РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.2 КОМПЕТЕНЦИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРИНИМАЕМЫЕ ИМ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ГЛАВА 3 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 ПОНЯТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 с., 1 рис., 21 источник.
ВЛАСТЬ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ПАРЛАМЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной и законодательной власти в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы права Республики Беларусь, регулирующие исполнительную и законодательную ветви власти.
Цель работы: характеристика законодательной и исполнительной власти в Республике Беларусь.
В процессе работы рассмотрен принцип разделения властей; охарактеризовано понятие Парламента и его место в системе органов государственной власти; рассмотрены компетенция и формы деятельности Парламента Республики Беларусь и принимаемые им правовые акты; определены понятие Правительства Республики Беларусь и порядок его формирования; рассмотрена компетенция Правительства.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблемы организации и осуществления государственной власти вызывают большой интерес. Связано это с тем, что мировой опыт показывает нам, что важнейшее условие функционирования и эффективного действия государственной власти – это принцип разделения властей.
Республика Беларусь как демократическое, социальное, правовое государство также признает принцип разделения властей и основывает все построение государственной власти именно на нем. Конституция Республики Беларусь закрепляет, что вся государственная власть в нашем государстве делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время принцип разделения властей практически полностью определяет строение всей государственной власти белорусского государства. Именно посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти. Парламент Республики Беларусь является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно организована работа Парламента, зависит эффективное функционирование всего государства. Правительство Республики Беларусь как непосредственный руководитель системой органов исполнительной власти, является сильным инструментом управления государством. От того, насколько правильно построена система исполнительной власти, зависит эффективное функционирование всего государства.
Объект исследования курсовой работы – это общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной и законодательной власти в Республике Беларусь.
Предмет исследования – нормы права Республики Беларусь, регулирующие исполнительную и законодательную ветви власти.
Целью исследования является характеристика законодательной и исполнительной власти в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть принцип разделения властей;
- охарактеризовать понятие Парламента и его место в системе органов государственной власти;
- рассмотреть компетенцию и формы деятельности Парламента Республики Беларусь и принимаемые им правовые акты;
- определить понятие Правительства Республики Беларусь и порядок его формирования;
- рассмотреть компетенцию Правительства.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 года, Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь» (далее – Закон № 370-З), Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее – Закон № 424-З).
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: Г. А. Василевича, Н. С. Волковой, Д. М. Демичева, В. Н. Дубовицкого, В. Я. Любашиц, В. С. Нерсесянца, В. В. Никулина, Ю. А. Тихомирова и др.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Курсовая работа включает 32 страницы, 21 источник.
ГЛАВА 1 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Одной из центральной и важнейших политических категорий, которая неразрывно связана с политикой, выступает власть. Власть – это особый вид общественных отношений, который присущ всем этапам развития человечества. Она представляет собой ядро и средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание является одним из главных аспектов политической жизни общества. Проблема власти – это центральная в истории политической мысли и современной политической теории [1, с. 12].
В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную [2].
Еще В. С. Абашмадзе отмечал, что учение о разделении государственной власти очень старо, оно такое же как само право, государство. Лишь начиная с античной эпохи начало развиваться учение о разделении власти и только в эпоху абсолютизма стало господствующим.
На это также указывал и Ш. Монтескье, говоря о том, что концепция разделения властей берет свое начало с античной эпохи [3, с. 4-5].
В. С. Нерсесянц отмечал, что учение Платона вовсе не содержало в себе упоминания о принципе разделения властей, однако платоновское представление о преимуществах смешанного правления присутствуют в учениях Монтескье о разделении власти, в частности, при обосновании им требования о равновесии различного рода властей [4].
В. Е. Чиркин же полагает, что теория разделения властей появилась лишь во Франции в конце XVIII века. Связана она была, в первую очередь, с борьбой укрепляющейся буржуазии против феодального абсолютизма, а также с борьбой с системой, которая тормозила развитие общества и государства. Появление данной концепции было связано непосредственно с именем Ш. Монтескье. Им написано множество трудов. В своей наиболее существенной работе «О духе законов» 1748 года Ш. Монтескье изложил результаты своего длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. На основании данных результатов он пришел к выводу о том, что «свобода может иметь место при любой форме правления, если в государстве господствует право, которое гарантировано от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, при этом данные власти взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории Ш. Монтескье – создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение их политических свобод [5].
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие Парламента Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти
Вопрос о понятии главного органа законодательной власти является одним из важнейших для науки как административного, так и конституционного права, и отличается множеством предлагаемых определений.
Родиной парламентов считается Англия. Позднее парламенты как сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха, стали возникать во Франции, Испании [9, с. 18]. В современном понимании парламенты стали формироваться в XVII – XIX веках [10, с. 175].
Формирование парламента, который действует на основе современных принципов, в Беларуси носило сложный и длительный характер. Первый в истории Беларуси институт прямого народного участия в решении судьбы отечества – это вече. Таковыми образцами являются Псковское, Новгородское вече [11, с. 117].
Слово «парламент» происходит от французского раг1ег – говорить, то есть это место, где представители народа обсуждают наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни [12, с. 103].
М. В. Баглай определяет парламент как высший общенациональный представительный орган государства. Он отмечает, что во всех современных конституциях государств под ним понимается носитель верховной законодательной власти. Представительные учреждения возникли еще в феодальных государствах. Но тогда они имели вид совещательных органов при монархе и имели только ограниченные финансовые права. Поэтому можно считать, что парламенты в подлинном их значении возникли в буржуазном государстве [13, с. 235].
Современный Парламент – это общегосударственный представительный орган, важнейшей функцией которого является осуществление законодательной власти [14].
ГЛАВА 3 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Понятие Правительства Республики Беларусь и порядок его формирования
Вопрос о понятии главного органа исполнительной власти является одним из важнейших для науки как административного, так и конституционного права, и отличается множеством предлагаемых определений.
Наиболее полным является определение, предложенное Д. М. Овсянко, который считает, что «орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, обладает своей структурой, территориальным масштабом деятельности, компетенцией. Такой орган государства образуется в порядке, определенном законом или иным нормативным правовым актом, применяет свойственные ему методы в работе, наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять повседневное руководство экономической, административно-политической, социально-культурной сферами жизни общества» [19, с. 30].
Советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук С. И. Ожегов под правительством понимал высший исполнительный орган власти в государстве [20, с. 584].
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность Правительства Беларуси, – это Закон № 424. Данный Закон устанавливает, что Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, который осуществляет в соответствии с Конституцией исполнительную власть, а также руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти [18, ст. 1].
В Республике Беларусь Правительство именуется как Совет Министров.
До внесения изменений в 1996 году в Конституцию Республики Беларусь Правительство именовалось Кабинетом Министров Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей, под которым понимается идея построения единой государственной власти на основе четкого разделения ее между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Цель принципа разделения властей – предотвращение произвола власти, монополизации власти.
Теория разделения властей берет свое начало еще в античной эпохе. Первым, кто начал продвигать теорию разделения властей, стал Дж. Локк. Он считал, что сосредоточение всей совокупности власти в руках одного лица неизбежно приведет к произволу, поэтому следует разграничивать власть посредством ее разделения на три ветви власти.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь законодательную в Республике Беларусь.
В целях реализации своих полномочий главный законодательный орган Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями государственной власти.
Компетенция Парламента Республики Беларусь подразделяется на две группы: полномочия Палаты представителей и полномочия Совета Республики. Данные полномочия в некоторой части переплетаются, однако в самом общем виде они носят исключительный характер.
Главное полномочие Национального собрания – право законодательной инициативы.
Формы деятельности палат Парламента следующие:
- заседания Парламента;
- совместные заседания со второй палатой Парламента;
- парламентские слушания;
- деятельность постоянных и временных комиссий;
- деятельность других органов Палаты представителей и Совета Республики и иные формы.
Правовые акты Палаты представителей – законы, постановления, Совета Республики – постановления.
Совет Министров – Правительство Республики Беларусь – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти.
Правительство занимает центральное место в системе исполнительной власти. В целях реализации своих полномочий главный исполнительный орган Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями государственной власти. Такое взаимодействие осуществляется непосредственно с Президентом Республики Беларусь, Национальным Собранием Республики Беларусь, Национальным Банком Республики Беларусь, с местными исполнительными и распорядительными органами, с местными Советами депутатов.
Все полномочия Правительства Республики Беларусь можно разделить на конституционные (содержатся в ст. 107 Конституции Республики Беларусь) и базовые (закреплены в Законе № 424-З и иных нормативных правовых актах). Полномочия Совета Министров, перечисленные в Законе, разделены в зависимости от направления деятельности данного органа государственной власти. К таковым направлениям относятся внутренняя и внешняя политика, кадровая политика, охрана окружающей среды, обеспечение законности и правопорядка, экономическая сфера, финансовая сфера и т.п.
1. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2004. – 40 с.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
3. Абашмадзе, В. С. Учение о разделении государственной власти и его критика / В. С. Абашмадзе. – Тбилиси, 1972.
4. Нерсесянц, В. С. Политические учения Древней Греции / В. С. Нерсесянц. – М., 1979.
5. Чиркин, В. Е. Разделение властей : социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Советское государство и право. – 1990. – № 8.
6. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе : единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Советское государство и право. – 1990. – № 2.
7. Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : МарТ, 2014. – 714 с.
8. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2005. – 80 с.
9. Василевич, Г. А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2014. – 84 с.
10. Никулин, В. В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / В. В. Никулин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332 с.
11. Волкова, Н. С. Парламент как институт народного представительства / Н. С. Волкова // Символ науки. – 2016. – № 7. – С. 117–118.
12. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
13. Конституционное право зарубежных стран / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2004. – 832 с.
14. Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792. – Дата доступа : 25.02.2018.
15. О Национальном собрании Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З : В ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 г.. № 267-З// Консультант Плюс: Бе¬ларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск : Дикта, 2004. – 59 с.
17. Демичев, Д. М. Конституционное право : учебное пособие / Д. М. Демичев. – Минск : Высшая школа, 2004. – 351 с.
18. О Совете Министров Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З : В ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2015 г.. № 268-З// Консультант Плюс: Бе¬ларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие / С. М. Айзин [и др.] ; под общ. ред. А. Ф. Ноздрачева. – М. : БЕК, 1996. – 269 с.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Оникс, 2010. – 736 с.
21. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В. Н. Дубовицкий. – Минск : Белорусская наука, 2006 г. – 141 с.