ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие франчайзинга и его роль в развитии современного бизнеса
1.2 Основные инструменты франчайзинга
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
2.1 Развитие франчайзинга в сфере туризма
2.2 Применение франчайзинга как действительного способа организации деятельности в сфере туризма
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Условия развития отношений франчайзинга в стране
3.2 Перспективы развития франчайзинга на рынке туризма Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для современного международного бизнеса характерно наличие ряда факторов, сдерживающих его развитие. В частности, существует необходимость расширения реализации произведенной продукции, привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; повышения эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса, возникают сложности при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса. Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. В частности, одним из таких механизмов является франчайзинг, позволяющий повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению преимуществ малого и крупного бизнеса.
Привлекательность франчайзинга объясняется комплексным характером отношений, достаточно высоким уровнем их прозрачности, а также преимуществами взаимовыгодных системных связей, что, в свою очередь, позволяет сформировать однородную сеть с эффективным распределением капиталовложений; создать широкую систему сбыта товаров и услуг; усилить конкурентные преимущества членов сети по отношению к другим участникам аналогичного рынка; обеспечить возможность более быстрого выхода на рынок с минимальными рисками новых представителей системы.
В то же время, несмотря на все достоинства и широту применения, теоретические и методические аспекты использования франчайзинга являются дискуссионными вопросами в научном сообществе и в практической среде стран с переходной экономикой. В этой связи изучение франчайзинга, его специфических черт, а также перспектив развития в Республике Беларусь обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – франчайзинг в сфере туристических услуг
Предмет исследования - рынок франчайзинга в сфере туристических услуг Республики Беларусь
Целью курсовой работы является выявление специфики использования франчайзинга и его инструментов в сфере туризма.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие франчайзинга и его роль в развитии современного бизнеса;
- описать основные инструменты франчайзинга;
- проанализировать развитие франчайзинга в сфере туризма;
- определить состояние и перспективы развития франчайзинга на рынке туризма Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Понятие франчайзинга и его роль в развитии современного бизнеса
Процесс реализации франшиз в наше время набирает значительные обороты. За последние годы активизировались зарубежные франчайзеры, понимая, что выход на новые рынки в современных условиях является важным фактором для создания предпосылок лидерства на международной уровне, все чаще запускают собственные франшизы в разных странах. Кроме того, франчайзинг является эффективным способом развития нового бизнеса для людей, которые бояться открывать собственный бизнес, который может не окупиться.
Технологии, продукты, материалы, возможности быстро устаревают, поэтому фактор времени в масштабировании и диффузии инноваций оказывает существенное влияние на жизнеспособность бизнеса. Франчайзинг как модель управления взаимоотношениями с партнерами позволяет увеличивать влияние на рынок посредством развития собственных партнеров, сохранять при этом ресурсы организации и эффективное управление ими.
На сегодняшний день основными лидерами на рынке в области развитии франчайзинга признаны такие страны, как США, Канада, Япония, Германия, Испания, Франция. Исследователями данной темы отмечается, что одной из основных причин подобного лидерства можно считать структурированность и стандартизацию бизнес-процессов, которые поддерживают обучение и развитие компетенций и навыков, пошаговый или стандартный вход на рынок, понятная бизнес-модель. Все это чаще всего называют «вечными факторами франчайзинга» [3, с. 21], позволяющими разработать понятную и доступную бизнес-модель, которой сможет воспользоваться абсолютно любой франчайзи, даже не имеющий опыта в ведении собственного бизнеса. С одной стороны, соблюдение определенного рода условий делает возможным быстрое достижение запланированных результатов, а, с другой стороны, франчайзи должен быть исполнительным, четко выполнять программу, которую предоставляет ему франчайзер.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
2.1 Развитие франчайзинга в сфере туризма
Сегодня туризм — это динамично развивающаяся отрасль на мировом рынке. Эта отрасль объединяет предприятия в экономически связанных областях (отели, рестораны, туристические предприятия, национальные парки и другие) различными методами собственности и управления. Глобализация отрасли сопровождается развитием современных форм хозяйствования, одной из эффективных форм развития предприятия и стратегического управления является франчайзинг [1, c 54].
Организованная структура управления среди участников франчайзинговой системы способствует дальнейшему развитию туристической сети на основе формы франчайзинга, которая является наиболее выгодным и перспективным направлением в современных экономических реалиях и не требует столь значительных инвестиций. В то же время, в условиях жесткой конкуренции, создание собственного бизнеса без внешней поддержки, особенно в сфере туризма, стало неоправданно рискованным и невыгодным для предпринимателей. Поэтому необходим новый подход к формированию отношений между франчайзи и франчайзи системы. Особое внимание следует уделить личным отношениям, так как каждый франчайзи нуждается в своем особом подходе.
Очевидно, что в современных рыночных условиях дальнейшее эффективное развитие национальной экономики затруднено без разработки и внедрения механизмов обеспечения конкурентоспособности коммерческих структур на основе франчайзинга.
Франчайзинговая форма управления существующим бизнесом предлагает владельцу туристического бизнеса множество преимуществ-узнаваемый бренд, опыт работы в управляющей компании, рекламная поддержка, единый колл-центр, а также повышенные комиссионные от поставщиков туроператоров. Говоря коротко, франшиза позволяет ее владельцам иметь свой собственный туристический бизнес, но не быть одинокой в условиях жесткой конкуренции.
Франшиза путешествий облегчает открытие прибыльного туристического агентства. Поэтому для предпринимателей франчайзинг предлагает короткий путь к росту, поскольку они получают готовый бизнес.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Условия развития отношений франчайзинга в стране
Особый характер отношений франчайзинга требует определенных условий для их эффективного использования и широкого распространения. В 2011 г. в Республике Беларусь учреждена ассоциация «Белфранчайзинг», целью деятельности которой является популяризация развития франчайзинга в Беларуси, защита интересов участников данных отношений. Деятельность названной организации и проводимые ею мероприятия успешно устраняют одно из главных препятствий – малоизвестность отношений франчайзинга для белорусских предпринимателей. Для сравнения отметим, что Международная ассоциация франчайзинга и Европейская ассоциация франчайзинга были созданы соответственно в 1960 и 1972 гг. Это свидетельствует о наличии длительной международной практики применения данных отношений, которая может быть успешно использована белорусскими предпринимателями и коммерческими организациями в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь.
С точки зрения юридического оформления франчайзинг представляет собой одну из самых юридически сложных сделок.
В белорусском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором комплексной предпринимательской лицензии, которому посвящена глава 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5]. Для сравнения отметим, что в законодательстве Российской Федерации аналогом выступает договор коммерческой концессии.
Сторонами договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть только коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели. В международной практике правообладателя принято именовать франчайзером, пользователя – франчайзи, а объекты (то, по поводу чего возникают данные правоотношения) – франшизой. В силу закрепленного законом принципа свободы договоров стороны определяют условия данного договора в пределах, предусмотренных законодательством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашей работе, в которой проводился анализ основных перспектив использования инструментов франчайзинга в сфере туризма, мы пришли к следующим выводам.
На сегодняшний день франчайзинг оценивается специалистами в этой области как один из основных самых перспективных и эффективных способов ведения бизнеса. Отмечается, что при правильном выстраивании бизнес-модели и стратегий, франчайзеры и франчайзи будут находиться в обоюдно выгодном положении, каждый получая от данного предприятия свои плюсы и доходы.
Выстраивание бизнеса по франшизе является оптимальным вариантом для малоопытных бизнесменов, которые хотят построить собственный бизнес, но не знают, каким именно образом можно это сделать.
В настоящее время франчайзинг настолько эффективен, что было доказано на конкретных примерах развития его в истории, что все больше отраслей изыскивают возможности использования его инструментов в своей сфере.
Инструменты франчайзинга на сегодняшний день довольно разнообразны и разрабатываются в соответствии с тенденциями в бизнесе и экономике, а также в соответствии с потребностями франчайзеров.
Традиционно выделяют следующие инструменты франчайзинга:
- Прямая франшиза;
- косвенная франшиза (субфранчайзинг);
- мастер-франшиза;
- расширение территории;
- совместное предприятие (joint venture).
Франчайзинг в сфере туризма на сегодняшний день, к сожалению, не является в полной степени развитым, несмотря на свой очевидный потенциал. Несомненно, развития франчайзинга и правильного использования его инструментов в сфере туризма является не только возможностью какой-либо компании выйти на новые рынки, но и повысить экономический потенциал туристической сферы. К сожалению, для этого необходимо улучшение законодательства и правового регулирования данного вопроса.
1. Биржаков М.Б. Индустрия туризма / М. Б. Биржаков. М.: Герда, 2012
2. Боголюбов В.С. Экономика туризма: учеб. пособие / В.C. Боголюбов. М.: Академия, 2013.
3. Ватутин, С. Н. Франчайзинг от А до Я / С. Н. Ватутин – М.: Феникс, 2013. – 160 c.
4. Ганебных, Е. В. Франчайзинговые инструменты как фактор развития туризма в РФ / Е. В. Ганебных // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2015. – № 2. Т. 9. – С. 40-47.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2013. 656 с.
6. Деловой базар. [Электронная версия]: www.delovoybazar.ru.
7. Зинчак, Е. В. Выявление и анализ тенденций франчайзинга на основе международных рейтингов франшиз / Е. В. Зинчак // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 46. – C. 8–13.
8. Иванов В.А. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала/ В.А. Иванов, М.Е. Пузырев // Вестник Удмуртского Университета. − 2012. – №3. − 200 с.
9. Как управлять конкурентными преимуществами в периоды спада и подъема экономики / под ред. А. П. Градова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. – 636 с.
10. Колинченко, М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг / М. В. Колинченко // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2011. – № 3. – С. 70-77.
11. Леонтьева, О. В. Франчайзинг: Практическое пособие для предпринимателей / О. В. Леонтьева. – Минск: Альтиора Форте, 2018. – 48 с.
12. Майер, А. Франчайзинг как наиболее успешная система ведения малого бизнеса / А. Майер // Клуб франчайзи: журнал о бизнесе по франшизам. 2015. –№1. – С. 7-17.
13. Международная ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.franchise.org/ .
14. Martin, C.J.G., Medal-Bartual, A., Peris-Ortiz, M. Analysis of efficiency and profitability of franchise services // The Service industries journal. − 2014. − ISSU 9. – Р. 796−810
15. Официальный сайт Белорусской ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belfranchaising.by
16. Пивоваров А. Н., Очирова Я.А. Франчайзинг в туристическом бизнесе: проблемы и перспективы / Я. А. Очирова, А. Н. Пивоваров // экономика и менеджмент. – 2016. -С. 61-65.
17. Соколова Ю.А. Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства/ Ю.А. Соколова, А.М. Кузнецова // Экономика и управление. − 2012. − №5. –С. 200-205.
18. Степанчук, А. А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов / А. А. Степанчук // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2016. – № 3 (245). – С. 202-213.
19. Тарануха, Ю.В. Современная конкуренция: новые условия, новые конкуренты и способы борьбы / Ю.В. Тарануха // Экономика и предпринимательство. − 2014. − №2(43). − С. 185−194.
20. Франчайзинг и готовый бизнес. [Электронная версия]: www.franchising.msk.su.
21. Цинь Цзюнь Система франчайзинга в гостиничных и туристских комплексах / Цинь Цзюнь // Вестник ТГУ. − 2008. − № 10. – С. 201-203.
22. Что такое франчайзинг [Электронный ресурс] // Белфранчайзинг. – Режим доступа: https://belfranchising.by/azbuka-franchajzinga/obshhie-ponyatiya/chto-takoe-franchajzing/.