Введение
1 Роль и значение контроля расходов бюджетной организации
1.1 Задачи и источники проверки расходов бюджетной организации
1.2 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования
2 Проверка расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Проверка выполнения (соблюдения сметы) ГЛХУ «Ельский лесхоз»
2.3 Проверка организации оперативного контроля за формированием расходов на ГЛХУ «Ельский лесхоз»
2.4 Составление программы и плана проверки расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз»
3 Совершенствование контроля расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
Каждое бюджетное учреждение обеспечивается средствами для выполнения установленных ему показателей. Вместе с тем следует строго следить, чтобы в учреждении не создавались излишки денежных средств, материальных запасов, неиспользуемого инвентаря и оборудования. Поэтому так важно в ходе проведения аудита хозяйственной деятельности бюджетного учреждения уделить должное внимание вопросам обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования, что и определяет актуальность данной темы курсовой работы.
Цель работы – провести проверку исполнения бюджетной сметы на примере ГЛХУ «Ельский лесхоз».
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
1. рассмотреть роль и значение контроля расходов бюджетной организации;
2. повести проверку расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз»;
3. провести аудит исполнения бюджетной сметы, а также изложить источники информации для его проведения;
4. предложить варианты совершенствование контроля по исполнению бюджетной сметы.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
В качестве методов исследования избраны сравнительного анализа, бухгалтерские, экономические, сравнение, дедукция и индукция, умозаключение, системный подход.
Объект исследования ГЛХУ «Ельский лесхоз».
В процессе написания работы были использованы учебная литература, были изучены основные теоретические положения учёных Чернюк А.А., Панкова Д.А., Данилова Е.Н., Головковой Е.А., а также документы, разработанные в организации самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
1 Роль и значение контроля расходов бюджетной организации
1.1 Задачи и источники проверки расходов бюджетной организации
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
Каждое бюджетное учреждение обеспечивается средствами для выполнения установленных ему показателей. Вместе с тем следует строго следить, чтобы в учреждении не создавались излишки денежных средств, материальных запасов, неиспользуемого инвентаря и оборудования. Поэтому так важно в ходе проведения проверки хозяйственной деятельности бюджетного учреждения уделить должное внимание вопросам обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.
Главной особенность финансирования бюджетных учреждений и организаций является то, что поступление средств осуществляется на основании утвержденной сметы расходов [1, с. 189].
Смета расходов является основным плановым документом, который определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, которые выделяются из бюджета на содержание учреждений и на осуществление централизованных мероприятий по хозяйственному и культурному строительству.
Расходы в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для проверки исполнения смет, является отражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим же расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. При внесении в банк каких-либо сумм на бюджетные или текущие счета учреждений в бухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы. Последние не должны превышать годовые ассигнования в целом по уточненной смете и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов.
Значение проверки исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств.
2 Проверка расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
Ельский лесхоз, как самостоятельная организационно-хозяйственная единица, была организована в 1936 году на базе лесов Ельского леспромхоза. Первые лесоустроительные работы на территории лесхоза проводились в 1928-1930 гг.
В последующем лесоустройство проводилось1951,1961,1972,1982,1991 и 2000 годах. В состав лесхоза входило 8 лесничеств: Кузмечанское, Махновичское, Валавское, Ремезовское, Скороднянское, Жановичское, Мелешковичское, Богутичское. На протяжении своего развития в составе лесхоза находились Зеленомошское, Буда-Казимировское, Глазковское лесничества. В 1956 году Жановичское лесничество было переименовано в Засинцевское. В 1972 году из состава лесхоза были переданы Мозырскому лесхозу Махновичское и Зеленомошское лесничества. В 1982 году на базе Ремезовского, Валавского, Ельского, Кузмечанского лесничеств было образовано Кочищанское лесничество, а в 2002 году на базе Валавского, Кочищанского лесничеств было организовано Заширское лесничество.
На территории лесхоза проходит хорошо развитая сеть автомобильных дорог, есть железная дорога и протекают реки Словечно, Желонь, Бативля, Чертень, Ясенец, Млынок, Мытва. Все эти реки относятся к Черноморскому бассейну.
В настоящее время в ведении Ельского лесхоза находится:
- Валавское лесничество,
- Ельское лесничество,
- Засинцевское лесничество,
- Заширское лесничество,
- Кочищанское лесничество,
- Ремезовское лесничество,
- Скороднянское лесничество,
- Словечанское лесничество,
- цех деревообработки ГЛХУ «Ельский лесхоз»,
- погрузочно – разгрузочный пункт.
- 21 мастерский участок;
- 73 обхода;
- Ельское лесоохотничье хозяйство.
Контора лесхоза находится в г. Ельске в 3 км от железнодорожной станции Ельск и в 360 км от столицы Республики Беларусь г. Минска.
Общая площадь лесхоза на 01.01.2016 г. составляет 88,2 тыс га, в том числе покрытые лесом земли 77,4 тыс га.
3 Совершенствование контроля расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз»
В настоящее время вопрос совершенствования методик проверок национальной учетной системе стоит достаточно остро в связи с динамичностью законодательства, в том числе в сфере бухгалтерского и налогового учета.
Одним из направлений совершенствования методик аудита может стать внедрение системы внутреннего аудита на предприятии. Для крупных предприятий такое решение может стать наиболее оптимальным и экономически выгодным. Создание собственной службы аудита может решить сразу несколько проблем:
– обеспечить эффективное функционирование бухгалтерской службы предприятия;
– сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;
– своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и риски в управлении организацией;
– сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.
При этом служба внутреннего аудита должна быть укомплектована специалистами, обладающими необходимым уровнем теоретических знаний и практических навыков, что требует постоянного повышения квалификации данных специалистов. А для получения наибольшего эффекта от функционирования службы внутреннего аудита необходима разработка внутренних стандартов аудита, а также планов и программ аудита. Данные документы могут быть разработаны как на основе Национальных правил аудиторской деятельности, так и на основании профессиональных решений руководителя службы внутреннего аудита.
Внедрение службы внутреннего аудита позволит значительно повысить качество ведения бухгалтерского учета на предприятии, позволит выявить наиболее сложные участки учета, а также необходимость большей проработки в учетной политике отдельных аспектов учета. При правильной организации служба внутреннего аудита может стать дополнительной гарантией безошибочной работы бухгалтерской службы и позволит избежать выявления неожиданных ошибок в ходе проверок, проводимых контролирующими органами.
Далеко не все аудиторские фирмы, и тем более индивидуальные аудиторы, могут позволить себе иметь штат сотрудников, занятых планированием, разработкой процедур, документов, учетных форм, соответствующих действующим стандартам. Таких, например, как расчеты существенности, аудиторского риска и необходимости величины аудиторской выборки. Кроме того, несмотря на огромное число компьютерных программ по автоматизации бухгалтерского учета, до сих пор нет ни одного программного продукта, направленного на решение задач по автоматизированию аудита. Программа «Помощник аудитора» является первой попыткой создать реально работающую аудиторскую систему, направленную на решение задач аудита на всех этапах его осуществления.
Заключение
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе Республики Беларусь. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов
ГЛХУ «Ельский лесхоз» осуществила комплексную автоматизацию данного участка, в связи с особенностями своей хозяйственной деятельности было куплено программное обеспечение. Однако до сих пор ведется модернизация внедренного программного обеспечения из-за возникающих на практике ошибок. Значение проверки исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств. Проверка способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации. Четкое, бесперебойное и эффективное функционирование финансового механизма бюджетной организации, а также рациональное использование бюджетных средств на всех уровнях зависят от правильного и грамотного бюджетирования доходов и расходов.
Разбивка бюджетных средств в смете осуществляется по кварталам. На этом этапе очень важно точно рассчитать потребность учреждения в каждой статье расходов, чтобы в будущем вам не приходилось перемещать бюджетные средства от статьи к статье и вносить постоянные изменения в смету в течение года. Как правило, такие действия не приветствуются главными менеджерами. Расчеты по статьям или постатейная расшифровка производятся по формам, утвержденным главными менеджерами.
При проверке исполнения бюджета своевременность получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и финансирования, своевременности и правильности их учета учитывается менеджером бюджетных средств. Проверка сметы деятельности доходов и расходов учреждений осуществляется как за счет денежных, так и фактических расходов.
В ходе выполнения данной работы была разработана программа проверки составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. На основании составленной программы была проведена проверка составления сметы доходов и расходов ГЛХУ «Ельский лесхоз» 2019 года. В ходе проведенной проверки нарушений не установлено. Исходя из этого можно сделать вывод о достоверности бюджетной сметы учреждения и соответствия ее порядку составления и исполнения законодательству Республики Беларусь.
1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д. А. Панкова, Е. А. Головковой. – М.: Новое знание, 2013. – 409 с.
2. Азарникова, И. В. Современная система бюджетного финансирования и основные направления ее совершенствования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некомерческих организациях. – 2010. – № 20. – С. 18.
3. Алешин, С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях / С. М. Алешин, В. П. Нефедов. –,М.: Финансы, 2014. – 221 с.
4. Гервиц, Л. Я. Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях / Л. Я. Гервец, Н. А. Масталыгина. – М.: Финансы, 2011. – 158 с
5. Гойлик, Н. Кассовые и фактические расходы: экономический анализ по бюджетной смете / Н.Гойлик // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2014. – №4. – С.42-45.
6. Данилов, Е. Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учеб. пособие / Е. Н. Данилов, В. Е. Абарникова, Л. К. Шипиков. –. Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2010. – 336 с.
7. Данилов, Е.Н. Анализ финансирования бюджетных учреждений // Бюджетные организации / Е. Н. Данилов. – 2010. – № 4. – С.64.
8. Об утверждении Инструкции о порядке учета расходов на оказываемые платные медицинские услуги в организациях здравоохранения, финансируемых из бюджета: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, Министерства финансов Респ. Беларусь, Министерства экономики Респ. Беларусь, 30 июн. 2003г., №31/105/142: с изм. и доп.: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, Министерства финансов Респ. Беларусь, Министерства экономики Респ. Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2020. – № 8/17478.
9. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам приносящей доходы деятельности бюджетных организаций и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 10 марта 2010г., №22: с изм. и доп.: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 дек. 2010г., №170 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
10. О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208: с изм. и доп.: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 12 авг. 2011г., №75 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
11. Петкевич, Ю. Бюджетная классификация Республики Беларусь и ее применение в бюджетных организациях / Ю. Петкевич // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2013. – № 11. – С. 43–48.
12. Петкевич, Ю. Кассовые расходы бюджетных организаций, осуществляемые за счет средств бюджетного финансирования / Ю. Петкевич // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2018. – № 12. – С. 47–56.
13. Тарасевич, О. Бюджетная классификация: переход к международным стандартам / О. Тарасевич // Финансы. Учет. Аудит. – 2013. – №2. – С.26-29.
14. Чернюк, А.А. Заполнение отчетов об исполнении сметы расходов по бюджету / А.А. Чернюк // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2012. – №1. – С.61-65.
15. Чернюк, А.А. Кассовые и фактические расходы /А.А. Чернюк // Финансы. Учет. Аудит. – 2013. – № 6. – С. 55-61.
16. Чернюк, А.А. Учет кассовых расходов за счет средств государственного бюджета / А.А. Чернюк // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2013. – №1. – С.42-48.
17. Чернюк, А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник / А.А. Чернюк. –Минск: Выш. шк., 2013. – 623 с.
18. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З. (в ред. Законов Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 339-З) // // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
19. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (в ред. Законов Республики от 05.01.2013 № 16-З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
20. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 № 57-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
21. Инструкция о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002 № 152 (в ред. постановления Минфина от 30.01.2004 № 6) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
22. План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. № 50 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.