ВВЕДЕНИЕ
Термин «консерватизм» (от лат. conservo — охраняю, сохраняю) ввел в литературный обиход французский писатель Ф. Шатобриан, у которого он означал феодально-аристократическую реакцию на Великую французскую буржуазную революцию. В 1818 г. он стал издавать газету «Консерватор», излагавшую взгляды Э. Берка и Ж. де Местра [8, с. 13].
Представление о консерватизме менялось с течением времени. Многие годы суть консервативной идеи старательно затушевывалась, фальсифицировалась, наполнялась негативными характеристиками. Подобная позиция приводила к тому, что в обыденном толковании под консерватором подразумевают человека, тяготеющего к прошлому, сторонящегося нововведений, реакционера, ретрограда. Хотя следует отметить, что русские консерваторы стремились найти компромисс с происходящими в стране переменами.
Вторая половина XVIII – первая четверть XIX вв. – являются начальным этапом зарождения консерватизма в России. На дальнейшее развитие консерватизма оказали влияние такие течения общественной мысли как славянофильство и западничество.
Славянофильство – литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, которое сформировалось в 40-х годах XIX века. Данное течение было ориентированно на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители славянофильства выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия была способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно
РАЗДЕЛ 1. КОНСЕРВАТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ
В справочной литературе, включающей различные словари и энциклопедические издания, до настоящего времени понятие «консерватизм» не получило в контексте политического и философского знания, чёткого и концептуального осмысления.
Исходя из словаря, составленного В.Н. Коноваловым, консерватизм - (от лат.conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – это политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход французским писателем Ф.Р.Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения «справа», апологию феодальных устоев и дворянско- клерикальных привилегий. Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX веков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу «Размышления о французской революции», которая стала «Библией» консерватизма. На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие либеральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции. Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и
РАЗДЕЛ 2. РАЗЛИЧИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ
Исторически первыми в Российской империи в начале XIX века возникли течения консерватизма, ставящие своей целью борьбу с русским западничеством, точнее с галломанией, «французолюбием». В то время Франция доминировала в Европе и представлялась своего рода «квитэссенцией» Запада в сознании тогдашних русских западников. Французские языковые, культурные и идеологические модели рассматривались влиятельной частью российской элиты как объект для подражания, как то, что необходимо во что бы то ни стало пересадить на русскую почву: от языка и моды до политической идеологии и государственного устройства. При этом российские галломаны, как правило, не осознавали, что основная угроза Российской империи исходила именно от наполеоновской Франции, стремящейся к господству в Европе и агрессивно распространявшей своего рода модифицированный «глобальный проект», возникший в результате Великой французской революции. Заметнее всего галломания сказывалась на бытовом уровне. В результате ее распространения появлялись «градоначальники, затруднявшиеся в объяснениях с подчиненными, которые не говорили по-французски» [4, c. 6]. Галломания представлялась консерваторам тем идейным злом, в котором оказались как бы сфокусированы все угрозы, которые несли с собой идеология Просвещения, Французская революция и наполеоновская агрессия. В рамках раннего русского консерватизма главным борцом против галломании русского дворянского общества первой четверти XIX века был и остается А.С. Шишков. Наиболее рельефно его взгляды отражены в знаменитом трактате «Рассуждение о старом и новом слоге языка российского». В «Рассуждении» Шишков резко выступил против тех, кто, по его словам, был «заражен не исцелимою и лишающею всякого рассудка страстию к Французскому языку» [21, с. 10]. В описании Шишкова галломания выглядела как тяжкая духовная болезнь, поразившая русское общество: «Они
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Консерватизм – феномен Нового времени. Консервативный интеллектуальный инструментарий разрабатывался исходя из философского языка данной эпохи.
Будучи оппозицией по отношению к политическим теориям, созданным на основе абстрактного рационализма, консерватизм является традицией политического мышления тесно связанной с философией. Он использует не только политический, но и философский язык Нового времени.
Новое время не означало тотального культурного разрыва. Данная эпоха может быть адекватно осмыслена в контексте духовного развития домодерной Европы. Консервативная мысль – неотъемлемая составляющая Модерна, отражающая его жизнь. Она оппонировала определенной тенденции развития Модерна, к которой он весь не может быть сведен, как не может быть сведена советская эра отечественной истории к истории развития и воплощения марксизма.
Консерватизм на российской почве сформировал свои структурные составляющие: существование самодержавной власти; незыблемость и необходимость самодержавия; патернализм политики монарха; принцип общественной иерархии; сохранение крепостнических отношений; соблюдение традиций предков; православная духовная константа.
1812 - 1820 годы - период исканий, борьбы и балансировки между консерватизмом и либерализмом, когда они мирно «уживались» друг с другом, но приоритет ни одному из них отдан не был. В это время были созданы документы и произошли события, которые, казалось бы, противоречили друг другу, но на самом деле они являлись следствием «внутренней борьбы» самого императора и доказывали неустойчивость его политического курса.
Николай Павлович при содействии приближённых (А. X. Бенкендорфа и С.С. Уварова) завершил оформление консервативной доктрины монархического государства в России. Когда на смену Николаю Павловичу
1. Аксаков, К.С. Государство и народ / под ред. О.А. Платонова. – М.: Институт русской цивилизации, 2009. – 608 с.
2. Андрияш, Г.С. Особенности становления и развития политической мысли в России / Г.С. Андрияш. – М.: МИИТ, 2000. – 50 с.
3. Берк, Э. Правление, политика и общество. Сборник / пер. с англ., сост., вступ. ст. Л. Полякова. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2001. – 480 с.
4. Валуев, Д.А. Начала славянофильства /Д.А. Валуев. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 368 с.
5. Вершинин, М.С. Русский консерватизм: ретроспективно-политологический анализ / М.С. Вершинин // Клио. Журнал для ученых. – 1997. – № 1. – С. 45-51.
6. Водовозов, В.В. Консерватизм // Новый энциклопедический словарь: В 86 т. [Электронный ресурс] / Режим доступа: maintracker.org/forum/viewtopic.php?t=2246742. – Дата доступа: 11.09.2016.
7. Галкин, А.А., Рахшмир, П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем / А.А. Галкин, П.Ю. Рахшмир. – М.: Наука, 1987. – 192 с.
8. Голиков, А.К. Личность и государство в русской социально-философской и политической мысли (XIX– начало XX века) / А.К. Голиков. – СПб., 2004. – 165 с.
9. Голиков, А.К. Русский консерватизм XIX - начала XX века в контексте западноевропейского консерватизма / А.К. Голиков // Политическая экспертиза: Политекс. – 2006. – № 1. – С.300-321.
10. Де Местр, Ж. Рассуждения о Франции / под ред. О.А. Платонова. –М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997. – 216 с.
11. Искра, Л.М. Консерватизм — стратегия будущего / Л.М. Искра // Москва. – 1990. – № 3. – С. 35-41.
12. Киреевский, И.В. Разум на пути к истине / М.: Правило Веры, 2002. – 780 с.
13. Коновалов, В.Н. Словарь по политологии / под ред. д. ф. н., профессор В. Н. Коновалова. – 2001. – 295 с.
14. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Вып. 1/ Сборник научных трудов. Под ред. А. Ю. Минакова. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001. – 264 с.
15. Корендясева, А.Н. История эволюции российского консерватизма в первой половине XIX века / А.Н. Корендясева // Тетради по консерватизму. – 2014. – №4. – С.9-16.
16. Лебедев, С.В. Охранители истинно русских начал. Идеалы, идеи и политика русских консерваторов второй половины XIX века / С.В. Лебедев. –СПб., 2004. – 234 с.
17. Лебедев, С.В. Система ценностей философии русского консерватизма второй половины XIX века / С.В. Лебедев // Тетради по консерватизму. – 2011. – №1. – С.50-55
18. Минаков, А.Ю. Антизападнические мотивы в раннем русском консерватизме / А.Ю. Минаков // Тетради по консерватизму. – 2015. – №3. – С.16-24.
19. Начапкин, М.Н. Эволюция российской государственности (XIX - начало XX вв.) и ее отражение в консерватизме / М.Н. Начапкин // Тетради по консерватизму. – 2014. – №2. – С.14-22.
20. Попов, А.А. Н.А. Бердяев о консерватизме славянофилов / Попов, А.А. // Тетради по консерватизму. – 2014. – №4 С.60-66.
21. Пустарнаков, В.Ф. Либеральный консерватизм и либерализм в России XIX – начала XX в.: различия и сходства / В.Ф. Пустарнаков // Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001. – 265 с.
22. Рясенцев, К.В. Политический консерватизм М.П. Погодина / К.В. Рясенцев // Тетради по консерватизму. – 2012. - №4. – С.60-65.
23. Салехов, К.А. К.П. Победоносцев в общественно-политической жизни пореформенного периода истории России: от либерализма к консерватизму / К.А. Салехов // Тетради по консерватизму. – 2014. – №3. – С.54-60.
24. Семигин, Г.Ю. Антология мировой политической мысли. Том 3. Политическая мысль в России. X век - первая половина XIX в. / Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997. – 795 с.
25. Уваров, С.С. Избранные труды / под ред. О.А. Платонова. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 720 с.
26. Федулов, А.М., Карепова, С.Г. Феномен «русской души» и традиция русского консерватизма: новые теоретико-методические подходы и обыденное восприятие консерватизма / А.М. Федулов, С.Г. Карепова // Тетради по консерватизму. – 2011. – №3. – С.54-59.
27. Хомяков, А.С. Всемирная задача России / под ред. О.А. Платонова. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 784 с.
28. Чаадаев, П. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х томах. Том 2 / М.: Наука, 1991. – 681 с.
29. Ширинянц, А.А. Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века / А.А. Ширинянц. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 880 с.
30. Шувалов, Ю.Е., Посадский, А.В. Российский консерватизм: ценностные основания и стратегия развития / Ю.Е. Шувалов, А.В. Посадский. – М.: Издательский Дом «АТКАРА», 2010. – 152 с.
31. Щербатов, М.М. Избранные труды / под ред. О.А. Платонова. – М.: РОССПЭН, 2010. – 634 с.