Власть как фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук относится к числу «вечных» и всегда будет привлекать внимание исследователей самой разнообразной ориентации.
Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов.
Власть носит всеобщий характер, она пронизывает все виды человеческого взаимодействия, все сферы жизнедеятельности общества. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, а также во всем государстве.
В отечественной социально-философской, социологической, юридической и политологической литературе также накоплен определенный концептуальный опыт исследования власти. Однако традиции эти не столь глубоки. Вплоть до 60-х годов изучение власти как общественного явления практически отсутствовало, а само понятие «власть» не имело самостоятельного места в системе социальных понятий и обычно отождествлялось с понятием «государственная власть».
В последнее десятилетие интерес к изучению проблем власти, в том числе и к анализу самого понятия, существенно возрос. По данной тематике были защищены несколько докторских (В.П. Графский, А.Н. Крамник, В.Г. Ледяев) и кандидатских диссертаций (В.Г. Ледяева, А.Н. Гвоздкова, А.С. Курбанова), опубликованы монографии, содержащие элементы концептуального анализа власти: «Власть: Очерки современной политической философии Запада»; Соловьев А.И. «Культура власти»; «Технология власти (философско-политический анализ)»; Плотникова О.В. «Власть и формы ее проявления»; изданы словари по кратологической тематике (В.Ф. Халипов).
На сегодняшний день существуют различные разновидности власти.
Рассмотрим классификацию власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную [21, с. 125].
Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей.
Социальная власть. Социальная власть предполагает способность распределения материальных благ, – распределения позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть – это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений.
Существуют различные теоретические подходы к определению причин происхождения власти.
Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк). В рамках натуралистического подхода власть описывается как «исключительно человеческий феномен», не существующий без своего носителя – «естественного человека» – и в силу чего, зависимая от его индивидуальных особенностей как природного существа. Здесь природа власти обусловливается преимущественно особенностями человеческой природы, то есть присущим человеку от природы, естественным стремлением к доминированию, превосходству и связанными с ними привилегиями.
Современные натуралистические интерпретации природы власти рассматривают потребность во власти и стремление к власти, а также связанную с этим жажду подчинить одних индивидуумов и возвыситься над другими неотъемлемым свойством человеческой природы, присущим субъектам политико-властных отношений [2, с. 146].
Таким образом, в натуралистической теории власть понимается как свойство человеческой природы. Естественная человеческая страсть к власти и славе интерпретируется в рамках данного направления как главный закон, объясняющий социально-политический процесс. Исторический опыт, современные антропологические и психологические исследования позволяют утверждать, что стремление человека к доминированию и к власти по-прежнему остается одним из основных механизмов ее самовоспроизводства.
В самом общем виде власть определяется как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства.
Механизм политической власти – это совокупность форм ее внешнего материализованного выражения. Механизм властвования имеет две стороны.
Первая, конфликтная сторона, обусловлена социальными противоречиями и проявляется в том, что любая власть порождает сопротивление, противодействие. Усиление этой стороны власти превращает ее в насилие.
Вторая, целевая сторона властвования, обеспечивает согласие и объединение усилий участников властных отношений на добровольной основе. Эта сторона власти граничит с отношениями равноправного сотрудничества. Она обусловлена социальной природой людей и их потребностью в устойчивой социальной организации.
Реализация власти в различных масштабах имеет свои особенности. В масштабах группы или межличностных отношений власть может осуществляться через силу, принуждение, побуждение, убеждение, влияние, манипуляцию и авторитет [11].
1. Власть в виде силы. Источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на тело или психику объекта или ограничить его потенциальные действия. Непосредственнее воздействие осуществляется и на его тело, и на психику.
Д. Ронг считает, что психическое насилие является весьма распространенным способом властвования. Оно может приобретать
В заключение курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что на сегодняшний день существуют различные разновидности власти. Разновидности власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается: экономическая, социальная, культурно-информационная, принудительная власть. Разновидности власти по мотивации подчинения выделяются власть, основанная на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Она также классифицируется по различным основаниям.
2. Существуют различные теоретические подходы к определению причин происхождения власти. Обобщив многочисленные исследования власти, можно сделать главный вывод. Власть была и остается многогранным, целостным, универсальным явлением человеческой жизни, продуктом (а не только целью, средством) человеческой деятельности. Как общественный институт власть не может не зависеть от общественных факторов и социокультурных императивов общества, его традиций, ценностей и норм, материальной, духовной, правовой, политической культуры общества, в которых она обретает свое прочное основание.
3. В самом общем виде власть определяется как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства. Механизм политической власти – это совокупность форм ее внешнего материализованного выражения. В масштабах группы или межличностных отношений власть может осуществляться через силу, принуждение, побуждение, убеждение, влияние, манипуляцию и авторитет.
1. Амелин, В.Н. Власть как общественное явление / В.Н. Амелин // Социально-политические науки. – 1991. – № 2. – С. 3-15.
2. Аникевич, А.Г. Политическая власть: вопросы, методологии исследования / А.Г. Аникевич. – Красноярск: Изд. Краен, ун-та, 1986. - 180 с.
3. Баранов, Н.А. Теория политики: методические рекомендации / Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. – СПб: Изд-во БГТУ, 2002. – 152 с.
4. Дегтярев, А.А. Основы политической теории: учеб. пособие / А.А. Дегтярев. – М.: Высшая школа, 1998. – 239 с.
5. Исаев, Б.А. Введение в политическую теорию: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – Спб.: Питер, 2013. – 526 с.
6. Исаев, Б.А. Теория политики: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
7. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти // Человек нашего столетия. –Москва. – 1990. – С. 4-7.
8. Коваль, Б.И., Ильин, М.В. Власть и политика / Б.И. Коваль, М.В. Ильин // Полис. –1991. – № 5. – С. 152-163.
9. Краснов, Б.И. Власть как явление политической жизни / Б.И. Краснов // Социально-политические науки. – 1991. – №11. – С. 27-35.
10. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 384 с.
11. Ледяев, В.Г. Современные концепции власти: аналитический обзор / В.Г. Ледяев // Социологический журнал. – 1996. – № 3. – С. 109-126.
12. Ледяев, В.Г., Ледяева, О.М. Актуально-потенциальная проблема в концептуальном анализе власти / В.Г. Ледяев, О.М. Ледяева // Философский альманах. – № 1. – Иваново. – 1998. – С. 168-178.
13. Макаров, Б.М. Понятие общественной власти и ее системы / Б.М. Макаров // Вестник МГУ. – 1971. – № 1. – С. 43-52.
14. Матц, У. Понятие власти / У. Матц // Технология власти (философско-политический анализ) / под ред. Р.И. Соколова. – М.: ИФ РАН, 1995. – С. 5-14.
15. Мельник, В.А. Слуцкая, Л.В. Введение в политическую теорию: учеб.-метод. пособие / В.А. Мельник. – Мн.: БИП-С Плюс, 2006. – 106 с.
16. Меньшиков, В.В. Власть и самоуправление: теор.-методол. анализ / В.В. Меньшиков. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. – С. 36-37.
17. Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
18. Мшевениерадзе В.В. Усмирение власти (политическая философия Б. Рассела) / В.В. Мшевениерадзе // Власть: Очерки современной политической философии Запада. – М.: Наука, 1989. – С. 149-179.
19. Осипова, Е.В. Современные концепции власти / Е.В. Осипова // Технология власти (философско-политический анализ) / под. ред. Р.И. Соколова. – М.: ИФ РАН, 1995. – С. 14-27.
20. Панарин, А.С. Онтология власти / А.С. Панарин // Философия власти / под ред. В.В. Ильина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. – С. 117-164.
21. Пугачев, В.П., Соловьев, А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М., 2003. – 385 с.
22. Смирнов, А.А. Основы политологии: учеб.-метод. пособие / А.А. Смирнов, В.М. Тишуков. – Великий Новгород, НовГУ, 2002. – 166 с.
23. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 559 с.
24. Спиридонова, В.И. Власть и влияние / В.И. Спиридонова // Технология власти: философско-политический анализ / Под ред. Р.И. Соколова. – М.: ИФ РАН, 1995. – С. 27-33.
25. Хомелева, Р.А. Теории власти / Р.А. Хомелева // Теория политики: учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – 321 с.