ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1 Феноменологическое поле проблемы профессионального выгорания
1.2 Специфика профессионального выгорания специалистов социальной сферы
1.3 Меры профилактики профессионального выгорания у специалистов социальной сферы
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии, педагогики, теории социальной работы, социологии, и касается изучения особенностей проявления эмоционального выгорания у специалистов социальной сферы.
Одним из факторов, которые влияют на психическое здоровье работников, является синдром «эмоционального выгорания» (далее – СЭВ). Интерес ученых и практиков к СЭВ вызван тем, что в наше время значительно увеличилось число специалистов социальной сферы, которые ощущают себя физически и эмоционально уставшими, обессиленными, измотанными, что не лучшим образом влияет на продуктивность работы.
Последствия эмоционального выгорания могут быть проявляться в виде психосоматических расстройств, так и в чисто психологических личностных изменениях. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностного рабочего общения называются «профессиональным выгоранием».
Проблема эмоционального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек-человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу СЭВ и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1.1 Феноменологическое поле проблемы профессионального выгорания
Личность человека изменяется под влиянием структурных и существенных аспектов его профессиональной деятельности, так что происходит профессиональная деформация личности специалиста, т.е. изменение человеческих характеристик (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, общения и поведения), которые происходят под влиянием осуществления его профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания, когда защитные механизмы настолько сильно ослаблены, что работник не может противостоять разрушительным факторам и начинается процесс разрушения личности. Синдром психоэмоционального выгорания сотрудника более 30 лет является предметом исследований в рамках зарубежной психологии. В отечественной науке эта проблема возникла сравнительно недавно. В этом отношении исследователь. Сыманюк Е.Е. отмечает, что «отечественная психология лишь недавно проявила интерес к феномену эмоционального выгорания, поэтому эта проблема еще не успела быть адекватно решена» [19].
Работа по эмоциональному выгоранию появилась в США в 1970–х годах. Один из основателей идеи выгорания – Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе здравоохранения. В 1974 году он описал наблюдаемое им и его коллегами явление (истощение, потеря мотивации и ответственности) и назвал его броской метафорой – выгорание. Х. Фреденбергер использовал термин «burnout» («жжение», «выгорание»), который является «характеристикой психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном контакте с клиентами, пациентами в эмоционально заряженной атмосфере при оказании профессиональной помощи».
Выводы по первой главе
Эмоциональное выгорание – это совокупность психических переживаний и поведенческих норм, которые влияют на работоспособность человека, его физическое и психическое состояние, а также на межличностные отношения сотрудника.
Профессия специалиста социальной сферы связана со значительным риском профессионального выгорания. Профессиональное выгорание является формированием отрицательного или неправильного поведения профессиональной деятельности, в связи с чем социальный работник деградирует и становится бесполезным в профессиональной среде. Причем данному явлению подвержены как профессионалы, так и молодые специалисты. К профессиональному пути специалиста социальной сферы нужно подходить индивидуально и как следствие активно заниматься профилактикой профессионального выгорания.
Основной целью профилактики СЭВ у специалистов социальной сферы является достижение психического здоровья. Для профилактической психологической работы по вопросам СЭВ специалистов социальной сферы имеются следующие показания: недостаточно завышенные требования к профессиональной деятельности, крайне высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность дистанцироваться от работы. Профилактическая деятельность в рамках СЭВ специалистов социальной сферы осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии. В профилактику СЭВ можно включить следующие методы арт-терапии, психогимнастику и коммуникативные тренинги.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявление особенностей эмоционального выгорания у специалистов социальной сферы.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 5 человек. Главным критерием для отбора участников исследования служила особая специфика условий труда специалистов социальной сферы – ежедневное непосредственное общение с клиентами ТЦСОН, требующее эмоционального включения. Это обусловливает репрезентативность выборки, так как все выбранные участники соответствовали характеристикам целевой группы.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных (проведение тестирования с социальными работниками, непосредственно взаимодействующими с клиентами, с помощью специализированных методик).
III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, осмысление выявленных тенденций и закономерностей.
Методики исследования: методика «Диагностика эмоционального выгорания», К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Данный опросник позволяет определить степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». Общее количество баллов говорит о тяжести «выгорания».
Обработка результатов теста: варианты ответов оцениваются следующим образом:
- «никогда» – 0 баллов;
- «очень редко» – 1 балл;
Выводы по второй главе
Цель исследования: выявление особенностей эмоционального выгорания у специалистов социальной сферы. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 5 человек. Главным критерием для отбора участников исследования служила особая специфика условий труда специалистов социальной сферы – ежедневное непосредственное общение с клиентами ТЦСОН, требующее эмоционального включения. Это обусловливает репрезентативность выборки, так как все выбранные участники соответствовали характеристикам целевой группы. Методики исследования: методика «Диагностика эмоционального выгорания», К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Таким образом, большинство опрошенных респондентов показали низкий уровень эмоционального истощения. Социальные работники не испытывают эмоциональное истощение, с удовольствием выполняют работу. При общении легки и непринужденны.
Результаты диагностики эмоционального выгорания по шкале деперсонализация показали следующие результаты: у 3 социальных работников можно отметить начало развития деперсонализации. У данных респондентов изредка возникает деперсонализация, но она только позволяет человеку отвлеченно и логично взглянуть на ситуацию, без мешающих в этот момент эмоций. Это нормально в разовой ситуации и, обычно, проходит, когда заканчивается травмировавшая ситуация.
Диагностика уровня редукции личных достижений показала, что почти все социальные работники имеют средний уровень редукции личных достижений. Это выражается в возникновении у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Уровень развития эмоционального выгорания у данной выборки – средний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональное выгорание – это совокупность психических переживаний и поведенческих норм, которые влияют на работоспособность человека, его физическое и психическое состояние, а также на межличностные отношения сотрудника.
Профессия специалиста социальной сферы связана со значительным риском профессионального выгорания. Профессиональное выгорание является формированием отрицательного или неправильного поведения профессиональной деятельности, в связи с чем социальный работник деградирует и становится бесполезным в профессиональной среде. Причем данному явлению подвержены как профессионалы, так и молодые специалисты. К профессиональному пути специалиста социальной сферы нужно подходить индивидуально и как следствие активно заниматься профилактикой профессионального выгорания.
Основной целью профилактики СЭВ у специалистов социальной сферы является достижение психического здоровья. Для профилактической психологической работы по вопросам СЭВ специалистов социальной сферы имеются следующие показания: недостаточно завышенные требования к профессиональной деятельности, крайне высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность дистанцироваться от работы. Профилактическая деятельность в рамках СЭВ специалистов социальной сферы осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии. В профилактику СЭВ можно включить следующие методы арт-терапии, психогимнастику и коммуникативные тренинги.
Цель исследования: выявление особенностей эмоционального выгорания у специалистов социальной сферы.
1. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания [Текст] / О.И. Бабич // Иркутск : ИПКРО, 2018. – 172 с.
2. Боева, А. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей–психиатров / А. В. Боева, У. С. Москвитина // Научные ведомости Белгородского гос. университета. – 2013. – Т. 22, № 11. – С. 6–12.
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 2006. – 469 с.
4. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
5. Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 48-53
6. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно–смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно–историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. Проект, 2003. – 336 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
9. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
10. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос–Пресс, 2005. – 352 с.
11. Коновалова, О. В. Особенности копинг–поведения у специалистов социальной сферы / О. В. Коновалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320–325.
12. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд–во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
13. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение специалистов социальной сферы / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
14. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
15. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
16. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76–97.
17. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
18. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2016. – № 3. – С. 85-95.
19. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособ. для студ. непсихол. вузов / Н.В. Самоукина. – 2. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 219.
20. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
21. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25–32.
22. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально–обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М: Изд–во МПСИ, 2004. – 320 с.
23. Трунов, Д.И Снова о «профессиональной деформации» / Д. Трунов // Психологическая газета. – 2004. – № 6. – С. 32 – 34.
24. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
25. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 54 – 67
26. Шмелева, Н.Б. Профессиональное выгорание и деятельность социального работника / Н.Б. Шмелева, О.А. Денисова // Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – № 3. – С. 69-71.
27. Юдина, Е. В. К проблеме Синдрома выгорания у психологов–консультантов: экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.
28. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.