ВВЕДЕНИЕ
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах [1, с. 29].
Лексико-грамматическая сторона речи является особенной частью речевого развития дошкольников, особенно с общим недоразвитием речи. Это обусловлено тем, что дети рассматриваемой категории сами по себе отстают в речевом развитии, не обладают достаточно сформированным активным лексическим словарем, неправильно употребляют лексические единицы речи, неправильно формируют грамматическую оболочку своего высказывания. В дошкольном возрасте одно из основополагающих направлений логопедической работы по развитию речи является формирование ее грамматического строя. Эта работа необходима для полноценного формирования речи ребенка дошкольного возраста, которая является средством установления долгосрочных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Изучением закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития лексических возможностей при онтогенетическом развитии речи занимались следующие лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубряков, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнорович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.
Пути формирования логопедической работы с детьми дошкольного возраста изучали в своих трудах М.М. Алексеева, А.Г. Арушева, Е.Н. Дроздова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, А.В. Короткова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Многие исследователи, изучавшие проблему развития речи у детей дошкольного возраста, отмечали недостаточные возможности детей в лексической организации строя речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спиров, Т.Б. Филичева.) Эти исследования носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети при самостоятельном продуцировании производных наименований.
Объект исследования – речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей среднего дошкольного возраста
Слово - основная единица речи. Все мысли и чувства человек выражает с помощью слова. Слово как языковая единица имеет фонетическую (звуковую) выраженность и значение (содержание). Связь формы и содержания слова проявляется в том, что звуковая оболочка слова не может быть изменена без изменения значения слова.
Слова и их значения соединяются в различные группы. Слова близкие по значению образуют группы синонимов (мужественный, смелый, храбрый).
Слова, имеющие противоположные значения, объединяются в группы антонимов (глубокий - мелкий, день - ночь, бежать - ползти). Слова одной и той же части речи, которые объединяются однородностью или близостью значения, образуют тематические группы (глаголы движения: идти, ехать, плыть, лететь ...; цвета: синий, черный, красный ...; одежда: платье, рубашка, юбка...).
Вокруг каждого слова формируется смысловое (семантическое) поле, содержащее все слова, связанные с исходным словом какими-либо семантическими отношениями (пуговица - рубашка, застегивать, пластмассовая, пришитая, круглая ...). Эта совокупность слов еще называется тематическим полем.
Ограничение значений слова лежит в основе образования фразеологизмов - устойчивых, целостных объединений слов с переносным значением ("бить баклуши", "попасть пальцем в небо", "острый язык").
По мнению ученых, словарь каждого человека организован по тематическому принципу, и выбор нужного слова при построении высказывания осуществляется именно из семантического поля [23].
Различают активный и пассивный словарь.
Активный словарь – это слова, которые человек понимает и использует в своей речи. В активный словарь обычно входит общеупотребительная лексика, а также специфические слова, использование которых объясняется условиями жизни человека (местности, семьи, профессии и т.п.). Богатство и культура речи человека во многом определяются характеристикой его активного словаря.
Пассивный словарь – слова, которые человек понимает, но не употребляет в своей речи (потому что не возникает соответствующей ситуации, или из-за неразвитого механизма поиска слова, или из-за малой употребительности слова).
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ
2.1 Особенности развития словаря детей среднего дошкольного возраста
Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
По мнению исследователей О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания [24, с. 177].
Что касается лексического словаря, то ребенок среднего дошкольного возраста, должен:
1) понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
В соответствии с вышеприведенными аспектами в рамках данного исследования была проведена диагностика лексического словаря детей среднего дошкольного возраста по методике обследования, предложенной О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной [24, с. 179-180] (содержание методики размещено в приложении А).
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла – это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла – это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу – это средний (или ниже среднего) уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активный словарь – это слова, которые человек понимает и использует в своей речи. В активный словарь обычно входит общеупотребительная лексика, а также специфические слова, использование которых объясняется условиями жизни человека (местности, семьи, профессии и т.п.). Богатство и культура речи человека во многом определяются характеристикой его активного словаря. Пассивный словарь – слова, которые человек понимает, но не употребляет в своей речи (потому что не возникает соответствующей ситуации, или из-за неразвитого механизма поиска слова, или из-за малой употребительности слова).
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия
Сущность дидактической игры заключается в решении умственных задач детьми, которые предлагаются им в занимательной игровой форме. В процессе игры дети самостоятельно находят решения, при этом преодолевая конкретные трудности. Умственная задача воспринимается ребенком как практическая и игровая, что, соответственно, повышает уровень его умственной активности. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Для решения игровой задачи необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать между ними сходства и различия, делать выводы и обобщения. Таким образом, ребенок развивает свою способность к суждениям, умозаключению и умению применять свои знания в различных условиях. Возможность этого появляется только в том случае, когда дети обладают конкретным знанием о предмете или явлении, которые являют собой игровое содержание.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).
2. Афонькина Ю. Правильно говорить и думать: развитие и коррекция речемыслительной деятельности старших дошкольников / Афонькина Ю., Белотелова Т., Борисова О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 68-74
3. Воронина Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Воронина Л. П. // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 7. - С. 57-69.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. т -. 2. с. 386-413- М.. 1982.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. – 250 с.
6. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
7. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская. // Пед. соч. – М.: 1980. – 263 с.
8. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. – 608с.
9. Лопухина, И.С. Логопедия / И.С. Лопухина. – М.: Педагогика,1995. – 348 с.
10. Мартыненко Л. "Ученье - свет, а неученье - тьма" : как научить детей 5-6 лет понимать пословицы / Мартыненко Л., Постоева Л. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 86-91; № 10. - С. 78-83.
11. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М: 2005.
12. Рычагова Е. С. Развитие речи и начал грамоты как основа успешного обучения в школе / Рычагова Е. С. // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 5. - С. 112-118.
13. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском кроме того саду / М.И. Сорокина. – М.: Академия, 1982. – 214 с.
14. Сохин, Ф.А., Тамбовцева, А.Г., Шахнарович, А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахранович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: Смысл, 1978. – С. 35-52.
15. Старжынская, Н.С. Лінгвістыка дзіцячага маўлення: дапаможнік / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. – Мінск: БДПУ, 2010. – 96 с.
16. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
17. Ткаченко, Т.А. Формирование навыка звукового анализа кроме того и синтеза / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 48 с.
18. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Актцидент,1997. – 89 с.
19. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1997. – 78 с.
20. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа» / Т.А. Ткаченко. – М.: ЭГСИ, 1999. – 65 с.
21. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1997. – парк 78 с.
22. Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 50-53.
23. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для специальности: 1 – 01 01 01 Дошкольное образование / Сост.: Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск, 2015. – 380 с.
24. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
25. Чиндилова О. В. Приемы развития литературной речи детей дошкольного возраста / Чиндилова О. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 24-28.