Введение
Раздел 1. Теократизм – главный принцип средневековой политической мысли
Раздел 2. Взаимоотношения духовной власти в эпоху средневековья
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Говоря об эпохе Средневековья, всегда необходимо упоминать о сложившейся в то время проблеме примата духовной и светской власти. Подобная проблематика взаимоотношений Церкви и государственной власти представляется интересной для рассмотрения. Более того, следует отметить, что данная проблематика является ключевой при рассмотрении Средних веков.
Важным является отметить, что в период Средневековья Старый свет в лице Западной Европы характеризовался активным развитием конфликта между церковным институтом и монархией, который балансировал на грани видимого спокойствия в один момент и горячей борьбы в следующий.
Если говорить о данной проблематике в восточном регионе, то можно сказать, что ситуация выглядела более мирно. В том регионе Церковь видела в императоре помазанника Божия, в то время как он рассматривал себя в качестве покровителя церкви. На богословском языке этот симбиоз именовался симфонией, на языке светской философии – цезарепапизмом.
Данная неоднозначно сложившаяся ситуация взаимоотношений светской и церковной сфер обосновывает интерес и актуальность изучения выбранной темы.
Целью данного исследования является рассмотреть примат духовной и светской властей в Средние века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать теократизм как главный принцип средневековой политической мысли;
2) рассмотреть вопрос споров духовной и светской властей в эпоху Средневековья.
Объектом исследования является характеристика средневекового общества, предметом – взаимоотношения духовной и светской власти в эпоху Средних веков.
Для достижения поставленной цели изучена научная литература по политологии и теории политических и правовых учений.
При написании работы использовались исторический и логический методы исследования, метод анализа политологической, социологической, методической литературы, а также, методы обобщения, сравнения, моделирования.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОКРАТИЗМ – ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Эпоха Средневековья – это специфический период в истории человечества, который начался с распада Западной Римской империи в V веке и закончился началом церковной реформации, произошедшей в XVI веке. Некоторые исследователи данной эпохи говорят о том, что конец Средних веков был положен началом Великих географических открытий.
Средневековье являет собой ту эпоху, когда господствовала идея теократизма, то есть господствование идеи божественного начала над человеком и над политической властью государства. Такое положение дел было возможно из-за того, что в этот период исторического развития главенствующей положение в обществе заняла Церковь. Она вполне оформилась в XIII в.
С течением времени Церковь как организация имела свою структуру и иерархическое подчинение низших чинов высшим, более того, все учения, в том числе политического и юридического направления были подчинены церковному влиянию.
Более того, представляется важным отметить тот факт, что в период Средневековья доминирующей мыслью общества был теоцентриз. Именно идеи данного направления лежали в основе средневекового человекознания, которые по своей сути являлись религиозными и своими установками говорили о том, что Бог — начало всего сущего. Данное направление акцентировало внимание на том, что Бог – есть создатель всего: он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение.
РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Эпоха Средневековья характеризовалась существованием общества, в среде которого объяснение многим явлениям давалось с точки зрения религии. В самом начала становления институа Церкви, в Европе началось установление основных постулатов, среди которых:
• каждый отдельно взятый человек создан по образу и подобию Божьему;
• из-за бесконечной любви к человеку Бог принял огромную жертву – распятие, ради спасения людей от греха;
• христианин не может отречься от того, что создано по образу и подобию Божьему;
• равенство христиан перед Богом, поскольку все верующие - дети. одного Отца.
Однако, важно отметить, что в период Средневековья Церковь являлась не только источником толкования религии, но также успевала вырабатывать новые идеи, которые касались политико-правовой сферы государства. Так, формируясь как мировая религия, христианство разработало один из важнейших принцип разделения духовной и политической власти:
а) земное отделено от небесного;
б) над земными властями стоит высшая трансцендентная власть;
в) у личности появляется духовная опора в тяжбе с земными владыками и самим государством [5].
Выражалось подобное поведение Церкви в том, что она задавала общий тон развития общества, так, например, на церковных Соборах в раннем Средневековье разрабатывались и внедрялись догмы, которые теперь уже носили не только религиозный, но и политический характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенной характеристики средневекового общества, можно отметить тот факт, что на протяжении всего периоды времени существовало специфическое взаимоотношение между церковной и светскими властями.
В восточной традиции взаимоотношений преобладал Цезаропапизм, который подразумевал примат светской власти над духовной, где главой светской и духовной властей являлся император.
В западной же традиции церковная власть преобладала во всех возможных сферах человеческой деятельности, в том числе не обошла стороной и власть монархов.
Однако, многими философами и политическим теоретиками и мыслителями такое положение вещей неоднократно подвергалось переосмыслению.
Так, например, в рамках позднего периода средневековья появлялись и все более усиливались теории о том, что государство должно освободиться от гнета Церкви, а власть правителя должна быть ограничена представителями сословий.
Более того, в Средневековье был выдвинут на обсуждение философов, правоведов и политических мыслителей вопрос о том, что Церковь не может обладать верховенством власти над правителем, поскольку власть монарх получает непосредственно от Бога, но никак не от Церкви.
На основании подобных идей на Европе хлынули такие события как Возрождение и Реформация, которые и по сей день рассматриваются как самые крупные и значительные события позднего западноевропейского средневековья.
Данные историко-культурные явления позволили изменить представления о государстве, праве, политике и законе, основная информация для обоснования функционирования данных сфер черпалась из сокровищницы духовной культуры античного мира.
Более того, идеологи периода Возрождения и Реформации вернулись к детализированному изучению истории религии и церкви, что привело к переосмыслению функционирования Церкви, как института, о ее возможном влиянии и даже руководстве светской властью.
1. Агеева, Е.А. Старообрядческий Епископ Геннадий: между властью духовной и светской / Е.А. Агеева // Вестник церковной истории. – 2007. – № 4 (8). – С. 189–214
2. Бедаев, А.И. Цезаропапизм или симфония: к вопросу о характере отношений духовной и светской власти в Византийской империи / А.И. Бедаев // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – № 11. – С. 195–199
3. Безнюк, Д.К. Секуляризация : опыт систематизации подходов изучения / Д.К. Безнюк // Социология. – 2009. – № 3. – С. 98–104
4. Гура, В.А. Секуляризация в исторических судьбах Европы / В.А. Гура // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 2. – № 2. – С. 105–112
5. Костогрызова, Л.Ю. Симфония властей в Византии: опыт взаимодействия государства и Церкви / Л.Ю. Костогрызлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1609881.html#_ftn1. – Дата доступа: 13.03.2016
6. Ляхова, Е.А. Особенности взаимоотношений православной церкви и централизованного государства (самодержавия) в XVI в / Е.А. Ляхова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – С. 337–341
7. Николин, А. Церковь и государство (история правовых отношений) / А. Николин. – М.: Изд-во Срет. монастыря, 1997. – 430 c
8. Пенская, Т.М. От монархии к диархии: византийская теория «симфонии» светской и духовной властей / Т.М. Пенская // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2006. – № 2. – С. 285–291
9. Смирнова, Н.А. Взаимоотношения светской и духовной власти в понимании английских реформаторов / Н.А. Смирнова // Вестник ОГУ. – 2012. – № 1. – С. 39–44
10. Цыпин, В. Симфония церкви и государства / В. Цыпин // Православная государственность: 12 писем об империи. – СПб., 2003. – 110 с
11. Шишкова, М.И. Вестник Русской христианской гуманитарной академии в 15 т. / М.И. Шишкова. – 2014. – Том 15, выпуск 4: Проблема государства и церкви в религиозно-философской концепции метафизики культуры. – С. 260–267
12. Экскурс в историю соотношений светской и духовной властей до 1917 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://acathist.ru/en/novosti/item/211-ekskurs-v-istoriyu-sootnoshenij-svetskoj-i-dukhovnoj-vlastej-do-1917-goda http://acathist.ru/en/novosti/item/211-ekskurs-v-istoriyu-sootnoshenij-svetskoj-i-dukhovnoj-vlastej-do-1917-goda. – Дата доступа: 12.03.2016.
13. Энгельс, Ф. Развитие социализма от утопии к науке / Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1989. – 91 с
14. Юрхин, Ю.В. Истоки и становление политической и правовой мысли / Ю.В. Юрхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586862. – Дата доступа: 13.03.2016