ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Механизмы психологической защиты
1.3 Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
1.4 Средства развития эмоционального интеллекта у подростков
Выводы по первому разделу
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Особенности эмоционального интеллекта подростков
2.3 Результаты исследования защитного поведения подростков
2.3 Особенности защитного поведения подростков с различным уровнем эмоционального интеллекта
Выводы по второму разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований эмоционального интеллекта объясняется давним интересом психологов и философов к проблеме соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики. Различие этих сфер продуктивно для науки, но в человеческой жизни они не разделимы. В любой момент человеческой жизнедеятельности работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы.
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является сравнительно новым, малоизученным феноменом. Он признаётся во всем мире всё большим количеством исследователей. Значимость и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и воздействующих на его успешность в жизни, также неопровержимы.
Стремительно растет информационное пространство. Контакты в социальных сетях стали легко и быстро доступны. Навязанные рекламой образы развлечений и гиперсексуальности также становятся опасным источником деформации представлений подростков о себе самих и пределах своей личности. В силу незрелости личности они оказываются не в состоянии справиться с потенциально неограниченным потоком информации и общения. На сегодняшнее время каждый десятый школьник имеет выраженные признаки игровой и интернет-зависимости. Они притупляют чувства, задерживают развитие личности и приводят к эмоциональному оскудению.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает одно из ведущих мест в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития существенно вырос. Эмоциональные нарушения, появляющиеся в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.
Наиболее разработана тема эмоционального интеллекта в рамках зарубежной психологии. Теория эмоционально – интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Барона, представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, A.C. Петровская.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
Для того чтобы подойти к определению эмоционального интеллекта, предстоит в первую очередь определиться с понятием «интеллект». Значит интеллект - это качество психики человека, которое выражается в способности человека приспособиться к вновь возникающим обстоятельствам, высокий уровень обучаемости, способность понимать абстрактные концепции, употреблять и использовать их. Помимо того, это еще и, в общем смысле, влечение к постижению и решению трудностей, которое связывает в себе все способности человека познавательного характера: мышление, память, воображение, восприятие, ощущение.
Изучение феномена эмоционального интеллекта в большей степени лежало в области общей психологии и физиологии [15], но в настоящее время существует необходимость изучения социальных аспектов эмоционального реагирования, а также анализ того, каким образом соотносятся знания человека в рамах культуры эмоций с реальными переживаниями. Безусловно, многие психологи в настоящее время детально занимаются данной проблематикой, как в рамках клинической психологии, так и социальной. Говоря об изысканиях в рамках клинической психологии, мы можем отметить определенный интерес в установлении связи между теми или иными эмоциями и интеллектом приразличных расстройствах, таких как депрессия, психопатия, дистимия, булимия, анорексия и другие [4].
В рамках социальной психологии, а в частности организационной, огромный интерес уделяется изучению связи эмоционального интеллекта с различными характеристиками лидера и руководителя, рабочих групп, эмоциональной гибкости и другие [17].
Идеи о прочной связи эмоций и интеллекта, изначально развивались в рамках философских и религиозных учений.
Представители античной философии, такие как Платон и Сократ, считали, что разум стоит выше, чем эмоции, и выступает в роли контролера над ними. Эмоции в свою очередь представлялись примитивными и сравнивались чувствами голода, любви и т.п. [25]. Более полное представление о связи интеллекта и эмоций развивал Аристотель, который особое внимание уделял эмоциям страха и гнева. Аристотель считал, что данные эмоции в большей степени подчиненны разуму и напрямую связаны с этическими целями каждого человека. Так, гнев представляется как естественная реакция на давление из вне,
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1 Организация и методы исследования
Данное исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 23 г. Бреста». Выборку исследования составили 50 подростков в возрасте от 10 до 16 лет, среди которых 25 девушек (50%) или 25 юношей (50%).
Для достижения поставленной цели исследования предполагалось решение следующих мини-задач:
1.Выявить уровень эмоционального интеллекта подростков
2. Провести диагностику защитного поведения юношей и девушек подросткового возраста
3. Выявить взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и видов защитного поведения подростков
4. описать особенности защитного поведения подростков с различным уровнем эмоционального интеллекта.
Для проведения исследования нами применялись следующие методики:
• Тест-опросник для измерения степени использования индивидом различных механизмов психологической защиты Р.Плутчика в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в адаптации.
• Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Рассмотрим данные методики более подробно.
Тест-опросник для измерения степени использования индивидом (группой) различных механизмов психологической защиты был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году (текст методики представлен в приложении А).
Методика позволяет выявить ведущие механизмы психологической защиты и оценить степень напряженности каждой из них. Экспериментатором зачитывается инструкция. После сообщения инструкции экспериментатор должен убедиться, что инструкция адекватно понята, и в случае необходимости сделать дополнительные пояснения. Затем экспериментатор в среднем темпе поочередно зачитывает стимульные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эмоциональный интеллект – это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность получать доступ и генерировать чувства, которые помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и эмоциональному знанию и способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
2. В подростковом возрасте эмоциональный интеллект имеет сложную структуру, сущностные признаки устойчиво группируются в два фактора: внешний аспект, или «понимание эмоций», и внутренний аспект, или «эмоциональнаясаморегуляция». Основными функциями эмоционального интеллекта являются обеспечение успешности деятельности, гармонизации процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия.
3. Психологическая защита – это механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом.
4. Своевременное выявление каких-либо затруднений в сфере эмоционального интеллекта и их коррекция поможет успешному развитию самосознанию детей, рефлексии и децентрации. В данной работе нами были рассмотрены такие методы работы по развитию эмоционального интеллекта как игра; арттерапия, музыко- и библиотерапия; психогимнастика; поведенческая терапия. Выбор конкретного метода зависит в каждом случае от людей и поставленных целей.
5. У подростков преобладает высокий уровень эмоционального интеллекта, что характеризуется способность осознавать и контролировать свои эмоции, чувства и поведение, а также умением понимать чувства и эмоции других людей. Данный результат может быть связан с особенностями рассматриваемого нами периода, а также личностными особенностями подростков.
6. В большинстве подростки используют следующие механизмы психологической защиты: замещение, реактивное образование. Исследование не показало использования подростами психологических защит, таких как интеллектуализация и компенсация, что может быть связано с их личностными особенностями.
7. Подростки с различным уровнем эмоционального интеллекта имеют различные особенности защитного поведения. Подростки с высоким уровнем эмоционального интеллекта используют в своем защитном поведении следующие
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. М. Фонд За экономическую грамотность, 1995. 2. А.Н. Ждан История gсихологии. М. Из-во Московского университета, 1990.
2. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. – Ч. 1. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 22–26.
3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
4. Березовская, Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Когнитивная психология ; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Мн. : БГПУ, 2006. – С. 16–20.
5. Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.Н. Вахрушева. – М., 2011. – 202 л.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект /Д. Гоулман ; пер. с англ. – М. Альпина Паблишер, 2016. – 188 с.
7. Изард, К. Психологияэмоций / К. Изард; пер. сангл. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
8. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – С. 633–634.
9. Киселева, Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненый ресурс и его развитие у взрослых: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.С. Киселева. – М., 2015. – 26 с.
10. Кисилева, М.В. Арт- терапия в практической психологии и социальной работе: учеб. пособие [текст] / М.В. Кисилева.- СПб.: Речь, 2012.- 336 с.
11. Копытин, А.И. Теория и практика арт- терапии: учеб. пособие [текст] / А.И. Копытин.- СПб.: Питер, 2012.- 368 с.
12. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин[и др.] // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 129–140.
13. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте/ Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования ; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
14. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Ольшанникова. – М. : Знание, 1983. – 80 с.
15. Санникова, О.П. Эмоциональность в структуре личности / О.П. Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 334 с.
16. Сергиенко, Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0). Руководство / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2010. – 176 с.
17. Сергиенко, Е.А. Адаптация теста Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е.А. Сергиенко [и др.] // Психологический журнал. – 2010. – Т.31. – №1. – С. 55–73.
18. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта/ Д.В. Ушаков // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 11–28.
19. Фрейд, 3. Торможение, симптом и тревога /З. Фрейд. – М. : СТД, 1998. – 134 с.
20. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 341 с.
21. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Робертс, Р.Д. [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. – Т.1. –№ 4. – С. 3–26.
22. Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): technical manual / R. Bar-On. – Toronto : Multy-Health System, 1997. – 277 p.
23. Brackett, M.A. Measuring emotional intelligence with the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) // G. Geher (Ed.). Measurement of emotional intelligence. – Hauppauge : Nova Science Publishers. 2004. – P. 105–150.
24. Development and validation of a measure of emotional intelligence / N.S. Schutte [et al]. // Personality and Individual Differences. – 1998. – Vol. 25. – P. 167–177.
25. Downs, A. Emotional understanding, cooperation and social behavior in high-functioning children with autism / A. Downs // Journ. of Autism Developmental Disorders. – 2004. – Vol. 34. – № 6. – P. 625–635.
26. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. – N.Y. : Bantam Books, 1995. – 315 р.
27. Izard, C.E. Emotional intelligence or adaptive emotions? / C.E. Izard // Emotion. – 2001. Vol 12. – № 2. – Р. 132–143.
28. Mayer, J.D. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence / J.D. Mayer // Intelligence. – 1999. – Vol. 27. – № 3. – P. 267–298.
29. Mayer, J.D. What is emotional intelligence? // P. Salovey (Eds.). Emotional development and emotional intelligence: educational implications. – N.Y.: Perseus Books Group, 1997. – P. 3–31.