Политика в тесном переплетении с нравственностью играет существенную роль в формировании духовного мира индивида, его сознания и культуры. Также этот симбиоз способствует установлению активной жизненной позиции личности, преобразовывает сознание.
Политика и мораль, которая является базисом нравственности, являются важнейшими элементами человеческой культуры. Они находятся в тесном взаимодействии, основные принципы и постулаты которого обуславливаются конкретными историческими условиями, а также социально-классовой структурой общества. Причиной такого тесного взаимовлияния является то, что бытие этих двух парадигм является существующим в единой сфере. Этой сферой является общественная, или социальная жизнь, в которой развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Издавна нравственность определяла средства для достижения разумно поставленных целей, при этом не нанося ущерб кому или чему бы то ни было. Эта идея и лежит в самом основании политики. И действительно, в политике, где центральное место занимает человек, нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение». Там, где речь идет о понимании и толковании человека, человеческих целей непременно присутствует ценностное начало. Уже по самому своему определению политика пронизана морально-этическим началом, поэтому политика не может не иметь морально-этического измерения.
Нравственность носит всеохватывающий характер, ни один человек, живущий в социуме, не может от нее абстрагироваться. То же самое касается любого коллектива, общественной группы людей и общества в целом. Основные древнейшие постулаты нравственности неизменно сопровождают индивида на протяжении всей его общественно-политической жизни. Нравственность затрагивает такие аспекты, как политика, экономика, право.
Одним из принципов осуществления нравственной политики является добродетель. У Платона, как и у Сократа, добродетель – только практическое применение знания и, в соединении с ним, служит единственным истинным путем к счастью.
В трактате «Государство» Платон называет добродетель «направлением деятельности каждой части души к достижению той цели, какую имеет эта часть, такою деятельностью этой части, какая соответствует её природе. Добродетель разумной части души – мудрость, мужество является целью волевого аспекта, воздержанность олицетворяет стремление чувственной части души. Если деятельность всех трех частей организована должным образом, то ее результатом становится справедливость» [14, c.219].
В учении Платона говорится, что четыре добродетели являются залогом как человека, так и государства [14, с.212].
Платон учил, что эти четыре «основные добродетели» доставляют счастье и отдельному человеку и государству. В государстве для грамотного соблюдения нравственных концепций необходимо гармоничное соответствие этих параметров. Платон определял целью политики внутри государства «делать граждан хорошими людьми» [14, с.194] , что, в свою очередь, определяет благо государства.
Важно отметить, что в представлении Платона идеальное государство неразрывно связано с нравственностью индивидов, живущих в нем [14, c.126]. Таким образом, Платон считал, что в хорошем государстве воспитывается нравственная личность, в то время как при дурных формах государственного устройства воспитывается личность безнравственная. Платон приводил
Политикой двойных стандартов называется ситуация, когда оценка одних и тех же действий субъектов варьируется в зависимости от того, в каких отношениях каждый из этих субъектов находится c оценивающим. При этом действия «своих» — лояльных к оценивающему, — получают оправдание, а те же действия «чужих» порицаются и считаются недопустимыми [20, c.47].
Когда речь идет о политике и о существующих в ней двойных стандартах, то двойные стандарты проявляются в обвинении неугодных граждан либо социальных институтов, либо даже стран в нарушении принципов, конвенций, обязательств. Про обвиняемую сторону говорится, что она попирает общечеловеческие ценности, нарушает права человека и отступает от норм международного права. При этом происходит тотальное игнорирование аналогичных действий со своей стороны, либо которые осуществляются союзной стороной.
В словаре «Глоссарий» двойные стандарты определяются как «официально отрицаемый, но практикующийся и молчаливо признаваемый нормой, дискриминационный подход к оценке поведения, прав и обязанностей представителей разных категорий населения, разных стран, рас и других аспектов» [17]. На основании этого определения можно рассмотреть одну сторону явления двойных стандартов: их наличие способствует возникновению интриг в сфере общественно-политических отношений. Это имеет явно негативные последствия, так как препятствует достижению основной цели политики, и создает сложности для реализации целей разнообразных социальных институтов.
Тем не менее, нельзя сказать, что политика двойных стандартов и ее применение в общественных отношениях имеет однозначную оценку. Она возникла параллельно с возникновением самого человеческого общества. Она
На современном этапе социального развития отношение политики и нравственности видоизменяется. Вместе с этим возрастает значение нравственного начала в сфере политики, а разнообразные политические явления оцениваются с моральной точки зрения, им дается определенная нравственная оценка. Именно рост уровня нравственности в государстве свидетельствует о прогрессивных течениях в политической сфере. В первую очередь это связано с обширным распространением дефиниции принципов государства правового, которое признает и охраняет права человека. Правое государство рассматривает нарушение этих прав как государственное преступление. Также на первое место выносится признание авторитета прав человека, национальное законодательство отходит на второй план.
В современной политике государства стремятся стать правовыми, что определяется гуманистическим содержанием политики. Взаимодействие права и морали, их единство обусловлено общностью основных принципов поведения субъектов социальных отношений. В основе этого единства лежит общность социальных основ происхождения, функциональная общность, а также общность права и морали с точки зрения их нормативно-ценностной природы. И право, и моральные нормы представляют собой обязательные правила поведения, приобретающие роль юридического или нравственного долга и ответственности за его нарушение, отражающие существующий уровень развития системы социальных отношений, человеческой цивилизации в целом.
Таким образом, при несоблюдении в политической сфере нравственных норм, а именно нарушение прав человека неизменно влечет за собой дисгармонию и девиацию в сфере нравственного сознания. Поэтому необходим постоянный контроль над психологическими явлениями в обществе, которые ярко иллюстрируют состояние политики государства.
1. Агешин, Ю.А. Политика, право, мораль / Ю.А. Агешин. — М. : Юрид. лит., 1982. — 160 с.
2. Аристотель. Никомаахова этика / Аристотель ; пер. Н. Брагинской. — М. : Эксмо-Пресс, 1997. — 192 с.
3. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т./ Аристотель ; пер. М. Гаспарова, Н. Брагинской, Т. Миллер. — М. : Мысль, 1976. — 2208 с.
4. Вебер, М. Три типа господства / М. Вебер // Двадцать два. — 1990. — № 72. — C.34–42.
5. Волженкин, Б.В. Служебные преступления / Б.В. Волженкин. – М., 2000. — 24 с.
6. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. — М. : Владимир Даль, 2004. — 400 с.
7. Ильин, М.В. Что есть политика, и что — наука о политике? (опыт нетрадиционного обзора) / М.В. Ильин, Б.И. Коваль // Полис. — 1991. — №4. — С.103—104.
8. Ирхин, Ю.В. Политология: учеб. пособие / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. — М. : Юристъ, 2002. — 511 с.
9. Коррупция как социально-политическое явление [Электронный ресурс] / Украинский деловой информационный каталог. — Киев, 2016. — Режим доступа: http://udik.com.ua/books/book-1497/chapter-53057/. — Дата доступа: 20.09.2016.
10. Макиавелли, Н. Государь: сочинения / Н. Макиавелли. — М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 656 с.
11. Максимов, С.В. Коррупция. Закон. Ответственность / С.В. Максимов. — М. : ЮрИнфоР, 2008. — 188 с.
12. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М. : Юристъ, 2009. — 228 с.
13. Новицкий, И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. — М. : Теис, 2002. — 310 с.
14. Платон. Собрание сочинений: в 4 т./ Платон ; под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. — СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 632 с.
15. Пугачев, В.П. Политология: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 479 с.
16. Синдром потребительства в разных странах [Электронный ресурс] / Психоаналитические исследования. — Кабардинка, 2014. — Режим доступа: http://www.teterin.ru/arx/sindrom-potrebitelstva/. — Дата доступа: 17.09.2016.
17. Словарь юридических терминов [Электронный ресурс] / Служба тематических толковых словарей. — М., 2016. — Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?REoxqwosotg.o9. — Дата доступа: 16.09.2016.
18. Сытюгина, В.А. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и морали / В.А. Сытюгина // Юридическая наука. — 2011. — №1. — С.73—76.
19. Теория государства и права: учеб. пособие / под. ред. М.Н. Марченко. — М. : Зерцало, 2004. — 418 с.
20. Тимощук, А. С. Онтология двойного стандарта / А.С. Тимощук // Вестн. Владимир. юр. ин-та. — 2007. — № 1. — С. 218–221.
21. Тойнби, А.Д. Постижение истории / А.Д. Тойнби. — М. : Айри-Пресс, 2002. — 640 с.
22. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Харьков : Фолио, 2003. — 509 с.
23. Хаксли, Л. О дивный новый мир / О. Хаксли. — М. : АСТ-Пресс, 2013. — 288 с.
24. Чуб, Д.Ф. Политика и мораль в современном мире / Д.Ф. Чуб // Общественные и гуманитарные науки. — 2006. — №20. — С.81—84.
25. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. — М. : ЛитРес, 2016. — 132 с.
26. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс // Мыслители XX в. — М. : Политиздат, 1991. — С.287—418.