ВВЕДЕНИЕ
1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1 Характеристика неблагополучной семьи
1.2 Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей
1.3 Методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьей
Выводы по первому разделу
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1 Организация и методы диагностики семейного неблагополучия
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации социальному педагогу в работе с неблагополучной семьей
Выводы по второму разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья как ячейка общества испытывает значительные трудности, связанные с усилением расслоения семей по уровню дохода, с ростом числа разводов, внебрачных семей, разрушением традиционной структуры семьи, изменением старых общепринятых норм поведения, взаимоотношений между родителями и детьми, изменениями установок на воспитание детей. Растет количество неблагополучных семей, семей «группы риска», темпы роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, увеличиваются. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. Всего на 31.12.2017 в Беларуси насчитывается более 34 тыс. детей-сирот; более 24 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 1 октября 2017 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии. По информации ОВД органами опеки и попечительства 718 несовершеннолетних признано находящимися в социально опасном положении.
Функционирование семьи как социального института обусловлено степенью нахождения равновесия с окружающей средой. Любое нарушение этого равновесия, вызванное обстоятельствами социальной среды, порождает необходимость изменений в построении и жизненных функциях семьи. В случае невозможности самостоятельной реализации собственных функций, возникает необходимость в помощи со стороны специалистов. Такую помощь может оказать социальный педагог. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями.
Деятельность социального педагога в составе социально-педагогической и психологической службы в учреждениях (СППС) общего среднего образования организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования». Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации обучающихся и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.
Социальный педагог в ходе взаимодействия с неблагополучной семьей осуществляет многие виды деятельности: от семейной диагностики до коррекции отношения родителей к
1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1 Характеристика неблагополучной семьи
Традиционно семья рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие. В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает ее воздействие на ребенка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении [15].
В психолого-педагогической литературе существует большое разнообразие определений и названий неблагополучной семьи: ее называют проблемной, асоциальной, семьей «группой риска», социально-незащищенной семьей и т. д. [23].
В работе И.Н. Истратовой семейное неблагополучие рассматривается как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие оказывает сильнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям: от социального инфантилизма, различного рода зависимостей – до асоциального поведения [8].
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей:
– семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные);
– внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [12].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
2.1 Организация и методы диагностики семейного неблагополучия
Цель эмпирического исследования: выявить причины и последствия семейного неблагополучия в семьях.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
– на первом этапе подбирались методы и методики исследования, выборка исследования;
– на втором этапе проводилось изучение особенностей стратегий семейного воспитания и диагностика реализации потребностей в саморазвитии у подростков с помощью тестирования;
– на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ результатов исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко. Назначение методики: выявление стратегий семейного воспитания.
Методика представляет собой опросный тест, включающий в себя 10 вопросов с предложенными вариантами ответов (А, Б, В, Г). Родителям предлагается из четырех вариантов выбрать наиболее предпочтительный вариант. С помощью методики могут быть выявлены следующие типы семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный и противоречивый.
2. Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин). Назначение методики: диагностика реализации потребностей в саморазвитии подростков из неблагополучных семей. Шкалы методики: 1) активно реализует свои потребности в саморазвитии; 2) отсутствует сложившаяся система саморазвития; 3) саморазвитие на данный момент остановилось.
С содержанием методик, а так же ключами к интерпретации, можно ознакомиться в приложениях.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа № 4 г. Иваново». В исследовании приняли участие 20 учащихся 7 «Б» класса в возрасте 12-13 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыты характеристики неблагополучной семьи. Неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Семейное неблагополучие представляет собой самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. Семейное неблагополучие, которое способствует деформации социализации и формирования личности ребенка, оказывает значительное влияние на появление социальной дезадаптации детей и подростков.
2. Определены особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьи. В своей профессиональной деятельности социальному педагогу приходиться выполнять разные социальные роли. Работа социального педагога с неблагополучной семьей включает оказание семье образовательной, психологической, посреднической помощи. Взаимодействие социального педагога с неблагополучной семьей направлено на профилактику социального сиротства с целью сохранения ребенка в кровной семье. Неблагополучные семьи зачастую не осознают свои проблемы, не обращаются в социальные службы за помощью и порой негативно относятся к помощи социального педагога, так как характеризуются повышенной недоверчивостью к окружающим людям.
3. Охарактеризованы методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьей. Основными формами работы социального педагога с неблагополучными семьями являются: раннее выявление неблагополучных семей, диагностика социального неблагополучия, социальный патронаж, профилактическое направление, реабилитационный досуг. Социальный педагог проводит работу с неблагополучной семьей как в групповой (со всей семьей), так и в индивидуальной форме (с каждым членом семьи отдельно). Социальный педагог для диагностики семейного неблагополучия использует такие диагностические методы как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Социальный патронаж социальным педагогом осуществляется следующими методами: социально-педагогическая и социально-психологическая диагностика; программа индивидуального сопровождения неблагополучной семьи; педагогическое
1. Аббасова, А. А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей / А. А. Аббасова // Известия Саратовского университета. – 2009. – № 2. – С. 81-86.
2. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск : УрГУ, 1986. – 150 с.
3. Боряк, В. П. Социальный патронаж неблагополучных семей как технология социальной работы / В. П. Боряк, З. Х. Дзуева // Kant. – 2015. – № 1 (14). – С. 64-68.
4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
5. Гостева, А. Ю. Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ / А. Ю. Гостева // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 940-943.
6. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
7. Дубинин, С. Н. Социально-психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 51-56.
8. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О. Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 115-119.
9. Кулясова, Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях / Ю. А. Кулясова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 804-806.
10. Курбанова, С. В. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / С.В. Курбанова. – Москва, 2006. – 18 с.
11. Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
12. Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 739-742.
13. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 с.
14. Орел, В. И. Здоровье дезадаптированных детей и сути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях / В. И. Орел, В. М. Середа // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 1. – С. 23-27.
15. Поповичева, Л. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи / Л. И. Поповичева, М. Д. Масанова // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 398-401.
16. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних / Отв. ред. Г. М. Иващенко. – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2002. – 94 с.
17. Раттер, М. Помощь трудным детям : пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. – М. : Прогресс, 1987. – 422 с.
18. Рашитова, Л. С. Социально-психологические особенностей семей дезадаптированных подростков // Психологические проблемы современной семьи : сборник тезисов VI-ой Междунар. научн. конференции / Под ред. О. А. Карабановой. – М., 2015. – С. 770-773.
19. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
20. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М. : Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
21. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 467 с.
22. Шогенов, М. З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / М. З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
23. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. – М. : Дрофа, 2007. – 254 с.
24. Шунк, Е. П. Реабилитационный досуг для детей группы риска / Е. П. Шунк // Труды молодых ученых. – 2016. – № 1. – С. 90-95.
25. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 1996. – 365 с.