ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» и его значение для жизнедеятельности человека
1.2. Возможные опасности окружающей среды для детей дошкольного возраста и проблемы их преодоления
1.3.Формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Результаты диагностики сформированности у детей компонентов безопасного поведения
2.2. Содержание работы по формированию у детей основ безопасного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети являются незащищенной частью человечества. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир и часто оказываются в ситуациях, которые наносят ущерб их жизни и здоровью. Желательно поддержать формирование безопасного образа жизни в дошкольном возрасте при наличии у ребенка каких-либо признаков, таких как крайняя любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми, незнание и непонимание опасности, отсутствие опыта общения с людьми, природными явлениями, технологиями и другие, могут вызвать множество проблем.
В современном обществе существует множество примеров негативного образа жизни, с которыми ребенок постоянно сталкивается. Это разнообразие не всегда является примером для детей. Вот почему у них возникают противоречивые идеи о безопасном образе жизни. Неслучайно многие педагоги сейчас ищут плодотворную работу по формированию основ безопасного поведения дошкольников. Необходимо найти эффективные формы и методы работы с детьми во взаимодействии с родителями, а также взаимодействие дошкольного учреждения с общественными организациями.
Многие ученые изучали вопросы безопасности детей. В трудах выдающихся психологов В.В. Давыдова, Л. Занкова, А. Леонтьева, Д. Эльконина изложено множество замечательных идей и подходов к проблеме безопасности жизни молодежи. Проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста навыкам безопасности отражены в трудах известных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие [1].
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» и его значение для жизнедеятельности человека
В эпоху высоких технологий существует тенденция заменять общие человеческие отношения искусственными. Люди становятся невосприимчивыми к чужой боли. Вот почему выживание становится основной макробиологической проблемой в нашем мире. Существует множество препятствий для здоровья человека, которые могут полностью разрушить нормальную эргономику биологической мембраны человеческого тела, многие из которых не распознаются людьми.
Одним из важнейших методов раннего предупреждения и защиты от различных травм, травм и смертей является безопасное поведение человека в данной ситуации (место, время, обстоятельства и т.д.).
Безопасное поведение обычно включает в себя базовое понимание основных правил поведения и мер предосторожности. Они, в свою очередь, направлены на предотвращение неправомерных действий человека, которые приводят к чрезвычайным ситуациям и трагическим ситуациям.
Где бы человек ни работал дома или в государственном (частном) учреждении, какую бы работу он ни выбирал, его жизнь и здоровье контролируются правилами техники безопасности. Несчастные случаи – всегда самая распространенная небрежность в зонах риска [7, c. 2].
Следующие аспекты включены в разработку безопасного поведения:
– общетеоретическая подготовка для безопасной жизни;
– обучение специальным знаниям;
– психологическая подготовка к безопасной жизни;
– развитие личностных качеств, необходимых для безопасной жизни [3, c. 35].
Исходя из этого, мы можем выделить два компонента, которые в конечном итоге составляют безопасное поведение: разработка объективных действий ожидаемой деятельности и специальная подготовка для обеспечения безопасности жизни.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Результаты диагностики сформированности у детей компонентов безопасного поведения
В структуре безопасности жизнедеятельности ребенка различаются следующие основные компоненты:
1) информационная составляющая – знания о безопасности жизни человека;
2) поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях;
3) эмоционально-волевой компонент – для того, чтобы правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека;
4) ценностно-мотивационный компонент – осознанное отношение к жизни и здоровью человека;
5) рефлексивный компонент – умение найти ошибки в поведении ребенка.
Для определения степени сформированности компонентов безопасного поведения дошкольников мы использовали диагностический инструментарий по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой, раздел «Ребенок и окружающий мир» (Приложение А).
Показатели безопасного поведения:
1. Информационная составляющая – знания о безопасности жизни человека. Детей просят ответить на ряд вопросов.
2. Поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях.
– Умение объяснять свои действия в экстренных случаях.
– Умение находить ошибки в поведении ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование безопасного поведения – одна из частей образовательного процесса, которая помогает сформировать человека, готового действовать в непредвиденных (а также опасных и экстремальных) условиях. Человек, стремящийся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента образовательного процесса обычно работает тот или иной курс обучения, например, в школе, которая занимается основами безопасности жизнедеятельности, и в дошкольном образовательном учреждении, которое изучает окружающую среду и социальную реальность, включая валеологию и экологию. Такие учебные дисциплины, основным содержанием которых является культура безопасности, объединяют усилия всех педагогов по подготовке дошкольников к предупреждению и преодолению вредных и опасных жизненных факторов.
Формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит усвоение культуры безопасного поведения. Это достаточно четко ограниченный, особенно организованный этап жизни дошкольников, в котором формирование культуры безопасного поведения является ключевой задачей.
Первым этапом работы по формированию модели безопасного поведения у детей дошкольного возраста было – изучение различной литературы по данной проблеме. Большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б Стеркина. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 144 с.
2. Анастасова, Л. П. Жизнь без опасностей [Текст] : первые шаги к самостоятельности : альбом-задачник : 1-й кл. / Л. П. Анастасова, Н. В. Иванова, П. В. Ижевский. – М. : Вентана-граф, 1996. – 64 с.
3. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.
4. Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст] : метод. пособие / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков. – М. : ВЛАДОС : Золотые уроки России, 2003 . – 271 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: методика обучения, основы национальной безопасности, основы медицинских знаний [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Оренбург. гос. пед. ун-т ; сост. Л. А. Акимова [и др.]. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. – 204 с.
6. Белая, Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : кн. для воспитателей / К. Ю. Белая, В. Н Зимонина. – М. : Просвещение, 2006. – 94 с.
7. Болотов, В. А. Прагматичность и практичность должны лежать в основе курса ОБЖ [Текст] / В. А. Болотов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003. – № 2. – С. 3-5.
8. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи [Текст] / П. Вацлавик ; пер. с англ. О. В. Захаровой. – М. : Прогресс, 1990. – 160 с.
9. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова, К. А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 128 с.
10. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж : Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
11. Давыдова, Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности [Текст] : дис. канд. пед. наук : 3.00.08 / Т. Ю. Давыдова. – Тула, 1999. – 208 с.
12. Калашникова, М. Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде [Текст] / М. Б. Калашникова // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 108-116.
13. Кобитина, И. И. Дошкольникам о технике [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / И. И. Кобитина. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с.
14. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1999. – 159 с.
15. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности школьника [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. – № 8. – С. 13-16.
16. Парамонова, Л. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. ДОУ [Текст] / Л. Парамонова Т Алиева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 27-31.
17. Приземина, Т. А. Обучение основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Т. А. Приземина, И. Ю. Родоманова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – № 2. – С. 66-71.
18. Прилепко, Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности [Текст] / Е. Прилепко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 39-44.
19. Тимофеева, Л. Л. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников [Текст] / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 10. – С. 6-11.
20. Тимофеева, Л. Л. Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности [Текст] / Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 4. – С. 74-84.
21. Шарова, О. Г. Основы пожаробезопасного поведения [Текст] : учеб. пособие / О. Е. Шарова. – СПб. : Петро-РИФ, 1997. – 95 с.
22. Шурмелева, О. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения [Текст] : планирование работы / О. В. Шурмелева // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3. – С. 26-29.