Введение
1 Историография и источники
2 Организационно-правовые основы становления и деятельности советской рабоче-крестьянской милиции (на примере Гомельской губернии)
3 Правоохранительная деятельность Гомельской милиции (1920 – 1930 гг.)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Октябрьская революция 1917 г. привела к крушению царского государственного аппарата и установлению новой системы власти. Приход к власти большевиков привел к росту антисоветского сопротивления и Гражданской войне. Одним из необходимых условий защиты новой власти и строительства общества являлось поддержание в стране твердого порядка. Для выполнения этой задачи был созданы специальные органы, одним из которых являлась рабоче-крестьянская милиция. Процесс становления и развития советской правоохранительной системы был сложным и противоречивым. В различных регионах страны строительство органов охраны правопорядка имело ряд особенностей, вызванных Гражданской и советско-польской войнами, тяжелым экономическим положением, бандитизмом и политикой проводимой государством. На территории Гомельской губернии, как и в целом по стране, сложилось тяжелое положение. В этих условиях, особое внимание уделялось борьбе с различными проявлениями нарушения законности. Не стала исключением Гомельщина, где после установления советской власти создаются отделы милиции. Создание функционального милицейского аппарата в регионе, растянулось на целое десятилетие с 1920 г. по 1930 г. и сопровождалось реорганизациями существовавшей системы охраны правопорядка. Процесс строительства и развития органов правопорядка в Гомельской губернии в советской исторической науке и в современной историографии не освещался. Недостаточная изученность процесса формирования и деятельности милиции в регионе и огромный массив не введенных в научный оборот источников обусловил актуальность данной темы.
1 Историография и источники
Историографический обзор по теме исследования посвящен рассмотрению основных исследований о становлении, развитии и правоохранительной деятельности советской рабоче-крестьянской милиции. Историографической базой исследования послужили две основные группы работ: исследования, посвященные общим вопросам истории, экономики и политики Советского государства в период с 1920 по 1930 г.; работы, связанные со становлением правоохранительной системы на территории Гомельско-Брянского пограничья.
Анализ историографической базы, позволяет выделить несколько основных периодов в исследовании темы: 1920 – середина 1950-х гг.; 1960 – 1980-е гг.; с 1990-х до настоящего времени.
Изучение развития органов советской милиции в 20-е гг. ХХ в. первоначально было предпринято сотрудниками милиции. В работах преобладало освещение текущих вопросов деятельности милиции на публицистическом и социологическом уровне. Источниковой базой, как правило, служила ведомственная статистика, личные впечатления и наблюдения авторов. Характерной чертой исследований данного периода являлось мнение о том, что с прекращением классовой борьбы исчезнут и поводы совершения преступлений. Негативные социальные явления рассматривались как пережиток царского прошлого и порождение НЭП. Рассматривая положение советской рабоче-крестьянской милиции, исследователи изучали ее насущные проблемы, показывали характерные черты «старой» полиции и «новой» милиции.
2 Организационно-правовые основы становления и деятельности советской рабоче-крестьянской милиции (на примере Гомельской губернии)
Февральская и Октябрьская революции 1917 г. положили начало процессу распада Российской империи, замене царского государственного аппарата и образованию новых органов власти. В первое время после революций, широкого распространения получила идея о замене кадровой армии и постоянной полиции – всеобщим вооружением народа. В.И. Ленин отмечал, что вооруженный народ будет выполнять функции армии и функции полиции [1, с. 41]. Эта концепция была законодательно закреплена, постановлением Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. В соответствии с ним, формирование и обеспечение милиции снаряжением и вооружением возлагалось на местные военные и гражданские власти. Формируемая милиция находилась в подчинении местных Советов рабочих и солдатских депутатов [2, с. 40]. Таким образом, были закреплены основные принципы строительства милиции на местах, но не были предусмотрены конкретные формы ее организации.
Формирования рабочей милиции строились, как правило, на основе добровольности. Лишь в отдельных случаях они создавались путем введения Советами милицейской повинности. Рабочая милиция сочетала в себе как государственные, так и негосударственные черты. Поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В тоже время формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата кадров, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся [3, с. 263 – 264].
Как отмечает некоторые исследователи истории советской милиции, деятельность рабочей милиции в большей степени носила политический характер. Являясь вооруженным защитником существующего режима, милиция участвовала в вооруженной борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, осуществляла реализацию «военного коммунизма», всячески содействовала внедрению социалистических методов ведения хозяйства, оказывала «административное содействие местным органам власти» [4, с. 110 – 111].
С приходом к власти, у большевиков было утвердившее мнение, что в социалистическом обществе с уничтожением экономического и политического неравенства между людьми, прекращением классовой борьбы, отмиранием всех средств принуждения, которыми располагает государство, с перестройкой всей хозяйственной жизни – исчезнут и поводы для совершения преступлений, исчезнет и сама преступность. По мнению В.И Ленина, коммунизм создаст полную ненадобность государства, ибо некого подавлять – «некого» в смысле класса, в смысле систематической борьбы с определенной частью населения [5, с. 90 – 91].
3 Правоохранительная деятельность Гомельской милиции (1920 – 1930 гг.)
В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции советская милиция, которая являлась милитаризированным формированием наряду с Красной Армией участвовала в боевых действиях на фронтах. С приближением польских войск к границам Гомельской и Брянской губерний на их территории было введено военное положение [12, c. 100].В связи с этим, вся милиция Гомельской губернии переводилась на военное положение. Из личного состава губернской милиции были сформированы военно-милицейские батальоны [14, л. 18]. Весь состав губернской милиции был разбит на 4 батальона [3, с. 24]. Кроме того по предложению начальника Гомельского укрепленного участка была произведена мобилизация конной милиции и сформирован военно-милицейский эскадрон под командованием т. Фернебока, который был отправлен на советско-польский фронт [2, c. 15]. Военно-милицейский эскадрон принимал участие в боях с польской армией на участке Костюковка – Бич – Уза. В ходе боевых действий личный состав захватил 17 лошадей, 2 нагана, 15 сабель, 15 седел, 15 винтовок, 5 тысяч патронов и бомбы . Во время нахождения на фронте, личным составом военно-милицейского батальона было пресечено мародерство военнослужащих Красной Армии. 30 марта 1920 г. кавалерийский отряд Красной Армии в количестве полуэскадрона при полном вооружении отправился в тыл и начал грабить местное население. Для ликвидации мародерства был отправлен отряд т. Фернебока, во время боя был убит 1 мародер и 20 захвачено в плен . За успешные действия в боевых условиях военно-милицейский батальон получил благодарность от Главного управления советской рабоче-крестьянской милиции. Наступление польских войск и оккупация части территории Гомельщины, привело к разработке губернского совета рабочих и солдатских депутатов совместно с командным составом Красной армии планов обороны уездных городов Гомельской губернии. В соответствии с планом обороны г. Черикова все вооруженные силы милиции (конные и пешие) брали под охрану телеграф, тюрьму и мосты через р. Сож [13, c. 19]. В связи со снятием военного положения с Гомельской губернии военно-милицейский эскадрон был расформирован.
Несмотря на то, что на территории Гомельской губерний были созданы милиционные воинские формирования, многие из милиционеров не могли быть призваны в ряды Красной армии, так как необходимо было иметь минимум сотрудников милиции для борьбы с дезертирством, контрреволюционными выступлениями, бандитизмом и охраной общественного порядка.
Заключение
С момента учреждения советской рабоче-крестьянской милиции в октябре 1917 г. и до июня 1920 г., она не имела единых организационных структур и действовала в зависимости от местных условий. В связи с введением на территории Гомельской губернии военного положения и ростом числа контрреволюционных преступлений – милиция региона была реорганизована в военно-милицейские батальоны и эскадроны. Целью, которых являлось борьба с проявлениями бандитизма, контрреволюции и боевых действий на советско-польском фронте. Становление единой формы организации милиции было связано с Приказом № 4 Главного управления советской рабоче-крестьянской милиции «О советской рабоче-крестьянской милиции» от 2 июля 1920 г. на законодательном уровне была закреплена структура милиции в регионах советского государства и классовый подход в комплектовании кадров, юридически оформилась двойная подчиненность органов милиции местным Советам и НКВД. Процесс создания развитого аппарата милиции, сопровождался: выделением из состава милиции, сотрудников младшего возраста (до 21 г.) и передачей последних в ряды Красной Армии; самостоятельным ведением боевых действий против проявлений бандитизма; борьбой с военным и трудовым дезертирством; посылка частей сформированных из числа милиции на фронт.
Введение НЭП вызвало необходимость в новой реорганизации рабоче-крестьянской милиции. Реформа в структуре губернских отделов милиции предусматривала сокращение штатов и улучшение качественного состава милиции, прием на работу бывших служащих царской полиции, армии и чиновьечего аппарата. К концу 1923 г. – началу 1924 г. в составе рабоче-крестьянской милиции были произведены структурные изменения, учреждена ведомственная милиция, которая занималась охраной промышленных предприятий; организация волостной милиции, реорганизация отдела Губмилиции в Губернский административный отдел; ликвидация Управления милиции республики и замена Центрального административного управления в НКВД.
1 Зайцев И.М. Шесть лет работы уголовного розыска / И.М. Зайцев // Рабоче-крестьянская милиция. – 1923. – № 11. – С. 8 – 12.
2 Скалов Д. Военный элемент в милиции / Д. Скалов // Рабоче-крестьянская милиция. – 1923. – № 11. – С. 18 – 21
3 Синицын П.Н. за 8 лет. Материалы по истории советской рабоче-крестьянской милиции и уголовного розыска (1917 – 1925) / П.Н. Синицын. – М.: На посту, 1925. – 178 с.
4 Курский Д.И. Милиция в прошлом и настоящем / Д. И. Курский // Административный вестник. – 1925. – № 1. – С. 23 – 28.
5 Петкар И. Историческая справка, необходимая для создания истории рабоче-крестьянской милиции / И. Петкар // Рабоче-крестьянская милиция. – 1924. – № 6. – С. 11 – 13.
6 Зайцев П. Рабоче-крестьянская милиция / П. Зайцев. – М.: Власть Советов, 1930. – 45 с.
7 Киселёв И.Ф. Милиция на селе / И.Ф. Киселев. – М.: НКВД, 1930. – 30 с.
8 Якубсон В. Милиция и уголовный розыск в борьбе с преступностью / В. Якубсон // Административный вестник. – 1930. – № 5. – С. 27 – 35.
9 Прокопенко В.Н., Романов В.М. Советская милиция (1917 – 1920) / В.Н. Прокопенко, В.М. Романов. – М.: Юридическая литература, 1965. – 112 с.
10 Биленко, С. В. Советская милиция России: Организация советской рабоче-крестьянской милиции РСФСР и ее деятельность по охране революционного порядка (1917-1920 гг.) / С. В. Биленко. – М.: Акад. МВД СССР, 1976. – 96 с.
11 История советской милиции: в 2 т. / под ред. Н.А. Щелокова. – М.: Высшая школа МВД СССР, 1977. – Т. 1: Советская милиция в период строительства социализма. – 346 с.
12 Хохлов А.Г. Крах антисоветского бандитизма в Белоруссии в 1918 – 1925 годах / А. Г. Хохлов. – Мн.: Беларусь, 1981. – 173 с.
13 Косицын А. Советская милиция: история и современность (1917 - 1987) / А. Косицын. - М.: Юридическая литература, 1987. - 336 с.
14 Очерки истории милиции Белорусской ССР (1917 – 1987) / под ред. В.А. Пискарева. – Мн.: Беларусь, 1987. – 535 с.
15 Вишневский А.Ф. Организация и деятельность милиции Беларуси (1917 – 1940 гг.). Историко-правовые аспекты / А.Ф. Вишневский. – Мн.: Тесей, 2002. – 224 с.
16 Андреев Д.А. По долгу, чести и призванию: страницы истории управления КГБ Республики Беларусь по Гомельской области / Д.А. Андреев. – Гомель: Сож, 2007. – 176 с.
17 Веремеев С.Ф. Деятельность милиции в Гомельской губернии в первой половине 1920-х годов / С.Ф. Веремеев // Беларусь у XIX – XXI стагоддзях: этнакультурнае і нацыянальна-дзяржаўнае развіццё, Гомель. – с. 98 – 105.
18 Некрашевич А.Г. Очер истории Гомельской милиции / А.Г. Некрашевич. – Гомель: Барк, 2016. – 126 с.
19 Уголовный кодекс – М.: Военная коллегия Верховного трибунала ВЦИК, 1922 г. – 80 с.
20 Постановление ВЦИК № 13 «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917 – 1918 гг. – М.:ОГИЗ, 1942 – С. 559.
21 Декрет ВЦИК № 46 «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» от 18 февраля 1919 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 год. – М.: Управление делами СовНарКома, 1943. – с. 73 – 74.
22 Декрет ВЦИК № 213 «Об организации речной советской рабоче-крестьянской милиции» от 26 мая 1919 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 год. – М.: Управление делами СовНарКома, 1943. – с. 299 - 302.
23 Несколько слов о предотвращении белогвардейских и кулацких выступлений в деревне // Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 86 – 87.
24 Из еженедельной сводки секретного отдела ВЧК за 8 – 15 января 1920 г. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 226 – 229.
25 Из оперативной сводки № 48 штаба войск ВЧК // Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т.
26 Из еженедельной информационной сводки секретного отдела ВЧК за 16 – 31 января 1920 г. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 230 – 232.
27 Из еженедельной сводки секретного отдела ВЧК за октябрь 1920 г. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 350 – 351.
28 Из информационного бюллетеня Особого отдела Гомельского губчека с 1 мая по 1 июня 1920 г. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 276 – 277.
29 Приказ № 4 Главного управления Советской рабоче-крестьянской милиции от 2 июля 1920 г. // Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 230 – 232.
30 Приказ № 63 милиции Республики от 13 февраля 1922 г. // Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 т. Т.1. 1918 – 1922 г. С. 230 – 232.