Введение
1. Готовность к школе как психолого - педагогическая категория
2. Факторы и причины, влияющие на степень готовности ребенка к школе
3. Социально-педагогическая помощь в преодолении неготовности ребенка к школе
Заключение
Список литературы
Введение
Современные условия жизни требует от человека высокого уровня знаний в различных сферах. Предпосылки успешности будущего гражданина зарождаются в детстве. Именно дошкольный возраст позволяет заложить в личность будущего гражданина те черты и умения, которые в последующем позволят ей реализовать свой потенциал. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Потребности действительности таковы, что необходимы новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию, так как без обучения невозможен прогресс, а для того чтобы пользоваться плодами прогресса нужно обучение.
Неоправданное увлечение ранним обучением в дошкольном возрасте привело к тому, что сегодня в школу все чаще стали приходить «недоигравшие дети», умеющие читать, писать, но отстающие в развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выполнять творческие задания, с недостаточно развитым воображением, вниманием, произвольностью психических процессов; у таких детей не сформированы волевая регуляция поведения, коммуникационные навыки и др.
Дошкольное учреждение является первой и очень значимой ступенью общей системы образования. Целью для педагогов и родителей является качественная подготовка дошкольников к систематическому школьному обучению. Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Содержание психологической подготовки к школе определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. На данный момент система взаимодействия образовательных учреждений и семьи имеет несовершенства проблемные вопросы: не выработан эффективный алгоритм взаимодействия, не в полной мере реализуется индивидуальный подход, отношения между субъектами подготовки недостаточно доверительные.
Как известно, проблема формирования необходимых компетенций у будущих школьников не нова и, по сути, решалась как педагогами, так и психологами в течение многих лет.
Изучением вопроса подготовки к обучению в школе занимались различные исследователи как отечественные, так и зарубежные.
Среди зарубежных исследователей можно выделить Д.Е. Эванса, Д.П. Озубела, Ф.Л. Илга и Л.Б. Эймса, С. Штребела, А. Керна.
1. Готовность к школе как психолого - педагогическая категория
Первые исследования психологической готовности к школе проходили во второй половине XIX века. Ими занимались А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл и др. Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания. Решением этих вопросов занимались Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн и др.
Однако в этот период проблема готовности к школе еще не рассматривалась как самостоятельная. Она анализировалась только в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии. Само понятие «готовность к обучению школе» еще не использовалось, однако вопросы, составляющие современное понятия, активно исследовались, формировались теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности [1;2;3].
В документах по образованию советского периода детские сады признавались необходимой начальной ступенью образования, а подготовка детей к школе считалась одной из главных задач дошкольного воспитания.
Вопросом подготовки детей к школе занималась Н.К. Крупская. Надежда Константиновна настаивала на идее взаимосвязи детского сада и школы, зависимости школьного обучения от результативности дошкольного воспитания. В своих работах Н.К. Крупская подчеркивала, что детский сад не должен копировать содержание и формы школьной работы. Ее идея заключалась в том, что в дошкольном возрасте ребенок должен активно познавать действительность, мир, в котором живет. Н.К. Крупская активно предлагала создавать нулевые группы, работа в которых нужно строить как «сочетание дошкольного дела со школьным».
Однако процесс подготовки детей к школе в процессе нахождения в дошкольном учреждении в 20-30-е г.20 в., был сильно затруднен. Это связано с тем, что зачастую происходила подмена понятия подготовка к школе понятием подготовка к общественной жизни. Поэтому дошкольные работники не до конца осознавали необходимость подготовки детей к школьному обучению.
В 30-е годы ситуация с подготовкой к дошкольному обучению несколько изменилась к лучшему: школьные программы были переработаны, повысился их уровень, уточнялся объем знаний для школьников. Все это вело за собой новые подходы к вопросам подготовки детей к школе. Навыкам подготовки к школе стало придаваться особое значение.
В 50-60-е годов интерес к вопросу подготовки детей к школе повысился еще сильнее. Это связано с ростом числа дошкольных учреждений, переходом к сближению их со школой. Данные изменения заставили вновь переоценить качество подготовки детей к обучению в
2. Факторы и причины, влияющие на степень готовности ребенка к школе
Семья является первой ступенью в жизни человека. Именно семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. От традиций семьи, положения ребенка в семье, воспитательной линии в семье зависит во многом поведение ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Это подчеркивает влияние семьи на готовность ребенка к школьному обучению.
Сила влияния семьи в том, что именно семейное воспитание осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены различными факторами, среди которых структура семьи (нуклеарная и многопоколенная, полная и неполная, многодетная и малодетная), материальное положения, личностные качества родителей, психологический климат семьи, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместной деятельности; помощь семьи со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения [8, с.73].
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера проявляется в общении, основанном на взаимном уважении всех членов семьи друг к другу.
Семейные традиции, крепкие устои и принципы также выступают в качестве воспитательного потенциала семьи. Проявлением семейных традиций будет проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей, подготовка детьми и взрослыми подарков. Осуществление этих ритуалов создают особую атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив. Семейные традиции могут быть связаны не только с праздничной деятельностью, но и с воспитательными идеями, например, обсуждать успехи и неудачи, планы и перспективы.
Соблюдение четкого режима дня для детей также является хорошим воспитательным средством, влияющим на развитие ребенка. Режим дня дисциплинирует, позволяет организовывать быт в соответвии с четким планом и системой. Соблюдение режима в дальнейшем повлияет на умение планировать и организовывать деятельность, правильно расставлять приоритеты.
3 Социально-педагогическая помощь в преодолении неготовности ребенка к школе
Современная школа предъявляет к первоклассникам определенные требования, часто пугающие родителей, и они, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, начинают усиленно «готовить к школе». Это и научение механическому чтению без осмысливания текста, это и механический счет до 100 без умения ориентироваться в пределах десятка, это и нарушение занятий по длительности без учета игровых интересов ребенка. Данная ситуация свидетельствует о низкой психологической грамотности населения и побуждает к проведению своевременной ранней диагностики и коррекции психических процессов, компетентной психолого-педагогической помощи родителям в подготовке детей к школьному обучению.
На сегодняшний день дошкольные учреждения образования ведут целенаправленную работу, направленную на подготовку детей к школе.
В дошкольном учреждении ведется систематическая работа по установлению преемственности между детским садом и школой.
Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является разносторонняя подготовка к школе. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.
Воспитатель подготовительной группы и учитель первого класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых находятся и будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы.
Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.[20;21;22].
Вторая часть плана – ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение традиционно проводится первого сентября за год до учебного для будущих школьников. Детей вместе с воспитателем приглашают посетить как зрителей торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После проведения данного мероприятия педагог обсуждает с воспитанниками впечатление от торжественной линейки, ориентирует на то, что в следующем году они сами будут участниками данного мероприятия.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Готовность к школьному обучению как социально-педагогическая проблема» можно сделать следующие выводы:
1. Готовность к обучению в школе является актуальной социально-педагогической проблемой. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Существует множество критериев и определений, характеризующих школьную готовность, но обобщить данное понятие можно как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. В частности у ребенка старшего дошкольного возраста должна быть до определенной степени развита нервная система, психические процессы, нравственные и волевые черты характера и т.д.
2. Психологическая готовность к систематическому обучению в школе формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. В детском саду ребенок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям. Это подчеркивает значимость и необходимость постоянного сотрудничества дошкольного учебного заведения и семьи.
3. Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности. Данная цель реализуется посредствам объединения усилий всех заинтересованных субъектов воспитания (родителей, представителей дошкольного образования, школьного образования, руководителей дополнительного образования и досуга). Для реализации намеченной цели используется различные методы (групповые, микрогрупповые, индивидуальные) призванные максимально качественно подготовить дошкольников и их родителей к дальнейшему обучению в школе.
1. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Питер, 2004. – 562 с.
2. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология/. А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
4. Кравцова,Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /. Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
5. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе /. Н.В. Нижегородцева. – М., 2002. – 256 с.
6. Выготский, Л.С. Психология /. Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2002. – 1008 с.
7. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь /. И.М. Кондаков. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 512 с.
8. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /. Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.
9. Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.П. Коломинский. – СПб: Питер,2004. – 480 с.
10. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
11. Зеньковский, В.В. Психология детства /. В.В. Зеньковский.– М.: Просвещение, 2007. – 231 с.
12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /. М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2007. – 279 с.
13. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 234 с.
14. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев – М: Смысл, 2007. – 245 с.
15. Абрамова, Г.С. Возрастная психология /. Г.С. Абрамова – М.: Академический проект, 2008. – 423 с.
16. Абобакирова, О.Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе / О.Н. Абобакирова // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 891-893
17. Бессонова, Н.Г. Вовлечение родителей в воспитательный процесс /Н.Г. Бессонова // Начальная школа – 2016–№8. – С. 6-8
18. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т.Н.Князева. – СПб.: Речь. – 2007. – 123 с.
19. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / В. Штрасмайер – М: Академия, 2002. – 240 с.
20. Эльконин, Д.Б. Психология развития /. Д.Б Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
21. Тишина, Е.И. Как организовать работу с родителями / Е.И. Тишина // Начальная школа – 2015 – №4. – С. 65–66.
22. Зайцева, И.А. Семья как ценностная основа социальной адаптации /И.А. Зайцева// Начальная школа – 2014–№1. – С. 29-32.
23. Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания /. В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2015.–192
24. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе /. Н.И. Вьюнова. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
25. Гордиец, A.B. Готовность ребенка к школе / A.B. Гордиец. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 123 с.
26. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. /. М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.
27. Филиппова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / С.О. Филиппова – М.: Академия, 2015. – 320 с.
28. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса. – М.: Наши книги, 2008. – 112 с.