1 Информационный блок
Тема «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через организацию дидактических игр»
Актуальность опыта. Актуальность данной темы определяется необходимостью дошкольной педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания подрастающего поколения в дидактической игре, но и умственного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Познавательное развитие детей в дидактической игре и разработка педагогических условий этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы развития детей в игре для своего решения требуют получения новых материалов, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при индивидуальном или совместном решении игровых задач.
Проблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, вот уже на протяжении десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.
Выбор темы опыта обусловлен наличием ряда противоречий:
Во-первых – с одной стороны игра является одним из любимых видов деятельности воспитанников, с другой стороны – старшие дошкольники не в должной мере проявляют активность в дидактических играх, требующих включения внимания, памяти, мышления.
Во-вторых – если ранее в семьях развитию познавательной активности детей уделялось большое внимание, то сейчас родителей более беспокоят материальные аспекты, поэтому они уделяют беседам с ребенком, ответам на их вопросы все меньше времени. В результате снижается познавательная активность дошкольника.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Ведущая идея данного опыта заключается развитии у старших дошкольников познавательной активности с помощью дидактической игры.
2.2. Описание сути опыта
Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствует развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создаёт основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.
Данный опыт работы опирается на исследования ряда ученых. Так, в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгер, Д.Б.Годовиковой, В.Б.Голицына, Т.А.Куликова, А.В.Петровского, З.Ф.Пономаревой, Н.К.Постниковой, Г.И.Щукиной и других авторов получила освещение проблема формирования познавательного отношения детей, в частности дошкольного возраста, к окружающему миру как источника развития их интеллекта. В исследованиях вышеуказанных авторов выделен целый спектр составляющих познавательного отношения, наиболее значимые - познавательная активность и познавательный интерес - два взаимосвязанных, взаимообусловливающих качества личности.
В исследованиях Г.И. Щукиной определены компонентные составляющие познавательного интереса: интеллектуальный, эмоциональный, регулятивный (волевой), которые и выступают побудителями познавательной активности личности.
В исследованиях Г.И. Ляминой, Н.Г. Морозовой, А.И. Сорокиной выделены основные характеристики познавательного интереса и на этой основе предлагаются варианты его классификации у детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее полно учитывается специфика детей дошкольного возраста в классификации Г.И. Ляминой.
3. Заключение
Опыт работы по данному направлению показал, что активное использование дидактических игр и упражнений в различных видах деятельности старшего дошкольника: на занятиях, в ходе совместной деятельности – позволяет в доступной и интересной форме развивать у познавательную активность.
Необходимо отметить, что в игре необходима заинтересованность не только детей, но и педагога, так как она эмоционально заряжает детей. Педагог должен уметь гибко изменять свою позицию: то являться активным участником игры, то оставаться только наблюдателем, который не оказывает влияния на игровой процесс и в то же время «держит руку на пульсе».
В ходе реализации данного опыта использовались разные виды дидактических игр. Для этого была создана необходимая предметно-развивающая среда. Практическая значимость данного опыта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своей группы.