, М.1999 – С. 31 – 65.
32. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / под редакцией Дубровиной И.В. – М.: Изд. центр « Академия», 1995. – 128 с.
33. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986.- №4. – С. – 36-43.
34. Семего, Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журнал практического психолога. – 1999. - №4- С. – 53- 73.
35. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Тоновин. – Минск: Харвест, 1997. – 205 с.
36. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер. – М., 1983. – 267 с.
37. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / сост. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
38. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности / Ю.Л. Ханин. – Л., 1976. – 386 с.