ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Раскрыть понятие и сущность здорового образа жизни
1.2 Охарактеризовать пути формирования культуры здорового образа жизни
1.3 Уточнить сущность и особенности интерактивных технологий формирования здорового образа жизни
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2.2 Диагностика сформированности знаний у учащихся младших классов о здоровом образе жизни
2.3 Основы использования интерактивных технологий формирования ЗОЖ у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях социально-экономического развития одним из определяющих факторов становится здоровье. Здоровье человека отражает одну из наиболее значимых сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное, психическое, социальное благополучие. Однако результаты научных исследований, свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся приняла устойчивый характер. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос сохранения и укрепления психического и физического здоровья. В процессе решения данной проблемы важнейший акцент приобретает формирование у учащихся здорового образа жизни.
Одной из значимых сфер активности учащихся является спорт, где здоровье имеет особое значение, ибо оно непосредственно влияет на изменения, происходящие в организме под воздействием физических нагрузок, и соответственно на спортивную работоспособность и результативность. Спортивные соревнования сопровождаются серьезными энергетическими и нервными затратами организма, что в последствии может негативно отразиться на здоровье учащихся.
Младшие школьники – это особая аудитория. Она является наиболее благоприятным контингентом для познания и овладения жизненных норм. В данном возрасте происходят глубокие изменения, свидетельствующие о широких возможностях развития детей. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал младших школьников, субъекта, окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Именно поэтому мы и определили данную категорию учащихся для своего исследования.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что поиск эффективных путей формирования здорового образа жизни подрастающего поколения является крайне важной проблемой. Именно в детские годы происходит восприятие определенных норм и образцов поведения, накопление соответствующих знаний и умений, осознание потребностей и мотивов, определение ценностных ориентаций, интересов и представлений.
Приоритет формирования здорового образа жизни у детей определяется еще и тем, что это один из важнейших факторов, который детерминируется определяющей ролью здоровья этой категории населения в создании здорового будущего страны.
Вопросами формирования здорового образа жизни младших школьников занимались такие исследователи как С.Ф. Русова, М.И. Пирогов, Х.Д. Алчевская, И.И. Огиенко, А.С. Макаренко, В. Сухомлинский.
Исследования формирования здорового образа жизни по средствам интерактивных технологий принадлежат К.В. Драчу, М. Поляковой, Р. Чопику, И.Г. Петренко.
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Раскрыть понятие и сущность здорового образа жизни
В Уставе Всемирной организации здравоохранения, говорится о том, что одно из главных прав любой личности без различия расы, политических и религиозных убеждений, социального и экономического статуса состоит в достижении наивысшего уровня здоровья. В нем подчеркивается положение об ответственности правительств стран за здоровье человеческого капитала, разработку и реализацию системы социальных и медико-санитарных мероприятий, направленной на сохранение здоровья населения [28].
Ценность здоровья человека отражает приоритетное направление деятельности государства и выражается в фундаментальном праве каждого гражданина на сохранение и развитие своего физического, духовного, социального потенциала с достижением наивысшей продолжительности активного периода жизни [4, c. 21].
Здоровье как ценность входит в состав национального богатства любой страны. Важность работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения выражается в осознании государством значимости ценности здоровья как существенной составляющей для общественноолезной, творческой и будущей трудовой деятельности взрослого человека [16, c. 6].
В основе обучения и формирования ЗОЖ лежит учет данных взаимодействий различных сторон жизнедеятельности, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека. Важным при формировании ЗОЖ является также освоение физкультурных знаний, умений и навыков с использованием всей образовательной системы, начиная от учебных предметов и заканчивая организацией физкультурного стиля жизни [1, c. 33].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая его физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие [17, c. 494].
ЗОЖ предполагает: четко сформулированную жизненную цель и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знание форм поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; выработку положительного отношения к жизни, оптимизм; развитое чувство самоуважения, уверенность в собственных силах; соблюдение режима двигательной активности; соблюдение правил и гигиены питания; соблюдение режима труда и отдыха и т.п.
Методологический подход к определению сущности понятия здоровья, принципов и методов ведения ЗОЖ был определен и получил дальнейшее
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст связан со вступлением человека в специально организуемую общественно-полезную деятельность – учение, что обусловливает актуализацию потребности в организации своего социального поведения.
Одной из первостепенных задач педагогов и психологов, работающих с учащимися начальных классов, является оптимизация процесса вхождения ребенка в социум, что обеспечит становление стабильной, самодостаточной, позитивно развивающейся, адекватно воспринимающей и воспринимаемой личности. У младших школьников должны быть сформированы качества личности, без которых в дальнейшем невозможна не только реализация потенциальных возможностей детей, но и сохранение их психологического здоровья, это: высокий уровень притязаний, ответственность, стремление к развитию и творчеству [8, c. 11].
Возрастные границы младшего школьного возраста совпадают с периодом обучения детей в начальной школе и варьируются с 6-7 до 9-10 лет. В указанный период происходят физические и психофизиологические изменения и развития ребенка, которые обеспечивают возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы [31, c. 9].
Период младшего школьного возраста – время активного развития познавательной деятельности ребенка, ее произвольности. Познавательная сфера младшего школьника имеет ряд особенностей. Достаточно вспомнить, что в 6 лет ребенок становится учеником образовательной организации, чтобы предвидеть изменения в развитии его познавательной сферы. Смена ведущей деятельности, привычного режима дня, появление нового значимого взрослого в лице учителя – все эти факторы следует рассматривать как обусловливающие развитие познавательной деятельности [11, c. 10].
Данный период наиболее благоприятен для усвоения знаний, умений, навыков. Учебная деятельность предъявляет серьезные требования к умственному развитию ребенка и во многом способствует развитию его воли. Кругозор младшего школьника расширяется за счет знакомства с различными дисциплинами, любознательности, направленной на познание окружающего мира. Обычно познавательные интересы младших школьников еще неустойчивы. В 1-2-м классах дети предпочитают узнавать как можно больше о мире животных, растений, и только к 3-4-му классам их начинают интересовать история, общественные явления, человек. При этом,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность, которая подтверждена исследованием, заключается в том, что интерактивные технологии при формировании ЗОЖ играют крайне важную роль. Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъектной коммуникации педагога и учащихся (педагог – субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъекта образовательной деятельности – учащегося).
Теоретический анализ позволил выявить теоретико-прикладные основания для разработки технологии СПД, согласно которым здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Состояние здоровья учащихся школьного возраста и стремление к достижению здоровья как важной жизненной ценности, побуждает у них стремление и мотивацию к его укреплению и развитию, выявлению механизма его формирования. Поэтому, необходимо изучить механизм и предпосылки изучения компетентностного подхода к формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы.
Эффективность технологии определяется тем, что психолого-педагогические особенности младших школьников сводятся к развитию познавательной деятельности младшего школьника, где, в свою очередь, и раскрываются особенности его индивидуального познания, а также взаимосвязь внутреннего и внешнего планов действий.
Разработка определенного ряда интерактивных мероприятий позволяет решить проблему формирования ЗОЖ, поскольку основана на познавательных технологиях.
Исследование позволило сделать ряд выводов:
1. В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энергетический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и само-ограничительный) принципы. Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результату. Одна из основных причин этого – отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья;
здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах (принципы здорового образа жизни):
1) рациональное питание;
2) физическая активность;
3) закаливание;
1 Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
2 Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А Асташова. – М., Воронеж, 2000. – 272 с.
3 Бабков, В.А. Градообразующий проект: город как сцена качества жизни / В.А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7). – С. 2-7.
4 Бирюкова, Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий: дисс. … кандидат педагогических наук: 13.00.01 / Ю.Н. Бирюкова. – Краснодар, 2004. – 155 с.
5 Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с.
6 Домалаев, Г.П. Психология: Учебное пособие / Г.П. Домалаев. – М., 2005. – 250 с.
7 Дорофеева С.М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3/С.М. Дорофеева. ГГМУ, 2007. – 32 с.
8 Елизарова, Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа, 2000. – №9 – 93 с.
9 Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 1320 с.
10 Журавский, А.Ю. Фізічная культура і здороўе / А.Ю. Журавский. – Минск, 2011. – №2 – С. 24-28.
11 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2011. – 290 с.
12 Качан, Г.А. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Здоровье: теория и практика / Г.А. Качан. – Витебск, 2004. – 155 с.
13 Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы / В.И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2004. – 296 с.
14 Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Издательство: НЦ ЭНАС,2006. – 180 с.
15 Кучма, В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В.Р. Кучма. – М.: НЦЗД РАМН, 2002. – 280 с.
16 Лукашева, М.В. Вестник ЗОЖ / М.В. Лукашева. – М., 2007. – №13 – 32 с.
17 Макарова, Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л.П. Макарова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый, 2013. – №12 – С. 494-496.
18 Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. – Спб.: Питер, 2013. – 288 с.
19 Митина, Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е.П. Митина // Начальная школа, 2006. – №6. – 56 с.
20 Мякишева, Н.М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников / Н.М. Мякишев. – М.: МПГУ, 2011 – 159 с.
21 Петренко, И.Г. Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами интерактивных технологий в процессе физического воспитания / И.Г. Петренко// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2014. –№4. – С. 26-35.
22 Ракитина, Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках / Л.И. Ракитина, Г.Д. Чамовских // Завуч начальной школы, 2007. – №8. – 69 с.
23 Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 373 с.
24 Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.:АПКПРО, 2002. – 115 с.
25 Торыбаева, Ж.З. Критерии выбора педагогических технологий формирования здорового образа жизни учащихся / Ж.З. Торыбаева // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2015. – № 2 – С. 51-52.
26 Торыбаева, Ж.З. Современные педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьников / Ж.З. Торыбаева. – Алматы: Нурлы Алем, 2014. – 136 с.
27 Торыбаева, Ж.З. Теоретические основы внедрения инновационных технологий здорового образа жизни / Ж.З. Торыбаева. – Шымкент, 2008. – 324 с.
28 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г.: с изм. и доп.; текст по состоянию на 30 августа 2006 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org. – Дата доступа: 09.01.2016.
29 Холмогорова, Г.Т. Подрижись со своим здоровьем / Г.Т. Холмогорова. – М.: «Миклош», 2010. – 312 с.
30 Цабыбин, С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.
31 Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника: учебное пособие / Н.С. Чернышева. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 306 с.
32 Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни / Б.Н. Чумаков. – М.: «Педогогическое общество России», 2004. – 210 с.
33 Чуменко, Е.В. Здоровый образ жизни. Интерактивные методы обучения / Е.В. Чуменко. – Минск: А.Н. Вараксин, 2009. – 96 с.
34 Шклярук, В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека / В.Я. Шклярук. – М., 2007. – 238 с.