ВВЕДЕНИЕ
Как показывают опросы, современные школьники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако, зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л.С. Выготский, в стихийном опыте начале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического образования [12, с. 40].
Учащиеся любопытны, задают много вопросов, с интересом знакомятся с разными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни.
Начиная с 17 века, идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания учащихся: Я.А. Коменский Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли; русские революционеры – демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен) говорили о необходимости приобщения учащихся к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах [16, с. 30].
Как отмечается в Концепции учебного предмета «Человек и мир», утвержденной Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675 (далее – Концепция предмета), ведущими природоведческими представлениями и понятиями являются «природа», «живая природа», «растения», «животные» и т.д. [9, с. 9].
ГЛАВА 1 НАУЧНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Природоведческие представления как психолого– педагогическая проблема
Представления – это мысленные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. Формирование представлений о природе – важнейшая задача работы по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста, мышление человека в основе своей всегда имеет образы. Мы говорим «лес» и тут же представляем его в том или ином виде. В работе по ознакомлению с природой – это представления о растениях, животных, живой и неживой природе, о человеке и т.д. [10, с. 35].
Представления в науке определяются как чувственно – наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Они возникают не мгновенно, и не в законченном виде, а формируются, постепенно совершенствуются, изменяются под влиянием новых, целенаправленных актов восприятия. Представления возникают у детей в сознании в виде наглядных образов, носят конкретный характер, тем не менее эти образы могут отражать несуществующие признаки, так как часть ощущений упускается. Они могут формироваться не только на основе непосредственного наблюдения, но и в результате воображения ребёнка, в работе с наглядным материалом. Например, дошкольник никогда не видевший море, не имеющий чувственные образы большого пространства воды, её движения под действием ветра, окраски, шума плещущей воды и т.д., под руководством воспитателя при помощи художественного слова, наглядных изобразительных средств может «создать» себе чувственный образ моря, хотя и недостаточно яркий и правильный [10, с 40].
ГЛАВА 2 ВАРИАНТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИММЕРСИВНОГО ТЕАТРА В ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Диагностика природоведческих представлений у младших школьников
С целью изучения уровня сформированности природоведческих представлений у младших школьников нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГУО СШ номер 11 г. Мозыря. В эксперименте приняли участие 26 учеников 2 «г» класса (экспериментальная группа) и 26 учеников 2 «в» класса (контрольная группа). Средний возраст учащихся – 8 лет.
Безотметочное обучение во втором классе не позволит нам определить уровень сформированности представлений и понятий о растительном мире в исследуемом классе, поэтому нами использовались следующие методики:
– анкетирование;
Анкета содержала следующие вопросы:
1. Какие части растения ты знаешь? (перечисли)
2. Какие ты знаешь хвойные растения? (перечисли)
3. Какие ты знаешь хвойные растения? (перечисли)
4. Какие ты знаешь дикорастущие кустарники? (перечисли)
5. Как ты думаешь, для чего нужны лекарственные растения?
6. Чем опасны ядовитые растения? Какие ядовитые растения ты знаешь?
7. Для чего нужно охранять растения? Как?
8. Какие культурные и какие декоративные растения ты знаешь? (перечисли)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью учебного предмета «Человек и мир» является формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание младших школьников.
Содержание учебного материала предмета «Человек и мир» интегрируется с содержанием других учебных предметов, изучаемых на I ступени общего среднего образования. Предмет «Человек и мир» является введением в процесс формирования естественно–научных знаний как элемента научной картины мира, основы мировоззрения учащихся. Элементарные знания по биологии, географии, физике, химии представлены в данном предмете в виде единого целого.
Иммерсивный театр – это театр вовлечения. Буквального и наиболее полного вовлечения зрителя во всё происходящее на сцене. Зритель перестаёт быть созерцателем и становится участником действа. Иммерсивность – это модное течение, которое, вполне вероятно, скоро станет новым эволюционным этапом театрального искусства.
Использование методов театральной педагогики является одним из способов, углубляющих восприятие ребенка, а это требует концентрации внимания на мотивах поступков действующих лиц, понимания их, анализа, сравнения, что создает почву для самостоятельных обобщений и выводов. В импровизациях, театральных постановках ребенок постигает язык театрального искусства, закрепляет впечатления, обогащая жизненный опыт, упражняет различные способности, развивает творческое воображение, коммуникативные и нравственно–волевые качества, интеллектуально–познавательную сферу.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. ‒ М.: туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. / Н.В.Алешина. – Изд.4–е.– М. УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 96 с.
3. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. – 1994. – №2. – С. 32–33.
4. Барышева, Ю.А. Из опыта организации экологической работы / Ю.А. Барышева // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 92–94.
5. Богина, Т.Л. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: К.Н.. для воспитателей детского сада / Т.Л.Богина, Е.А. Тимофеева, Г.Н. Година, – М.: Просвещение, 1984.–160с.
6. Васильева, Т.П. Театральный кружок как средство воспитания / Т.П. Васильева. – М.: «Просвещение», 1982
7. Вахрушев, А.А. Экологическое образование – гарантия будущего для человечества / А.А. Вахрушев //Журнал начальная школа плюс до и после, 2013 – № 11 – С. 8 – 14.
8. Вдовиченко, В.М., Дурейко, Л.И., Ковальчук Т.А. Человек и мир во 2 классе: уч.–метод, пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Нар.асвета, 2005. – 142 с.
9. Веретенникова, С.А. Ознакомление младших школьников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
10. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет. Сада. / Н.Ф. Виноградова. – М.: «Просвещение», 1978. – 272 с.
11. Вовк, Г.А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / Г.А.Вовк, Л.С.Згурская. – Благовещенск, 2002. – 164 с.
12. Гербова, В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова, Т.Н. Казакова, Р.А. Иванкова, –М.: Просвещение, 1984.–288с.
13. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Ширкова. – М.: Знание, 2009. – 64 с.
14. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения: Учеб. Пособие для учащихся по спец / В.П. Горощенко, И.А. Степанов, – М.: Просвещение, 1984. – 159с.
15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
16. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. / О.В.Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. –80с.
17. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2006, с. 35–41
18. Ершова, А.П. Самодеятельный детский театр / А.П.Ершова // Театр и школа. – М.,1980. – №8. – С. 34 – 36.
19. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1. – С.110–114.
20. Зверев, И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев – М.: Просвещение, 2003. – 383 с.
21. Зенина, Т. Экологическое воспитание / Т.Зенина // Дошкольное воспитания–2005.–№7.–С.16–26.
22. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И.Золотова; под ред. Н.Ф.Виноградовой. – 2–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2000.– 416с.
23. Иммерсивный театр: что это такое и где искать его в Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moscowseasons.com/articles/immersivnyi–teatr–chto–eto–takoe–i–chto–posmotret–v–moskve/.
24. Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир» // List Educational. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.listeducation.ru/liwep–454.html.
25. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у младших школьников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 33–37.
26. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольника с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Меневцова, – М.: Просвещение, 1983. – 207б.
27. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 2009. – С. 3 – 15.
28. Ковальчук, В.В. Технология кооперативного обучения и ее реализация на уроках по курсу "Человек и мир" / В.В. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2007. – № 3. – C. 21–25.
29. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
30. Комратова, Н.Г. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3–7 лет с окружающим миром. / Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. (Программа развития)
31. Концепция учебного предмета «Человек и мир», утверждена Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 675 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
32. Куприянова, М. К Общая фенология как наука / М.К. Куприянова // Региональные эколого–географические исследования и инновационные процессы в образовании: материалы всероссийской научно–практической конференции, Екатеринбург, 16 – 17 марта 2006 г. – Екатеринбург, 2006.– 227 с.
33. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обнсп. получение дошкольного образования / Л.К. Ладутько, – М.: УП «Техноринт», 2005. – 228с.
34. Леонтьев, М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 2014. – №3. – с. 5.
35. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. – М.: РЭФИА, 2016. – 51 с.
36. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития / Н.А. Менчинская // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 2008. – 188 с.
37. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» учащихся с нарушенным слухом: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2004. – 126 с.
38. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» учащихся с нарушенным слухом: Учеб.–метод. пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
39. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.
40. Остапенко, В.В. Формирование экологической культуры младших школьников / В.В. Остапенко // Журнал начальная школа, 2010 – №2 – С. 53 – 55.
41. Пакулова, В.М., Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В. И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010. – 45 с.
42. Панько, Е.А Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учрежд. обеспеч. получение дошк. образования / Е.А. Панько, – М.: NWO; Аверсев, 2007.– 304c.
43. Пилюгина, Е.Г. Воспитание детей в средней группе детского сада. Пособие для воспитателей детского сада / Е.Г.Пилюгина, – М.: «Просвещение», 1977. – 156ч.
44. Усова А.П. Обучение в детском саду /Под.ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1981. –176с.
45. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов // И.В. Цветкова – Ярославль: Академия развития, 2017. – 192 с.
46. Чемоданова, Г.И., Маркель, Т. Формирование у младшего школьника природоведческих представлений и понятий / Г.И. Чемоданова, Т. Маркель // Вестник Новороссийского государственного университета. – 2016. – С. 238–243.
47. Что такое иммерсивный театр? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.timeout.ru/msk/feature/465269.
48. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.
49. Экологическое воспитание учащихся и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ / Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2015. – 160 с.
50. Ягодовский, К.П. Методика естествознания для вспомогательной школы / К.П. Ягодовский // К.П. Ягодовский, Л.А. Исаенко. – М., 2016. – 185 с.