Актуальность темы исследования. Проблема политической социализации личности, которая подвержена постоянным изменениям, учитывая при этом характер общественного развития, актуализируется в условиях современной трансформации социально-политической системы общества, смены ценностной парадигмы, политических установок и форм гражданской активности. В связи с этим представляется важным и необходимым углубленное изучение отдельных аспектов, связанных с содержанием и особенностями политической социализации.
Социализация индивида, направленная на формирование у него принятого в социуме определенного набора политических и социальных норм, ценностей и установок, является важнейшим фактором интеграции и стабильности общества [5, с. 3].
Важное место в социальной структуре общества занимает молодежь. Процесс политической социализации молодежи в переходном обществе специфичен, он протекает на фоне социальных конфликтов и противоречий, для него характерна размытость политических ценностей и норм. Сегодня меняются ориентиры развития государства, происходят существенные изменения в системе ценностей и идеалов, меняется характер политической активности современного человека.
В связи с выше изложенным возникает необходимость анализа процесса политической социализации в Республике Беларусь, а также в других странах Европы.
Особый вклад в становление проблемы изучения политической социализации внесли зарубежные ученые Г. Алмонд, М. Вебер. С. Верба,Д. Истон, Дж. Деннис и др.
Проблемой изучения политической социализации личности занимаются многие современные исследователи, среди которых А.А. Башкарев, Н.А. Головин, И.В. Кирдяшкин, И.С. Семененко и др.
Термин «социализация» применительно к формированию личности в научный оборот ввел американский социолог Ф. Гидденс в работе «Теория социализации» (1887). Социализация как общественный процесс обеспечивает личности социальную адаптацию, интеграцию и интериоризацию, т.е. приспособление индивида к социально-экономическим условиям, социальным организациям и институтам, усвоение им социальных норм различных уровней общества, освоение ролевых функций в социуме [25, с. 115].
Термин «социализация» (от лат. socialis – oбщественный) обозначает процесс включения человека в социум, предполагающий передачу социального опыта, а также освоение его человеком.
С середины XX века в научных работах термин «социализация» начинает использоваться применительно к формированию политического сознания личности – «политическая социализация», его ввели в научный оборот американские политологи Д. Истон и Г.Г. Хаймен в 1959 г. [9, с. 1].
Политическая социализация представляет собой процесс активного усвоения и воспроизводства индивидом политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений [2, с. 39].
Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образов и стандартов поведения, традиций. Процесс политической социализации личности предполагает усвоение им политической культуры – совокупности общепринятых ценностных ориентаций, убеждений, норм политического жизни общества [20, с. 25].
Проблемы политической социализации имеют большое значение для любого общества, так как эффективное функционирование страны во многом зависит от включенности ее граждан в действующую политическую систему, их компетентности и активности.
В каждой политической системе процесс политической социализации имеет свои особенности. Рассмотри их на примере стран Европы.
Так, в Соединенных Штатах Америки функционирует разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья, которая дает ребенку первые знания и представления о моральных, социальных, религиозных и политических ценностях. Именно в семье формируются первичные предпочтения, которые оказывают значительное влияние на мировоззрение человека течение всей жизни [4, с. 255].
Дети в США, обычно, прежде всего, воспринимают такие политические фигуры, как президент и местный полицейский – они являются наиболее важными лицами вне их семьи. С возрастом процесс познания углубляется: дети узнают о существовании партий, парламентариев, судей, политических направлений и проблем, знакомятся с национальной государственной символикой – гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы одноклассников в органы самоуправления и т.д.).
С каждой следующей ступенью образования процесс социализации усложняется: в средней школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся
Основными подходами к изучению политической социализации личности являются: 1) подход, основанный на модели «подчинения», представители которого определяли политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положительных установок на систему; 2) подход, основанный на теориях конфликта, плюрализма, гегемонии, согласно которому политическая социализация рассматривается как взаимодействие власти и индивида. Среди современных подходов к политической социализации особо выделяются социологический и социально-психологический подходы. Согласно социологическому подходу политическая социализация как процесс носит кумулятивный характер и развертывается между поколениями общества, его элитой. Социально-психологический подход политическую социализацию личности связывает с формированием у него понятия идентичности с социальной группой, принятие и усвоение им интересов этой группы.
Политическая социализация личности – это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.. Факторами политической социализации личности являются: нравственное и идейно-политическое воздействие общества в целом, биопсихологические особенности индивида, социальной опыт личности, социальный статус личности. Возможности к усвоению и воплощению политических представлений предоставляют агенты социализации: политические институты и организации, политические элиты и лидеры, семья, группы сверстников, церковь, система образования, молодежные организации. Процесс политической социализации личности осуществляется на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Политическая социализация зависит и от конкретно-исторических условий: стабильности общества и характером общественно-политических изменений. Существуют
1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Вебра // Политические исследования. – 1992. – № 4. – С. 122–134.
2. Андреенкова, Н.В. Проблема социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социологические исследования. – 2000. – Вып. 3. – С. 38–52.
3. Ануфриев, Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии / Е.А. Ануфриев // Вестник Моск. ун-та. –1997. – № 3. – С. 34–44.
4. Асеева, Т.А. Зарубежный опыт формирования гражданственности в процессе политической социализации / Т.А. Асеева // Известия Алтайского гос. ун-та. – 2014. – № 4 (84). – Т. 1. – С. 255–259.
5. Башкарев, А.А. Роль сети Интернет в процессе политической социализации молодежи в России: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / А.А. Башкарев. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 16 с.
6. Буравлева, Н.А. Ценностные ориентации студентов / Н.А. Буравлева // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6. – С. 124–129.
7. Ваторопин, B.C. Политические ориентации студенчества / В.С. Ваторопин // Социологические исследования. – 2000. – № 6. – С. 3–8.
8. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 147–156.
9. Гатиева, А.М. Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования / А.М. Гатиева // Вестник АГУ. – 2010. – № 3. – С. 1–5.
10. Головин, Н.А. Политическая социализация: теоретико-методологические основы исследования: автореф. дис. … докт. социол. наук: 22.00.01 / Н.А. Головин. – СПб.: СПБГУ, 2004. – 16 с.
11. Гуляихин, В.Н. Агенты правовой социализации человека / В.Н. Гуляихин // Право и политика. – 2012. – № 1. – С. 104–107.
12. Заславская, Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества / Т.И. Заславская // Социологические исследования. –2001. – № 8. – С. 3–11.
13. Истон, Д. Дети в политической системе: основа политической законности / Д. Истон, Дж. Деннис // Вестник МГУ. – 2001. – № 3. – С. 79–84.
14. Кирдяшкин, И.В. Личность как ведущий диапазон политичсекой социализации современной молодежи / И.В. Кирдяшкин // Вестник Костромск. гос. ун-та. – 2014. – № 5. – Т. 20. – С. 121–123.
15. Кирдяшкин, И.В. Ценностный аспект политической социализации молодежи / И.В. Кирдяшкин // Известия Алтайского гос. ун-та. – 2009. – № 4-1. – С. 272–274.
16. Козыренко, Н.П. Специфика политической социализации студенческой молодежи Республики Беларусь / Н.П. Козыренко // Проблемы управления. – 2008. – № 1 (26). – С. 202–206.
17. Конода, И. Политическая социализация в современном российском обществе / И. Конода // Власть. – 2007. – № 4. – С. 98–102.
18. Малькевич, А.А. Политическая социализация: основные теоретические подходы / А.А. Малькевич // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – № 2. – С. 83–86.
19. Попова, О.В. Политическая идентичность в кризисном обществе / О.В. Попова // Вестник СПбГУ. – 2001. – № 13. – С. 30–32.
20. Преснякова, Л.А. Теория политической социализации / Л.А. Преснякова // Политическая наука. – 2002. – № 2. – С. 24–36.
21. Сайганова, Е.В. Политическая социализация молодежи: основные агенты и каналы формирования / Е.В. Сайганова // Известия Саратоваского ун-та. – 2013. – № 4. – Т. 13. – С. 34–37.
22. Семененко, И.С. Идентичность в системе координат мирового развития / И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин // Полис. – 2010. – № 3. – С. 46–49.
23. Семененко, И.С. Человек политический» перед альтернативами общественных трансформаций: опыт переосмысления индивидуального измерения политики / И.С. Семененко // Полис. – 2012. – № 6. – С. 9–25.
24. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 29–36.
25. Спасибенко, С.Г. Социализация человека / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. –2002. – № 5. –С. 101–122.
26. Степанова, Е.Н. Политическая социализация в информационном обществе / Е.Н. Степанова // Известия Алтайского гос. ун-та. – 2007. – № 4-1. – С. 155–159.
27. Щеглов, И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс/ И.А. Щеглов // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 287–297.
28. Щеглов, И.А. Политическая социализация: социально-политические основы исследования: автореф. дис. … докт. полит. наук: 23.00.02 / И.А. Щеглов. – М.: МГТУ, 2009. – 21 с.
29. Щепеткин, А.В. Политическая активность молодежи: особенности и способы повышения / А.В. Щепеткин // Омский научный вестник. – 2011. – № 2 (96). – С. 66–69.
30. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социологический журнал. –1994. – № 1. – С. 35–52.