ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Традиционные методы обучения иностранному языку
1.2 Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ современных интенсивных методов
2.2 Интеграция современных методов обучения на уроках иностранного языка в современной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной методике одной из важнейших проблем является формирование искусственной иноязычной среды при обучении иностранному языку. Продуктивность учителей иностранных языков зависит от того, насколько успешно они усваивают положения современного школьного образования и начинают ли они прививать эти идеи в процессе обучения иностранным языкам.
Новые реалии XXIX века, общая направленность интернационализации всех сфер жизни, характерные черты информационного общества предъявляют особые требования к знанию иностранных языков.
Центростремительные силы культурного развития, действующие в наше время, ставят своеобразие культурной самоидентификации личности, понимание исключительности и важности собственных национальных обычаев, в связи с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям других культур и ориентацией на взаимопонимание.
Современная школа обязана считать своей обязанностью представить эти идеи нашим детям, которые растут с самого раннего возраста в многоязычном и многокультурном мире. Иностранный язык как школьный предмет предоставляет для этого все возможности.
Обновления затрагивают технологический аспект обучения, т.е. «Умение» преподавать иностранный язык. Современный подход к обучению иностранному языку можно назвать подходом деятельности, основанным на компетенциях, основная идея которых заключается в том, что применение обновленного контента и использование нововведений в обучении становятся основой для формирования различных компетенций учеников (образовательных, познавательных, речевых, языковых, социокультурных) характеризует характер деятельности [1, с. 133].
В настоящее время не прекращается поиск новых, более эффективных способов решения этой проблемы, который решается заменой непродуктивных методов обучения более эффективными, созданием более благоприятных условий для корректировки и совершенствования практических языковых навыков, обучения учеников с использованием иностранного языка [2, с. 4271].
ГЛАВА 1 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Традиционные методы обучения иностранному языку
Задача систематизации методики обучения, создания единой организации считается одной из самых сложных в теории и истории обучения иностранным языкам.
Понятие «методы» можно трактовать с двух сторон. С одной стороны, метод можно рассматривать как направление обучения в разные исторические периоды развития науки или как методологическую систему. С другой стороны, термин «методы» можно объяснить как «способы и средства достижения поставленной цели в обучении и обучении» [3, с. 204].
Анализируя историю методики обучения иностранному языку в ретроспективном направлении, можно сказать, что на каждом этапе развития общества и методологии как науки наблюдалась достаточная широта взглядов на стратегические вопросы образования.
Как замечает М. Л. Вайсбурд, ученые поставили лексику и грамматику на первое место; либо постоянный анализ как систему обучения, либо абсолютное подражание; затем чтение; затем устная речь, и они были уверены, что только перевод всего в серии даст результат [4, с. 29 - 32.].
В истории методики обучения иностранным языкам встречаются многочисленные и разнообразные попытки найти оптимальный метод обучения иностранным языкам. Самый старый метод был естественным, который практически ничем не отличался от метода, с помощью которого ребенок изучает свой родной язык. Освоение иностранного языка происходило путем имитации готовых шаблонов, непрерывного повторения и воспроизведения нового материала по аналогии с изученным.
Естественный метод преследовал исключительно практические цели - обучение, прежде всего, умению говорить и читать легкие тексты. Этот метод давно отвечает потребностям общества, в котором эффективное владение иностранным языком является прерогативой его высших слоев.
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ШКОЛЕ
2.1 Анализ современных интенсивных методов
В наши дни все более популярными становятся интенсивные методы обучения иностранным языкам. Создано много видов интенсивных методов [13, с. 9].
Интенсивные методы обучения - это совокупность методик обучения иностранному языку, начиная с 60-х годов.
В методике интенсивные методы рассматриваются как тип системы обучения, который по многим характеристикам отличается от существующих, называемых традиционными методами. Цели интенсивных методов направлены на достижение максимального количества усвоенного материала в короткие сроки. В содержание обучения входит овладение набором навыков, умений и знаний, достаточных для реализации деятельности в той или иной сфере общения [14, с. 10-11].
В их основе лежат следующие методологические принципы:
1. Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип объединяет цели обучения и тренировки в один образовательный процесс. Обучение в группах способствует проявлению у учеников дополнительных социально-психологических мотивов к обучению, формирует определенную психологическую атмосферу в учебном коллективе, в которой ученики имеют возможность удовлетворить важнейшие социально-психологические потребности человека: уважение, признание, интерес окружающих его людей. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность участников. В критериях коллективной совместной деятельности появляется общий фонд информации по изучаемому предмету, в который вносит свой вклад каждый ученик и все вместе его используют. Основным «средством» овладения предметом в данном случае становится общение с партнерами по группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «методы» можно трактовать с двух сторон. С одной стороны, метод можно рассматривать как направление обучения в разные исторические периоды развития науки или как методологическую систему. С другой стороны, термин «методы» можно объяснить как «способы и средства достижения поставленной цели в обучении и обучении». Анализируя историю методики обучения иностранному языку в ретроспективном направлении, можно сказать, что на каждом этапе развития общества и методологии как науки наблюдалась достаточная широта взглядов на стратегические вопросы образования.
В настоящее время предлагается использование интерактивных и активных методов:
Кейс-метод. Педагог предлагает максимально приближенные к реальности или реальные ситуации. Ученики должны проанализировать ситуацию, назвать варианты ее решения, определиться с лучшим, по их мнению, возможным решением.
Метод проекта состоит из независимого анализа предлагаемой ситуации и умения найти пути решения проблемы. Для методики проектирования характерно сочетание исследовательских, поисковых, творческих методов и методик обучения.
Проблемный метод включает в себя формулирование проблемы, которой может быть любая ситуация или любой вопрос, а затем поиск путей решения этой проблемы путем анализа таких явлений (ситуаций, вопросов).
Метод развития критического мышления с активным чтением и письмом. Этот метод направлен на формирование критического (логического, независимого, творческого) мышления. Методика включает в себя особую структуру урока, состоящую из этапов задачи и размышлений.
Эвристический метод - объединяет различные игровые приемы в формате соревнований, деловых и ролевых игр, конкурсов, исследований.
1. Пассов, Е. И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея / Е. И. Пассов. – М.: ГЛОССА- ПРЕСС, 2006. – 240 с.
2. Волкова, Е. Г. К вопросу о лингвистических аспектах межкультурной коммуникации / Е. Г. Волкова // Человек и культура. - № 1. - 2015. - С.42-71.
3. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Учеб. пособие для вузов]/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
4. Коптюг, Н. М. Интернет-проект - важный элемент мотивации учащихся / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе: научнометодический журнал. - №5. - 2008. - С.29 - 32.
5.Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. – М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
6. Миролюбов, А.А. Сознательно-сопоставительный метод / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. – №6. – 1995. - С. 39.
7. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование / Е. И. Пассов. - Липецк: Липецк. гос. педаг. ин-т, 1998. - 159 с.
8. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. – М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004. – 320 с.
9. Темчин, С. Нетрадиционные методы преподавания иностранных языков: релаксопедия / С. Темчин. – Vilnius.: Pradai, 1997. – 52 с.
10. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. – №3. – 2005. – С. 26.
11. Никитенко, З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе [Лекции]/ З. Н. Никитенко. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г. – 128 с.
12. Козлов, В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
13. Рабинович, Ф. М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа / Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. − № 1. – 1991. – С. 9-17.
14. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Учебное пособие]/ А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2008. — 188 с.
15. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика [Учебное пособие для преподавателей и студентов] / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
16. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - М, 1986г. – 302 c.
17. Шехтер, И.Ю. Интенсивный курс обучения английскому языку по эмоционально-смысловому методу [Учебное пособие для слушателей] / И.Ю. Шехтер, М.Л. Нариманова, Л.В. Пальцева. – Троицк, 1981. – 42 c.
18. Гегечкори, Л. К. К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи / Л. Гегечкори. – Тбилиси : Изд. Тбилисского университета, 1975. – 297 с.
19. Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе / Л. Г. Денисова // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. - №4. – 1995. – С. 6 – 12.